Читать онлайн

Многие аспекты жизни и творчества художника остаются вне поля зрения исследователей. К числу таких элементов можно отнести окружающий творца природный ландшафт. Его избранность гением указывает на определенную значимость, что делает актуальным изучение взаимосвязи природного территориального комплекса как места жительства и художника. Цель статьи - проанализировать роль природного ландшафта в жизнедеятельности гения. Объектом исследования стала проблема влияния таосских гор на художника Н. И. Фешина. Методами научной работы избраны аналитический и герменевтический. В результате проработки вопроса выяснилось, что краткий период проживания в Таосе (1927-1933) стал для Николая Ивановича Фешина новым периодом творческого взлета. Выбор Таоса был неслучайным. Художник нашел в нем созвучное себе пространство, удовлетворяющее его физические и духовно-эстетические потребности. Особое впечатление на Николая Ивановича произвели таосские горы. Они выступили для мастера в качестве символа силы, устойчивости, величия. Своим названием - Кровь Христа - горы напоминали Николаю Ивановичу о православной вере и отце. Они олицетворяли внутреннее одиночество художника, тяжелый путь духовных исканий и достигнутые вершины в творчестве. Мастер восхищался их красотой в разное время суток/года. Немногочисленные горные пейзажи свидетельствуют о сакральности таосского пространства для Н. И. Фешина. Природные красоты Таоса с их переходами от гор к равнинам и разломам одновременно символизировали непростую и изменчивую судьбу художника. Поднятая проблема воздействия горных ландшафтов на творчество и их взаимосвязь с судьбой художника представляется довольно актуальной. Она позволяет переосмыслить творческие поиски гения, по-новому понять его творения и раскрыть особенности внутреннего мира.

Ключевые фразы: н и фешин, таос, горная цепь сангре-де-кристо, пейзажи
Автор (ы): Яковлева Елена Людвиговна
Журнал: ВЕСТНИК МГПУ. СЕРИЯ: ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Философия
УДК
551.432. Морфоструктуры, созданные новейшими тектоническими движениями и вулканическими процессами. Рельеф гор и платформенных равнин
75.047. Изображения природы (пейзажная живопись)
7.071.1. Творческие работники. Художники-профессионалы, например, живописцы, композиторы и т. п.
Для цитирования:
ЯКОВЛЕВА Е. Л. Н. И. ФЕШИН И ГОРЫ ТАОСА // ВЕСТНИК МГПУ. СЕРИЯ: ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ. 2025. № 3 (55)
Текстовый фрагмент статьи