Предметом исследования является музыка Ван Липина к тел евизионному сериалу «Сон в красном тереме» (1987), вплоть до настоящего времени сохраняющая популярность в Китае. В российском сегменте музыкознания творчество композитора почти не изучено, что предопределяет актуальность и новизну настоящей работы. Авторы приходят к выводу, что музыка Ван Липина отвечает драматургическим особенностям сериала. Композитору удалось полноценно раскрыть характеры и чувства героев сериала, показав их во вневременном контексте.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Искусство
«Сон в красном тереме» – один из четырех классических «великих романов» Китая, широко популярный и востребованный читателями, как в прошлом, так и в наши дни. Действие его происходит во времена заката династии Цин в середине XVIII века и представляет собой семейную хронику: в романе описывается жизнь четырех влиятельных и знатных семей – Цзы, Ши, Ван и Сюэ
Список литературы
1. Цао Сюэцинь. Сон в красном тереме: в 3-х т. / пер. с кит. В.А. Панасюка. Стихи в переводе И. Голубева. М.: Художественная литература; Ладомир, 1995. Т. 1. 624 с.; Т. 2. 637 с.; Т. 3. 605 с. URL: https://avidreaders.ru/book/son-v-krasnom-tereme-t-1.html, https://avidreaders.ru/book/son-v-krasnom-tereme-t-2.html, https://avidreaders.ru/book/son-v-krasnom-tereme-t-3.html (дата обращения: 05.10.2023).
2. Ля Ю. Архетип Онегина А.С. Пушкина и П.И. Чайковского как явление культуры // XXVI Царскосельские чтения: материалы международной научной конференции. Т. I. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2022. С. 178-182.
3. Мерекина О. 5 экранизаций “Сна в красном тереме” // Магазета. 2017. 23 декабря. URL: http://magazeta.com›5-hongloumeng-movie (дата обращения: 10.10.2023).
4. Ню Юньмэн. История создания вокального цикла Ван Липина “Сон в красном тереме” // Молодые исследователи - регионам: материалы Международной научной конференции. Вологда: Вологодский государственный университет, 2023. С. 1051-1053.
5. Нестерова Е.И. Телесериал в Китае: генезис и развитие жанра (50-90-е гг. ХХ в.) // Наука телевидения. 2022. № 18(3). С. 81-103. EDN: AERRVY
6. Maestro weaved his magic to convey spirit of novel. URL: http://en.chinaculture.org/ 2017-08/05/content_1049122.htm (дата обращения: 12.10.2023).
7. Саров В. Субтитры к дайджесту сериала “Сон в Красном тереме”. URL: https://ok.ru/video/1096656294219 (дата обращения: 01.10.2023).
8. Ли Ясюнь. Вокальный цикл “Сон в Красной палате” китайского композитора Ван Липина: преломление национальных традиций в современной музыкальной форме // Университетский научный журнал. 2021. № 61. С. 211-227. EDN: CDEDAW
9. Ли Ясюнь. Вокальные циклы в творчестве современных китайских композиторов: образы и стилевые черты: автореф. дисс. … канд. искусствоведения. СПб., 2023. 19 с.
10. Осокин А.В., Брылева Н.А. Предметная символика в романе Цао Сюэ-циня “Сон в красном тереме” // Современные востоковедческие исследования. 2019. № 1(2). С. 34-39. EDN: NSPGYO
Выпуск
Другие статьи выпуска
В рамках статьи осуществляется анализ творчества Чжоу Луна в контексте обновления жанровой стилистики фортепианной музыки Китая рубежа XX-XXI веков. Начиная с 1950-х годов в творчестве китайских композиторов стала заметна тенденция к воплощению в музыке народных мелодий и фольклорных элементов всех регионов и национальностей Китая. Однако стремление к развитию новых тенденций было прекращено вследствие допущенных ошибок в годы Культурной революции. Новые поколения китайских композиторов, начиная с 80-х годов XX века, были вовлечены в создание индивидуального стиля современной китайской музыки, чтобы исправить эти ошибки
В статье культура рассматривается как совокупность репрезентаций конвенциальной картины мира, в отношении которой есть понимание общего смысла. Новизна исследования заключается в том, что единство культурных форм описано с точки зрения теории игр. С помощью понятия «фокальная точка» показано, что конструирование смыслов в культуре является одним из факторов успешного взаимодействия людей.
Огромное влияние на эти взаимодействия оказывают визуальные репрезентации культурных смыслов, выступающие предметом исследования. Они вытесняют привычные практики и конструируют смысловой контекст восприятия реальности.
В статье приводятся аргументы в пользу того, что фильмы кинорежиссера Андрея Арсеньевича Тарковского – это запечатленная в звукозрительных образах музыка. Предмет исследования – средства создания музыкального хронотопа фильмов А. Тарковского – рассматривается с позиции цивилизационной теории. Авторы приходят к выводу, что творчество режиссера снимает ряд противоречий во взаимодействии русской и западноевропейской цивилизаций, имеющих общий фундамент. Творчество Тарковского христоцентрично, и этот стержень во многом проявляется именно через музыку. Хронотоп фильмов Тарковского, по мнению авторов, является феноменом музыкальной европейской культуры – общей для России, Восточной и Западной Европы.
Интерес к культурным героям средневековья ныне переживает масштабный взлет. Режиссеры XXI века решают сверхзадачи их приближения к массовой аудитории. Научная новизна статьи определяется выявлением путей, способов, механизмов и стилистических рамок актуализации средневекового материала. Использованы контекстный подход, герменевтический и образно-стилистический методы. Автор статьи приходит к выводам, что фильм «Король Артур» вписывается в пространство постмодернизма, в нем представлено новое видение рыцарства, понятий долга и чести. Музыка Ханса Циммера позволяет расставить акценты, обозначить образные сферы, связи между героями. Антуан Фукуа и Ханс Циммер показали, что культурное прошлое обладает многоуровневым потенциалом воздействия на настоящее средствами искусства
Статья посвящена изучению вопроса развития декоративно-прикладного искусства и его актуальности в современном пространстве искусства. Проводится ретроспективный анализ этапов становления скульптурной (объемной) живописи, ее симбиоза с классической живописью и скульптурой. Раскрывается поэтапно процесс ведения работы над интерьерным панно в технике «скульптурной живописи». Дается анализ возможности ее дальнейшего развития в самостоятельное направление декоративно-прикладного искусства, открывающее новые горизонты и выстраивающее новые взаимодействия между утилитарностью и искусством
Предметом исследования стало состояние книжной графики в Сталинграде в довоенный период. В статье определен круг художников, сотрудничавших в 1935–1941 годах со Сталинградским книжным издательством. Рассмотрены издания, оформленные художниками П. Ф. Гречкиным, П. П. Быковым, А. П. Быковым, К. К. Дмитриевым, П. П. Островским, П. Сысоевым.
В статье рассмотрена трактовка ударных инструментов в творчестве Б. И. Тищенко, особое внимание уделено поздним сочинениям – «Данте-симфониям». Б. И. Тищенко обладал ярко выраженным тембровым слышанием, и семантика тембров для него была важна с самого начала композиторского пути, на что явно указывает его оригинальная оркестровка Первого виолончельного концерта, где существенная роль принадлежит ударным. В дальнейшем творчестве трактовка этой группы получила достаточно определенную семантическую нагрузку как воплощение идей разрушения, смерти и страданий. Отчасти она сохранилась и в поздних опусах, однако в них ударные инструменты применяются более разнообразно, нагружаются более широкими смыслами.
В современном академическом музыкальном искусстве Крыма творчество композитора Эльвиры Эмир занимает значительное место. Представленное симфоническими, камерно-инструментальными, камерно-вокальными сочинениями, хоровой и театральной музыкой, оно показательно своей национальной характерностью и оригинальностью музыкальной стилистики. В своих творческих решениях Э. Эмир обращается к стилевым моделям романтизма, импрессионизма, неофольклоризма.
В музыковедческой литературе недостаточное внимание уделено индивидуальному стилю Э. Эмир в аспекте ладогармонического фактора. В настоящей статье предпринята попытка раскрыть самобытный интонационный мир вокальных сочинений автора во взаимосвязи национального ладового колорита и современного гармонического языка
В статье на историческом материале рассматриваются музыкальные традиции Южного Урала в разрезе общего и особенного. Исходя из методики «регион через города», автор рассматривает Магнитогорск как характерный для региона тип индустриального моногорода. В статье показано, что для южноуральского ареала характерно отсутствие исторически сложившихся музыкальных традиций, “Актуальные проблемы искусствоведения” но наличествует ускоренный характер их формирования. Постулируется одновременность строительства города в материальном и художественном смыслах, сформировавшая специфические взаимоотношения городского социума и искусства. Автор обнаруживает корреляцию между моноспецификой города и его музыкальной культурой, показывает сопряженность и автономность традиций любительского и профессионального творчества, подчеркивает особую роль музыкально-образовательных учреждений в развитии музыкального пространства региона. В заключение делается вывод о том, что активно формирующиеся в настоящее время музыкальные традиции обеспечивают Южному Уралу потенциал развития на основе современных культурных стратегий
Данная статья посвящена опере «Лю Ху-лань», написанной в 1950 году композиторами Вэй Фэн и Лю Ляньчи. Практически неизвестная европейскому и российскому музыкознанию, она вызывает большой исследовательский интерес. В центре оперы, являющейся образцом историко-героического жанра, находится один из главных образов китайской культуры середины XX века, актуальных времени мощного революционного подъема китайского народа: девочки-революционерки Лю Ху-лань, подвиг которой сыграл важную роль в развитии идей патриотизма и гражданственности в общественном сознании Китая 1950-х годов
В статье освещается история возрождения оперы на библейские сюжеты в музыкальном театре Франции XIX века. Особое внимание в работе уделяется историко-культурному контексту периода Великой французской буржуазной революции, погрузившей страну в атеистические воззрения, а также деятельности Наполеона Бонапарта, восстановившего в правах католицизм. Автором раскрывается отношение императора к постановке опер на сюжеты Священного Писания и дается краткая характеристика сочинений, созданных в период его правления, – опер «Иосиф в Египте» Э. Мегюля, «Смерть Адама» Ж. Лесюэра, «Смерть Авеля» Р. Крейцера и «Клятва Иеффая» Дж. Мейербера. В заключении сделаны выводы об особенностях данных произведений и предвосхищении ими принципов жанра французской лирической оперы.
В статье анализируются вопросы взаимообусловленности двух взаимосвязанных сфер современных культурных индустрий – культурного туризма и музейных индустрий. Раскрывается трансформация современных музейных индустрий в условиях развития процессов цифровизации, превращения музеев в многопрофильные центры хранения артефактов прошлого, образования, просветительства и организации досуговых практик и пространств, которые являются важным системообразующим элементом современного культурного туризма, значимым ресурсом развития человеческого капитала и городского развития малых городов.
Аксиологический аспект ретрансляции культурного кода в креативных индустриях рассмотрен в исторической ретроспективе. Трактуя креативные индустрии как естественное продолжение развития массовой культуры индустриального общества, авторы статьи отмечают, что, получив первоначальное институциональное оформление в Англии конца 1990-х годов, данная модель социокультурного развития сфокусировала в себе ценности общества потребления, которые в глобализированной форме продвигались коллективным Западом в мировом сообществе. При таком подходе ретрансляция культурного кода предстает не более, чем игровая стилизация, являющаяся инструментом продвижения региональной идентичности, формально имеющей признаки этнографической атрибутики, вуалирующей глубинные характеристики ценностей коллективного Запада. В условиях построения многополярно мира, когда признается суверенитет и значимость национальных государств, ретрансляция культурного кода в креативных индустриях основывается на традиционных культурных ценностях, что подтверждает китайский и российский опыт построения и развития креативных индустрий, охарактеризованный авторами статьи
В данной статье авторы рассматривают эволюцию коммуникации и, в первую очередь, ее культурологические аспекты в ситуации постмодерна. Проблематика и актуальность данной статьи видится авторам прежде всего в том, что классические модели культурологического, семиотического и философского осмысления феномена коммуникации подвергаются детеоретизации в парадигме постмодернизма. Обращение к эволюции самого понятия коммуникации, культурологический подход к данному процессу, представляет научную новизну, поскольку позволяет расширить возможные направления исследований в данной сфере на поле отечественного культурологического знания. Исследование построено на методе сравнительного анализа, что позволяет читателю аргументированно сопоставить классические теории коммуникации с широкой палитрой навязываемых социуму постмодернистских концепций, в которых сама человеческая коммуникативная бытность выступает в качестве симулякра
В статье впервые рассматривается семантика детских рисунков ленинградцев 1940-х гг., включающих христианские символы. В рамках исследования применяются методы искусствоведческого анализа и исторический подход. В результате исследования сделаны выводы, что христианские символы в детских рисунках подвергались заметной трансформации, что было обусловлено историческим контекстом, в котором религиозная тема была под запретом. Однако представленные примеры детских рисунков являются свидетельством преемственности художественных традиций, формой освоения и передачи культурного опыта.
В статье рассматриваются вопросы, связанные с соотношением культуры и мифологии в культурологических исследованиях. Через символическую концепцию культурогенеза показывается формирование смыслообразующих мифологем, влияющих на стереотипы смыслообразования. Механика восприятия действительности человеком культуры рассматривается в ее связи с динамикой мифологии. Рассматриваются концептуальные построения исследователей, связывающих темы мифологии и мифологизации с основами мировоззрения и сознательной рефлексии. Делается вывод о том, что при исследованиях в области внутренней стороны культуры необходимо учитывать схематику концептуализации реальности человеком
Историческая память – это способность сохранять и передавать образы прошлого, информацию о ключевых событиях и наиболее значимых исторических деятелях. Она включает в себя не только сами события и пережитый опыт, но и их эмоциональную окраску, оценки. Такая коллективная память о прошлом своего народа является основой формирования национальной идентичности, позволяющей сохранить и приумножить уникальность и богатство российской цивилизации
Издательство
- Издательство
- КГИК
- Регион
- Россия, Краснодар
- Почтовый адрес
- 350072, Краснодарский край, г Краснодар, ул им. 40-летия Победы, д 33
- Юр. адрес
- 350072, Краснодарский край, г Краснодар, ул им. 40-летия Победы, д 33
- ФИО
- Зенгин Сергей Семенович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- kguki@list.ru
- Контактный телефон
- +7 (861) 2577632
- Сайт
- https://kgik1966.ru/