Статья: Этнонациональные установки как фактор субъективного благополучия студентов университетов новых регионов РФ (2025)

Читать онлайн

Цель. Выявление особенностей взаимосвязи этнонациональных установок и показателей удовлетворённости жизнью и субъективного благополучия у студентов университетов новых субъектов Российской Федерации.

Процедура и методы. Эмпирическое исследование проведено с использованием «Шкалы этнонациональных установок» (авторы О. Е. Хухлаев, И. М. Кузнецов, Н. В. Ткаченко), которая реализует подход к многомерному исследованию обобщённых установок респондентов в отношении национальности и межнациональных отношений, воспринимаемых в российском общественном дискурсе как тождественные понятию этничности, «Шкалы психологического благополучия Варвик-Эдинбург» (в адаптации С. К. Нартова-Бочавер) для оценки уровня субъективного благополучия, опросника «Удовлетворённость жизнью» (Н. Н. Мельникова) для исследования субъективного чувства удовлетворённости жизнью.

Результаты. Установлено, что у студентов университетов новых субъектов Российской Федерации, которые относятся к категории переселенцев, националистические установки отрицательно связаны с субъективным благополучием и удовлетворённостью жизнью, тогда как патриотические установки демонстрируют положительные корреляции с этими показателями. В группе студентов из других регионов РФ подобные взаимосвязи выражены слабее или отсутствуют. Это указывает на особую роль этнонациональных установок как фактора субъективного благополучия в условиях социальной адаптации, что подтверждает значимость учёта этнокультурных особенностей при разработке программ психологического сопровождения студентов. Теоретическая и/или практическая значимость.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении взаимосвязи этнонациональных установок с субъективным благополучием и гражданской идентичностью студентов в процессе их социальной адаптации. Полученные результаты позволят глубже понять механизмы, посредством которых этническая принадлежность и связанные с ней установки могут как способствовать, так и препятствовать адаптации студентов к новым условиям. Практическая значимость исследования обусловлена возможностью применения полученных данных для разработки и реализации программ психологической поддержки и профилактики дезадаптации студентов в новых субъектах Российской Федерации. Это позволит создать более эффективные стратегии помощи студентам, испытывающим трудности с адаптацией в связи с этнонациональными факторами.

Ключевые фразы: гражданская идентичность, патриотизм, СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ, студенты новых регионов российской федерации, УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ, этнонациональные установки
Автор (ы): Левченко Татьяна Васильевна, Блинова (Корнилова) Елена Евгеньевна
Журнал: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Социология
УДК
316.612. Развитие личности
Префикс DOI
10.18384/3033-6414-2025-3-66-75
Для цитирования:
ЛЕВЧЕНКО Т. В., БЛИНОВА (. Е. ЭТНОНАЦИОНАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ КАК ФАКТОР СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТОВ НОВЫХ РЕГИОНОВ РФ // ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2025. № 3
Текстовый фрагмент статьи