В ст атье исследуются сложившиеся в отечественном научном дискурсе основные подходы к определению современной русской идеи как формы российского национального самосознания. Выясняются концептуальные основы, определяющие способ содержательной интерпретации современной русской идеи. Сформулированы условия эффективного дискурса о русской национальной идее. Обоснована необходимость выработки отечественной мыслью эффективной формы национального самосознания, способной обеспечить сплочение общества и развитие российской цивилизации в XXI веке. Установлены критерии продуктивной концепции современной русской идеи
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Искусство
Актуальность темы исследования. Каждая самобытная цивилизация в своем историческом существовании нуждается в определенных идеологических, мировоззренческих ориентациях, позволяющих определить ее исторические цели и место в системе международных отношений. Эти ориентации формулируются мыслителями в форме концепта «национальной идеи». Национальная идея наличествует у каждой самобытной цивилизации, составляя ее духовную основу и придавая смысл ее историческому бытию, направляя ее деятельность к определенными социально-историческим целям и культурным ценностям. Поэтому «понятие национальной идеи… является ключевым… для эффективного развития общества, для самосохранения самой российской цивилизации»
Список литературы
1. Еременко Ю.Е. Альтернативы современной русской национальной идеи // Вестник Донского государственного аграрного университета. 2018. № 4-2 (30). С. 22-29. EDN: YSOHXF
2. Пионтковский В.В. Концепция “русской идеи” и современная реальность // Вестник Якутского государственного университета. 2006. Т. 3. № 1. С. 72-77. EDN: JWTJAZ
3. Кот Ю.В. Русская идея и Русский мир: философско-культурные параллели // Знание. Понимание. Умение. 2023. № 1. С. 108-119.
4. Соклаков А.Ю. Русская идея. URL: https://www.noo-journal.ru/nauka-obshestvo-oborona/2017-4-13/article-0130/(дата обращения: 01.01.2025).
5. Поломошнов А.Ф., Новожилов В.С., Мельникова Л.В. Россия в поиске национальной идеи // Вестник Донского государственного аграрного университета. 2015. № 3 (17.3). Ч. 3. С. 28-36. EDN: VNTXAX
6. Поломошнов А.Ф., Мельникова Л.В. Россия без национальной идеи // Вестник Донского государственного аграрного университета. 2014. № 4 (14). Ч. 2. С. 49-67. EDN: TGGOMH
7. Баталова Д.А. Русская идея. От истоков и до наших дней // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2016. № 33. С. 108-112. EDN: WAXWWZ
8. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. М.: Изд-во “Известия”, 2003. 607 с.
9. Соловьёв В.С. Русская идея // Россия глазами русских. СПб.: Наука, 1991. С. 311-339.
10. Дорожкина В.Ю. Национальная идея в России как фактор общественных трансформаций: политологический аспект: дисс.. канд. полит. наук. Уфа, 2009. 180 с. EDN: QEJDCF
11. Щупленков О.В. Императивы национальной идеи // Философская мысль. 2013. № 2. С. 122-164. EDN: RWBKQX
12. Баранов С.Д. Цивилизация Восточной Европы (цивилизация Оси). М.: Институт наследия, 2024. 578 с.
13. Пархоменко Т.А. Российская цивилизация: между Западом и Востоком. М.: Институт наследия, 2021. 152 с. EDN: HOZPOO
14. Закунов Ю.А. Наследование духовно-эстетических традиций российской цивилизации в современных условиях. М.: Институт наследия, 2021. 206 с. EDN: ZJHRVG
15. Национальная идея России: в 6 тт. / ред. Сулакшина С.С. Т. 1. М.: Научный эксперт, 2012. 752 с.
16. Денисов А.А. Русская идея как основная проблема русской философии // Вестник Омской православной духовной семинарии. 2022. № 2. (13). С. 112-119. EDN: EHJDRX
17. Чунихина Т.Н. К вопросу о национальной идее как форме идеологии российского государства // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2010. № 1 (5). С. 197-199.
18. Идентичность: личность, общество, политика. Новые контуры исследовательского поля / отв. ред. Семененко И.С. М.: Издательство “Весь мир”, 2023. 512 с. EDN: AGNIZL
19. Мельникова Л.В. Трансформации российской культурной идентичности: дис. … канд. филос. наук. Ростов-н/Д., 2012. 177 с. EDN: FNMQBD
20. Пляйс Я.А. Россия в поисках национальной идеи и идеологии. URL: https://i-sng.ru/observer/observer/N11_99/11_06.HTM (дата обращения: 11.01.2025).
21. Черняховский С.Ф. Наследование будущего в политико-культурном пространстве России XXI столетия М.: Институт наследия, 2023. 250 с. EDN: VGWDYY
22. Шашкин П.А., Рудаков А.Б., Волобуев С.Г. Показатели эффективности государственной политики в области защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти. М.: Институт наследия, 2023. 368 с.
23. Дёмин И.В. Евразийский патриотизм и смысл русской идеи в современном мире // Евразийство: теоретический потенциал и практические приложения. 2022. № 11. С. 58-64. EDN: SIESPU
24. Тихонова В. Б. “Русская идея”: отражение народного самосознания, утопия, миф, идеологический штамп? // Исторический путь России: из прошлого в будущее: материалы Международной научной конференции, посвященной 800-летию со дня рождения Великого князя Александра Невского: в 3 тт. / ред. Бугашева С.И., Минина А.С. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2021. Т.1. С. 544-559. EDN: BEEOXE
25. Черняховский С.Ф., Черняховская Ю.С. Империя и суверенитет: наследование мотивирующих образов. М.: Институт наследия, 2025. 250 с. EDN: XOERFY
26. Путин В.В. Россия: национальный вопрос. URL: https://mdn.ru/download/Stati/putin_article.pdf (дата обращения: 11.01.2025).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена проблематике российской женской гендерной идентичности в период от Средневековья до революционных событий начала ХХ века. Предметом исследования является традиционная российская женская гендерная идентичность высоких сословий и ее характерные черты. Методология работы базируется на комплексном подход е, включающем структурно-функциональный и проблемнохронологический методы исследования. Женская гендерная идентичность рассмотрена в контексте правового положения женщин высших сословий и общественных представлений об их роли в социуме и семье.
В ст атье проанализированы аспекты вхождения и циркуляции женского сегмента российской элиты. Культурные интересы, проявляющиеся в милосердии, эмпатии, отношении к детям и национальной истории, оказываются не только наиболее востребованными современным российским обществом, но и условием вхождения и устойчивости его элиты. Отмечается, что культурные интересы характеризуют российских властных женщин не только через то, что в них представлено, но и тем, что в них отсутствует
В статье рассматриваются истоки и становление оперной вокальной педагогики Китая - обучение вокальной технике bel canto в связи с европеизацией китайской музыкальной культуры. Охарактеризована деятельность Шанхайской консерватории, в которой работали иностранные специалисты и китайские педагоги, получавшие музыкальное образование за рубежом, в период с начала XX столетия по год создания КНР. Проанализированы методические принципы выпускника Санкт-Петербургской консерватории В. Г. Шушлина и его знаменитой ученицы Чжоу Сяоянь.
Статья посвящена анализу процессов интернационализации музыкальной культуры и влиянию международных взаимодействий на фортепианное исполнительство в Китае. В ходе работы автор исследует ключевые исторические события, оказавшие влияние на развитие китайского фортепианного искусства в XX веке и выявляет основные тенденции, определившие эволюцию китайского фортепианного исполнительства в условиях мировых культурных изменений
Авторы, используя контекстный подход, герменевтический, историко-аналитический и образно-стилистический методы, сравнивают записи сонаты g-moll op. 22 Н. К. Метнера в исполнении Бенно Моисеевича, Марии Гринберг, Эмиля Гилельса, Хэмиша Милна, Марка-Андре Амлена, Люка Дебарга, Александра Малофеева и выявляют трансформацию подходов к ее интерпретации. Авторы приходят к выводу о том, что если музыканты прошлого в интерпрет ации сонаты g-moll op. 22 Н. К. Метнера акцентируют драматическое начало, то музыканты настоящего – эпическое, при этом современный интерпретационный подход нацелен на детализацию фактуры и полифонизацию
Статья посвящена творчеству композитора-исполнителя Е. П. Паршиной, внесшей весомый вклад в развитие песенного жанра патриотической тематики на Кубани. В статье использованы междисциплинарный, биографический, аналитический методы исследования. Новизна работы заключается в представлении профессиональному сообществу не изученных ранее вокальных произведений композитора. В результате исследования выявлена преемственность отечественных музыкальных традиций в области песенного жанра, значимость творческого наследия Е. П. Паршиной в культурном пространстве региона.
В работе проанализированы одночастные сонаты петербургских композиторов XXI века И. Е. Рогалева, Э. Е. Матвеева и Б. А. Арапова с точки зрения особенностей образной драматургии и композиционных принципов построения сочинений. Основным методом исследования послужил цел остный анализ произведений. Новизну исследованию придают выводы об обогащении композиторами эмоционального и содержательного компонента фортепианной сонаты современной образностью, расширении темброво-колористической палитры фортепиано и типов тематического материала, подчеркивании высокого художественно-эстетического предназначения сонаты и подчинении формы произвед ения художественной концепции автора.
В статье анализируются особенности воссоздания академической и джазовой моделей при игре на саксофоне. Данная проблема, невзирая на существование большого пласта литературы, до настоящего времени не выступала в качестве предмета исследований. Подобное состояние научной мысли побудило автора сконцентрировать внимание на специфической работе органов артикуляционнорезонирующего аппарата и амбушюра, при помощи которых корректируется акустический результат, предопределенный характерными традициями реализуемых стилевых моделей
В статье объектом исследования является жанр концертной симфонии в западноевропейской музыкальной культуре, предметом – проблема вариативности типов данного жанра в результате смены эстетических и стилевых парадигм на протяжении XVIII–ХХ вв. Показано, что в фокусе жанрового содержания концертной симфонии – идея виртуозной игры как способа отражения картины мира. Авторы статьи системно характеризуют концертную симфонию как инструментальный жанр, микстовый в своей основе, представленный в истории западноевропейской музыки в различных национальных школах и стилевых контекстах, что определяет актуальность данной работы
Статья посвящена исследованию художественного замысла балета «Жарптица» И. Ф. Стравинского, реализованному на двух уровнях: в аспекте фелицитарной поэтики и орнитологического кода русской культуры, порожденного его мифопоэтическими основаниями. Ключевой в балете образ Жар-птицы трактуется автором статьи многозначно: наряду со сказочно-фантастическим и лирическим началами, данный образ претворяет символ красоты как одной из высших ценностей бытия. Благодаря ее всемогуществу и волшебной магии, Жар-птица дарует героям балета обретение счастья, торжествуя над миром зла.
В статье на основе анализа художественных фильмов «Велга» (2024, режиссер А. Нечаева), «Земля Эльзы» (Россия, 2020, режиссер Ю. Колесник) выявлена роль музыкального компонента, созданного композитором А. Силаевым в технике минимализма. Доказано, что музыка композитора способствует воспроизведению эмоционально-психологических характеристик героев, акустической атмосферы, жанровой специфики фильмов. Это привносит черты современности в воплощение легендарного сюжета «Велги» и в приемы раскрытия традиционной проблематики в «Земле Эльзы»
Деятельность «Театра дю Солей» А. Мнушкин впервые рассматривается в качестве театральной лаборатории. Характерные черты лабораторности стали предметом изучения. В статье анализируются этапы постановочного процесса, формы взаимодействия с пространством и публикой, поиск выразительных средств на стыке традиций Востока и Запада, семантический потенциал спектаклей. В результате в экспериментальном творчестве «Театра дю Сол ей» выявлены стратегические и тактические признаки театра-лаборатории
В статье рассматривается проблема включения школьных театров в контекст любительского театрального искусства. Актуальность темы видится авторам не только в необходимости практического выполнения ряда нормативных документов о развитии школьных театров, но прежде всего в теоретическом осмыслении данного явления в любительском театральном искусстве. Научная новизна работы состоит в анализе современных подходов к школьным театрам и любительскому театральному искусству, в контексте предлагаемых авторами направлений теории и практики любительского театра.
В статье рассмотрен переходный этап творчества кемеровского художника А. В. Насонова от фигуративности к абстракции. В результате анализа работ художника выявлено изменение его творческого метода. А. В. Насонов около 30 лет развивался как пейзажист. С 2017 года автор постепенно отказывается от жанра пейзажа. С 2020 года А. В. Насонов создает абстрактные объекты на фоне и пространственные композиции средствами беспредметной живописи. В ходе эксперимент а А. В. Насонов ставит перед собой художественные задачи колористического характера, а также обращается к приемам автоматического письма. Автор статьи приходит к выводу о наличии в творческом методе А. В. Насонова тенденций официального позднесоветского искусства
Актуальность темы обусловлена повышенным общественным интересом к изучению регионального искусства книжной графики. Предметом исследования стало художественное оформление книг, выпущенных Сталинградским издательством в послевоенный период. Определен круг художников, сотрудничавших со Сталинградским книжным издательством в 1943–1957 гг. Проведен искусствоведческий анализ изданий, оформленных художниками В. М. Петиновым, В. М. Алексеевым, В. А. Сметанниковым, П. Ф. Гречкиным, П. П. Островским. Художественное оформление изданий рассмотрено с позиций целостности книжного организма и проявления индивидуального творческого стиля художника-иллюстратора
Авторы статьи исследуют влияние демократизации доступа к искусственному интеллекту на современную культуру и креативные индустрии. Проанализированы исторические этапы развития искусственного интеллекта, его роль в трансформации творческих процессов и сохранении культурного многообразия. Особое внимание уделено этическим аспектам использования искусственного интеллекта в творчестве, проблемам авторства, а также рискам доминирования глобальных платформ, обусловливающим процессы унификации культуры
В статье дан краткий анализ истории возникновения и деятельности четырех церковных музеев, наиболее отвечавших основным положениям музееведческой мысли рассматриваемого времени и наименее изученных в историографии. Их главной целью являлось сохранение и популяризация через вещественные памятники духовно-нравственных ценностей. Они наиболее тесно взаимодействовали с Московским археологическим обществом (МАО). Специфика используемой методики исследования заключается в интегрировании способов работы с письменными и вещественными (описи фондов) источниками, что и обусловливает новизну исследования.
Год защитника Отечества и 80-летие Победы в Великой Отечественной войне являются глубоко символичными событиями, имеющими огромное значение для России и ее граждан. Они неразрывно связаны с исторической памятью и национальной идентичностью российского общества.
Издательство
- Издательство
- КГИК
- Регион
- Россия, Краснодар
- Почтовый адрес
- 350072, Краснодарский край, г Краснодар, ул им. 40-летия Победы, д 33
- Юр. адрес
- 350072, Краснодарский край, г Краснодар, ул им. 40-летия Победы, д 33
- ФИО
- Зенгин Сергей Семенович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- kguki@list.ru
- Контактный телефон
- +7 (861) 2577632
- Сайт
- https://kgik1966.ru/