В статье анализируются особенности воссоздания академической и джазовой моделей при игре на саксофоне. Данная проблема, невзирая на существование большого пласта литературы, до настоящего времени не выступала в качестве предмета исследований. Подобное состояние научной мысли побудило автора сконцентрировать внимание на специфической работе органов артикуляционнорезонирующего аппарата и амбушюра, при помощи которых корректируется акустический результат, предопределенный характерными традициями реализуемых стилевых моделей
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Искусство
Актуальность темы исследования. Специфика бытования саксофона в музыкальном социуме со дня создания и вплоть до первой половины XX столетия [1] – не увенчавшиеся успехом попытки внедрения в оперно-симфонический и духовой оркестры с целью расширения тембровых, технических и динамических возможностей, наряду со случайным утверждением в качестве полноправного лидирующего участника в сфере джазового искусства, – обусловила существующие до настоящего времени закономерности исполнительства на данном инструменте. Одной из характерных тенденций, однако, в свете современных процессов не являющейся главенствующей, остается разграничение мировой саксофонной агломерации на академическое и джазовое пространства, размытость границ которых позволяет не только одновременное функционирование в единой плоскости (в силу унифицирования комплекса профессиональных навыков), но и параллельное развитие в рамках избранных направлений. В этой связи, согласно стилевой принадлежности, корректируется диапазон саксофонных традиций [2], влияющих на формирование «исполнительской семантики» (Н. Е. Костенко) [цит. по: 1] и «темброво-звуковой» модели (И. В. Вискова) [3], акустический результат которых предрешается происходящими в организме музыканта физиологическими процессами, соотносящимися по закону акустического импеданса
Список литературы
1. Понькина А.М. Эволюция академической музыки для саксофона второй половины XIX - начала XXI века. М.: ФИЛИНЪ, 2020. 240 с. EDN: KEEGDP
2. Понькина А.М. Русские саксофонные традиции: к проблеме генезиса // Образование и культурное пространство. 2024. № 1. С. 96-104. EDN: NINKMO
3. Вискова И.В. Пути расширения выразительных возможностей деревянных духовых инструментов в музыке второй половины ХХ века: автореф. дис. … канд. искусствоведения. М., 2009. 17 с. EDN: NKVUYL
4. Понькина А.М. Акустический импеданс при игре на духовых инструментах // Актуальные вопросы методики обучения игре на духовых и ударных инструментах: традиции и инновации. М.: Военный университет, 2022. С. 131-139. EDN: GKQUYU
5. Lindeman H. Method: a detailed analysis of embouchure, breathing, tone production, vibrato, tonguing, phrasing, articulation. New York: Henry Lindeman studios, 1934. 50 p.
6. Teal L. The art of saxophone playing. Princeton. New Jersey: Summy-Birchard Music, 1963. 98 p.
7. Апатский В.Н. Основы теории и методики духового музыкально-исполнительского искусства. Киев: НМАУ имени П.И. Чайковского, 2006. 430 с.
8. Carr W.E.J. A Videofluorographic investigation of tongue and throat position in playing flute, oboe, clarinet, bassoon and saxophone: dissertation … for the degree of Doctor of Musical Arts. Southern California, 1978. 135 р.
9. Liebman D. Developing a personal saxophone sound. Massachusetts: Dorn publications, 1994. 58 p.
10. Волков Н.В. Психофизические основы и принципы постановки губного аппарата исполнителя на язычковом духовом инструменте. М.: Научно-методический центр по художественному образованию, 2005. 50 с.
11. Башанова С.М. Формирование вокализированного звукоизвлечения на флейте с опорой на фонематические особенности русского языка // Музыкальное и художественное образование: опыт, традиции, инновации / отв. ред. Бакшаева Е.В., Тенюкова Г.Г. Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2022. С. 119-127. EDN: JDVPSY
12. Подаюров В.Г. Бесприжимная постановка: о некоторых приемах обучения игре на саксофоне // Культурная жизнь Юга России. 2009. № 1(30). С. 136-138. EDN: KVLOXF
13. Уварова О.В. Постановка исполнительского аппарата начинающего музыканта-духовика: акустико-физиологический аспект // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2021. № 21. С. 158-165.
14. Уварова О.В. Позиция гортани в формировании исполнительского аппарата музыканта-духовика // Актуальные научные исследования в современном мире. 2021. 11(79). Ч. 10. С. 174-177. EDN: WAJKQI
15. Уварова О.В. Педагогический потенциал фонетического подхода в подготовке начинающего музыканта-духовика // Музыкальное искусство и образование. 2020. Т. 8. № 2. С. 109-123. EDN: KCCTUD
16. Кириллов С.В. Техника игры на саксофоне и проблемы интерпретации оригинальных произведений: дис. … канд. искусствоведения. М., 2010. 166 с. EDN: QEYHVH
17. Новикова Е.В. Артикуляция звуков в графическом изображении. М.: Гном, 2006. 50 с.
18. Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. М.: Просвещение, 1977. 176 с.
19. Понькина А.М., Григорьев Е.В. Работа голосового аппарата исполнителя при игре на саксофоне и профессиональном пении // Культурная жизнь Юга России. 2017. № 3(66). С. 45-49. EDN: ZRAHWN
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена проблематике российской женской гендерной идентичности в период от Средневековья до революционных событий начала ХХ века. Предметом исследования является традиционная российская женская гендерная идентичность высоких сословий и ее характерные черты. Методология работы базируется на комплексном подход е, включающем структурно-функциональный и проблемнохронологический методы исследования. Женская гендерная идентичность рассмотрена в контексте правового положения женщин высших сословий и общественных представлений об их роли в социуме и семье.
В ст атье проанализированы аспекты вхождения и циркуляции женского сегмента российской элиты. Культурные интересы, проявляющиеся в милосердии, эмпатии, отношении к детям и национальной истории, оказываются не только наиболее востребованными современным российским обществом, но и условием вхождения и устойчивости его элиты. Отмечается, что культурные интересы характеризуют российских властных женщин не только через то, что в них представлено, но и тем, что в них отсутствует
В статье рассматриваются истоки и становление оперной вокальной педагогики Китая - обучение вокальной технике bel canto в связи с европеизацией китайской музыкальной культуры. Охарактеризована деятельность Шанхайской консерватории, в которой работали иностранные специалисты и китайские педагоги, получавшие музыкальное образование за рубежом, в период с начала XX столетия по год создания КНР. Проанализированы методические принципы выпускника Санкт-Петербургской консерватории В. Г. Шушлина и его знаменитой ученицы Чжоу Сяоянь.
Статья посвящена анализу процессов интернационализации музыкальной культуры и влиянию международных взаимодействий на фортепианное исполнительство в Китае. В ходе работы автор исследует ключевые исторические события, оказавшие влияние на развитие китайского фортепианного искусства в XX веке и выявляет основные тенденции, определившие эволюцию китайского фортепианного исполнительства в условиях мировых культурных изменений
Авторы, используя контекстный подход, герменевтический, историко-аналитический и образно-стилистический методы, сравнивают записи сонаты g-moll op. 22 Н. К. Метнера в исполнении Бенно Моисеевича, Марии Гринберг, Эмиля Гилельса, Хэмиша Милна, Марка-Андре Амлена, Люка Дебарга, Александра Малофеева и выявляют трансформацию подходов к ее интерпретации. Авторы приходят к выводу о том, что если музыканты прошлого в интерпрет ации сонаты g-moll op. 22 Н. К. Метнера акцентируют драматическое начало, то музыканты настоящего – эпическое, при этом современный интерпретационный подход нацелен на детализацию фактуры и полифонизацию
Статья посвящена творчеству композитора-исполнителя Е. П. Паршиной, внесшей весомый вклад в развитие песенного жанра патриотической тематики на Кубани. В статье использованы междисциплинарный, биографический, аналитический методы исследования. Новизна работы заключается в представлении профессиональному сообществу не изученных ранее вокальных произведений композитора. В результате исследования выявлена преемственность отечественных музыкальных традиций в области песенного жанра, значимость творческого наследия Е. П. Паршиной в культурном пространстве региона.
В работе проанализированы одночастные сонаты петербургских композиторов XXI века И. Е. Рогалева, Э. Е. Матвеева и Б. А. Арапова с точки зрения особенностей образной драматургии и композиционных принципов построения сочинений. Основным методом исследования послужил цел остный анализ произведений. Новизну исследованию придают выводы об обогащении композиторами эмоционального и содержательного компонента фортепианной сонаты современной образностью, расширении темброво-колористической палитры фортепиано и типов тематического материала, подчеркивании высокого художественно-эстетического предназначения сонаты и подчинении формы произвед ения художественной концепции автора.
В статье объектом исследования является жанр концертной симфонии в западноевропейской музыкальной культуре, предметом – проблема вариативности типов данного жанра в результате смены эстетических и стилевых парадигм на протяжении XVIII–ХХ вв. Показано, что в фокусе жанрового содержания концертной симфонии – идея виртуозной игры как способа отражения картины мира. Авторы статьи системно характеризуют концертную симфонию как инструментальный жанр, микстовый в своей основе, представленный в истории западноевропейской музыки в различных национальных школах и стилевых контекстах, что определяет актуальность данной работы
Статья посвящена исследованию художественного замысла балета «Жарптица» И. Ф. Стравинского, реализованному на двух уровнях: в аспекте фелицитарной поэтики и орнитологического кода русской культуры, порожденного его мифопоэтическими основаниями. Ключевой в балете образ Жар-птицы трактуется автором статьи многозначно: наряду со сказочно-фантастическим и лирическим началами, данный образ претворяет символ красоты как одной из высших ценностей бытия. Благодаря ее всемогуществу и волшебной магии, Жар-птица дарует героям балета обретение счастья, торжествуя над миром зла.
В статье на основе анализа художественных фильмов «Велга» (2024, режиссер А. Нечаева), «Земля Эльзы» (Россия, 2020, режиссер Ю. Колесник) выявлена роль музыкального компонента, созданного композитором А. Силаевым в технике минимализма. Доказано, что музыка композитора способствует воспроизведению эмоционально-психологических характеристик героев, акустической атмосферы, жанровой специфики фильмов. Это привносит черты современности в воплощение легендарного сюжета «Велги» и в приемы раскрытия традиционной проблематики в «Земле Эльзы»
Деятельность «Театра дю Солей» А. Мнушкин впервые рассматривается в качестве театральной лаборатории. Характерные черты лабораторности стали предметом изучения. В статье анализируются этапы постановочного процесса, формы взаимодействия с пространством и публикой, поиск выразительных средств на стыке традиций Востока и Запада, семантический потенциал спектаклей. В результате в экспериментальном творчестве «Театра дю Сол ей» выявлены стратегические и тактические признаки театра-лаборатории
В статье рассматривается проблема включения школьных театров в контекст любительского театрального искусства. Актуальность темы видится авторам не только в необходимости практического выполнения ряда нормативных документов о развитии школьных театров, но прежде всего в теоретическом осмыслении данного явления в любительском театральном искусстве. Научная новизна работы состоит в анализе современных подходов к школьным театрам и любительскому театральному искусству, в контексте предлагаемых авторами направлений теории и практики любительского театра.
В статье рассмотрен переходный этап творчества кемеровского художника А. В. Насонова от фигуративности к абстракции. В результате анализа работ художника выявлено изменение его творческого метода. А. В. Насонов около 30 лет развивался как пейзажист. С 2017 года автор постепенно отказывается от жанра пейзажа. С 2020 года А. В. Насонов создает абстрактные объекты на фоне и пространственные композиции средствами беспредметной живописи. В ходе эксперимент а А. В. Насонов ставит перед собой художественные задачи колористического характера, а также обращается к приемам автоматического письма. Автор статьи приходит к выводу о наличии в творческом методе А. В. Насонова тенденций официального позднесоветского искусства
Актуальность темы обусловлена повышенным общественным интересом к изучению регионального искусства книжной графики. Предметом исследования стало художественное оформление книг, выпущенных Сталинградским издательством в послевоенный период. Определен круг художников, сотрудничавших со Сталинградским книжным издательством в 1943–1957 гг. Проведен искусствоведческий анализ изданий, оформленных художниками В. М. Петиновым, В. М. Алексеевым, В. А. Сметанниковым, П. Ф. Гречкиным, П. П. Островским. Художественное оформление изданий рассмотрено с позиций целостности книжного организма и проявления индивидуального творческого стиля художника-иллюстратора
Авторы статьи исследуют влияние демократизации доступа к искусственному интеллекту на современную культуру и креативные индустрии. Проанализированы исторические этапы развития искусственного интеллекта, его роль в трансформации творческих процессов и сохранении культурного многообразия. Особое внимание уделено этическим аспектам использования искусственного интеллекта в творчестве, проблемам авторства, а также рискам доминирования глобальных платформ, обусловливающим процессы унификации культуры
В ст атье исследуются сложившиеся в отечественном научном дискурсе основные подходы к определению современной русской идеи как формы российского национального самосознания. Выясняются концептуальные основы, определяющие способ содержательной интерпретации современной русской идеи. Сформулированы условия эффективного дискурса о русской национальной идее. Обоснована необходимость выработки отечественной мыслью эффективной формы национального самосознания, способной обеспечить сплочение общества и развитие российской цивилизации в XXI веке. Установлены критерии продуктивной концепции современной русской идеи
В статье дан краткий анализ истории возникновения и деятельности четырех церковных музеев, наиболее отвечавших основным положениям музееведческой мысли рассматриваемого времени и наименее изученных в историографии. Их главной целью являлось сохранение и популяризация через вещественные памятники духовно-нравственных ценностей. Они наиболее тесно взаимодействовали с Московским археологическим обществом (МАО). Специфика используемой методики исследования заключается в интегрировании способов работы с письменными и вещественными (описи фондов) источниками, что и обусловливает новизну исследования.
Год защитника Отечества и 80-летие Победы в Великой Отечественной войне являются глубоко символичными событиями, имеющими огромное значение для России и ее граждан. Они неразрывно связаны с исторической памятью и национальной идентичностью российского общества.
Издательство
- Издательство
- КГИК
- Регион
- Россия, Краснодар
- Почтовый адрес
- 350072, Краснодарский край, г Краснодар, ул им. 40-летия Победы, д 33
- Юр. адрес
- 350072, Краснодарский край, г Краснодар, ул им. 40-летия Победы, д 33
- ФИО
- Зенгин Сергей Семенович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- kguki@list.ru
- Контактный телефон
- +7 (861) 2577632
- Сайт
- https://kgik1966.ru/