В 1992 году Россия и Китай выдвинули инициативу по расширению молодежного обмена, однако широкомасштабное взаимодействие началось лишь с проведения «Года молодежных обменов России и Китая» в 2014 / 2015 годах. С тех пор молодежное сотрудничество двух стран активно развивается в политической, экономической, научно-технической, культурной и спортивной сферах, а вопросы молодежной политики привлекают всё больше внимания. Целью настоящего исследования является анализ истории и текущего состояния сотрудничества России и Китая в области молодежной политики в рамках стратегического партнерства. Развитие молодежного взаимодействия между Россией и Китаем рассматривается в контексте углубляющегося стратегического партнерства. В работе применяется метод контент-анализа для изучения официальных документов, подписанных двумя странами, а также новостных материалов, связанных с молодежным обменом, с целью выявления приоритетных направлений сотрудничества. С помощью исторического метода прослеживаются этапы развития и уже сформированные устойчивые механизмы взаимодействия в сфере молодежной политики в рамках двусторонних отношений. В дополнение используется метод кейс-анализа для рассмотрения практических аспектов текущего сотрудничества. Результаты исследования показывают, что сотрудничество в области молодежной политики осуществляется в рамках механизмов регионального, двустороннего и многостороннего взаимодействия. По мере углубления российско-китайских отношений сферы молодежного сотрудничества продолжают расширяться в соответствии с потребностями стратегического развития двух стран.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Политология
Вопрос формирования молодежной политики является очень важным для всех современных государств, поскольку молодежь активно вовлечена во всё без исключения социальные и политические процессы [Фомичева, Сопина, 2016].
Список литературы
1. Фомичева Л. М., Сопина В. И. Сотрудничество России и Белоруссии в реализации молодежной политики // Политика, экономика и инновации. 2016. Вып. 6 (8). С. 1-4. EDN: XAKVBT
2. Ма Жуйяо. Молодежная политика Китая и России в контексте социологических исследований // Этносоциум. 2024. Вып. 7 (193). С. 102-109.
3. Широбоков С. Н. Перспективы реализации российско-китайского молодежного сотрудничества // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2018. Вып. 1 (31). С. 74-77. EDN: TIEIBT
4. 赵淑芳. 中俄青年人文交流与合作探究[J]. 黑河学院学报. 2015. 6 (06): 15-17.
Чжао Шуфан. Исследование гуманитарного обмена и сотрудничества между китайской и российской молодежью // Вестник Хэйхэского института. 2015. Вып. 6 (06). С. 15-17. (На кит.).
5. Четвериков А. А. Тенденции молодежного научного сотрудничества стран БРИКС // Архонт. 2020. Вып. 2 (17). С. 57-61. EDN: ZMUQDQ
6. Наумов А. О., Наумова А. Ю., Белоусова М. В. Культурная дипломатия группы БРИКС // Государственное управление. Электронный вестник. 2023. № 100. С. 7-18. DOI: 10.24412/2070-1381-2023-100-7-18 EDN: OGRWPS
7. Алимов Рашид. Молодежь ШОС - настоящее и будущее процветающей Евразии // Обозреватель - Observer. 2019. Вып. 3 (350). С. 5-21.
8. Межправительственная подкомиссия по сотрудничеству в области молодежной политики Российско-китайской комиссии по гуманитарному сотрудничеству // INTERMOL. 23 января 2024. URL: https://intermol.su/about/organizations/mezhpravitelstvennaya-podkomissiya-po-sotrudnichestvu-v-oblasti-molodyezhnoy-po-litiki-rossiysko-kit/(дата обращения: 16.09.2025).
9. 沈影.“长江-伏尔加河”合作机制是实现中俄务实合作的新动力 // 段霞,张晓慧“.一带一路“欧亚合作发展报告 2018. 北京:社会科学文献出版社. 2018. P. 255-266.
Шэнь Ин. Механизм сотрудничества “Янцзы - Волга” как новый импульс для практического взаимодействия между Китаем и Россией // Дуань Ся, Чжан Сяохуэй (ред.). Доклад о развитии евразийского сотрудничества в рамках инициативы “Один пояс - один путь” (2018). Пекин: Изд-во социально-научной литературы. 2018. С. 255-266. (На кит.).
10. 常拉堂. 改革开放40年中俄军事合作 历史回顾与思考[J]. 军事历史. 2019. 1: 24-29.
Чан Латан. Китайско-российское военное сотрудничество за 40 лет реформ и открытости: исторический обзор и размышления // Военная история. 2019. Вып. 1. С. 24-29. (На кит.).
11. 王海运. 中俄军事关系七十年: 回顾与思考[J]. 俄罗斯东欧中亚研究. 2019. 4: 37-48.
Ван Хайюнь. Семьдесят лет китайско-российских военных отношений: обзор и размышления // Исследования России, Восточной Европы и Центральной Азии. 2019. Вып. 4. С. 37-48. (На кит.).
12. Су Шуай, Ван Тянью. Особенности социального взаимодействия России и Китая в XХI веке // Этносоциум. 2023. Вып. 10 (184). С. 162-168.
13. 李自国. 中国与上合组织国家的人文合作 // 上海合作组织20年 成就和经验. 北京 世界知识出版社, 2021. P. 203-214.
Ли Цзыго. Гуманитарное сотрудничество Китая со странами ШОС // Шанхайская организация сотрудничества: 20 лет достижений и опыта. Пекин: Шицзе чжиши, 2021. С. 203-214. (На кит.).
14. 孙壮志. 多边框架内的中俄战略协作 问题与前景[J]. 东北亚论坛. 2021. 03: 33-45.
Сунь Чжуанчжи. Стратегическое взаимодействие Китая и России в многостороннем формате: проблемы и перспективы // Форум по вопросам Северо-Восточной Азии. 2021. Вып. 03. С. 33-45. (На кит.).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В данном исследовании рассматриваются субъективные самооценки здоровья населения в Республике Башкортостан. Самооценка состояния здоровья проявляется в оценках респондентов из разных социально-экономической зон республики. Анализ исследования основан на результатах социологического опроса, проведенного в Республике Башкортостан в период с мая 2023 по июль 2023 года.
В результате исследования выявлена взаимосвязь между самооценкой состояния здоровья респондентов и социально-экономической зоной. По мере продвижения от Центра к отдаленным зонам наблюдается постепенный переход от улучшения к ухудшению самооценки состояния здоровья. Процент людей, сообщающих о положительном самочувствии, уменьшается, в то время как число тех, кто сообщает о тревожном ухудшении состояния здоровья, увеличивается по мере удаления от административного центра (Уфы) в сторону периферийных социально-экономических зон. В исследовании также подчеркивается значительное влияние хронических заболеваний на общественное здоровье. В нем утверждается необходимость целенаправленных профилактических мер, учитывающих как территориальные, так и социальные факторы.
Цель статьи заключается в обосновании, определении и описании социальных функций такого социального феномена, как иноязычное образовательное неравенство. Целевая ориентация определяется, с одной стороны, недостаточной релевантностью широко распространенного типичного набора социальных функций неравенства в образовании для исследования конкретного анализируемого феномена. С другой стороны, обоснование социальных функций любого социального феномена предопределено той теоретико-методологической конструкцией, на которую опирается исследователь. При этом нельзя отрицать того факта, что осмысление роли социальных функций как внешних проявлений свойств объектов, их назначения в функционировании целостной социальной системы всегда были и остаются актуальной научной задачей. В качестве методологической основы для определения основных социальных функций иноязычного образовательного неравенства автором была использована парадигмальная функциональная сетка AGIL, разработанная Т. Парсонсом. В статье обосновывается использование этой методологической схемы для анализа социальных функций, рассматриваемого с соблюдением базовых принципов структурно-функционального анализа. Реализуя эту методологическую модель и опираясь на дедуктивную логику теоретического анализа, были выявлены основные функции иноязычного образовательного неравенства в современном российском обществе: селективная, регулятивная, стимулирующая и стратифицирующая. В статье описаны и охарактеризованы выявленные функции анализируемого феномена. Выводы и умозаключения подтверждены многочисленными статистическими данными и анализом результатов эмпирических социологических исследований. Проанализированные функции подтверждают вывод об объективном существовании и функциональной заданности иноязычного образовательного неравенства в современном российском обществе. Реализация этих функций способствует сохранению социальной стабильности общества и воспроизводству его социальной структуры.
В статье рассматриваются особенности и проблемы интеграции молодых исследователей в научное сообщество современного наукограда, а также роль городской инфраструктуры и коммуникационных практик в формировании научной карьеры. Эмпирическую базу исследования составляют полуструктурированные интервью с молодыми учеными, обучающимися и трудоустроенными в наукограде. Всего было собрано 15 интервью. В качестве основного метода анализа использован тематический анализ, в процессе которого были выделены две ключевые темы: значение городской инфраструктуры как среды для научной деятельности и роль коммуникации с научным сообществом, обеспечивающей включенность в научную среду. На основе рассмотрения этих тем сделан вывод о значимости вертикальной интеграции в локальные научные сообщества для молодых ученых. Кроме того, подчеркивается важность развитой инфраструктуры и неформальных каналов общения как факторов, способствующих включению молодых специалистов в профессиональное научное сообщество. Анализируется роль научных коллективов в построении индивидуальных карьерных траекторий, подчеркивая, что как городская среда, так и локальные профессиональные сообщества оказывают существенное влияние на мотивацию молодых исследователей к продолжению академической карьеры. Коммуникация внутри сообщества играет ключевую роль, обеспечивая возможности для эффективной реализации научного потенциала.
Целью статьи является ознакомление с деятельностью руководства Северо-Западным фронтом, 1-й, 2-й, 5-й и 10-й армий, входящих в его состав, а также корпусов и дивизий этих армий по взаимодействию войск в ходе ведения Варшавско-Ивангородской операции. Применение основных методов историко-системного, историко-типологического и метода синтеза информации из опубликованных источников и архивных документов позволило провести исследование достаточно большого количества исторических документов Ставки Верховного главнокомандующего, войск Северо-Западного фронта, действующего на направлении главного удара во втором периоде Варшавско-Ивангородской операции. В исследовании раскрывается алгоритм деятельности полевых управлений и штабов Северо-Западного фронта, войск, входящих в его состав по поддержанию взаимодействия, а также раскрывается зависимость от управленческих действий Ставки Верховного главнокомандующего на всем протяжении ведения операции. Приводятся примеры по поддержанию взаимодействия войск различного уровня управления в ходе ведения боевых действий последовательно по дням операции и направлениям действий войск. Показываются сложности в поддержании взаимодействия по этапам развития операций (при ведении оборонительных действий, переходе в наступление). Раскрываются документы, позволяющие определить действия командующих (командиров, начальников), их штабов на всех этапах ведения операций. На основании рассмотренных исторических и аналитических документах раскрывается структура руководства взаимодействием войск Северо-Западного фронта с началом второго периода Варшавско-Ивангородской операции; делаются выводы о приемах поддержания взаимодействия войск и последовательности достижения устойчивого взаимодействия в ходе операции.
В статье исследуется сложный общественно-политический процесс, связанный с попытками британского правительства использовать регулярные войска для обеспечения выполнения требований Акта о гербовом сборе 1765 года в американских колониях. Основная цель исследования заключается в комплексном анализе стратегий и действий, предпринятых британскими властями для реализации нового налогового законодательства, а также в изучении причин, которые привели к пересмотру политики и последующей отмене этого закона. В работе применяются историко-сравнительный и системный методы исследования, необходимые для комплексного анализа документов и историографии, позволяющие в данном контексте детально изучить действия главнокомандующего британскими войсками Генри Конуэя. Особое внимание уделяется мерам, предпринятым центральным правительством для обеспечения беспрепятственного сбора налога, а также реакции высших британских чиновников, в частности маркиза Рокингема, на сопротивление американских колоний. Результаты свидетельствуют, что внутренние разногласия в правительстве, а также растущее давление со стороны американских колоний сыграли ключевую роль в отмене закона, что действия Генри Конуэя и его подход к управлению военными силами были важным фактором, повлиявшим на изменение политики. Выводы наглядно демонстрируют, как внутренние и внешние факторы взаимодействовали комплексно, формируя решение о пересмотре и отмене Акта о гербовом сборе.
Целью публикации является анализ политических событий, повлиявших на творческие замыслы выдающегося архитектора Матвея Федоровича Казакова, а также причин вмешательства государственных деятелей в архитектурный процесс. Анализируется значимость реального вклада М. Ф. Казакова в развитие русского зодчества. Методологической основой исследования является комплекс общенаучных и специальных исторических методов. Исследование выполнено на основе проблемно-исторического анализа с учетом социальных условий того времени. Творчество М. Ф. Казакова явилось одним из самых ранних и самых ярких образцов соединения лучших черт европейской и русской архитектуры. Оно непосредственно связано с социально-историческими процессами, происходившими в России XVIII столетия, и рассматривается в переломный период отечественной истории. Исследуются сложные жизненные перипетии его судьбы, результаты его творчества, в которых отражены ключевые проблемы русской культуры XVIII столетия. Рассматриваются взаимоотношения М. Ф. Казакова с другим выдающимся русским архитектором Василием Ивановичем Баженовым.
В статье анализируются основные документы долго- и среднесрочного стратегического планирования, принятые в Исламской Республике Иран, определяющие общие направления и задачи внешней политики данного государства на современном этапе. Цели внешнеполитического курса Ирана и взгляд на мировую политику, излагаемые в документах, изучаются в контексте конкретно-исторических условий разработки и принятия документов. Определяются ключевые внешнеполитические интересы и ценности, постулируемые в документах стратегического планирования Ирана. Выявляется триада документов стратегического планирования Исламской Республики Иран, существовавшая в 2019-2025 годах, включавшая Стратегию 20-летнего развития страны, программное заявление «Второй шаг революции» и план пятилетнего развития. Проводится сравнительный анализ документов триады по вопросам их характера, устанавливаемых задач, региональных приоритетов, ценностных оснований внешнеполитического курса и т. п. Ориентиры, обозначенные в документах, имеют критическое значение как для трактовки внешней политики Ирана в предшествовавшие годы, так и на текущем этапе и в перспективе.
В статье рассматривается деятельность местных органов власти Северо-Западного края Российской империи по решению проблем в сфере государственной и общественной безопасности в регионе в 1900-1907 годах. Целью статьи является анализ правительственной политики с учетом местных социально-политических, экономических и конфессиональных особенностей и условий, а также личного вклада генерал-губернаторов, руководивших краем в указанный период, в борьбе с революционным и националистическим движениями. Исследуются основные направления деятельности проводимой политики и показаны ее результаты. Сделан вывод о том, что деятельность местных органов власти в западных районах Российской империи по обеспечению государственной и общественной безопасности имела не только цель по восстановлению правопорядка в преддверии и в период Первой русской революции, но также носила социальную и конфессиональную направленность, отличалась непостоянством и зависела от меняющегося курса государственной политики и политической конъюнктуры того времени. Политика русификации, бюрократизации и унификации, сопровождаемая административно-полицейскими мерами не способствовала окончательной стабилизации общественного порядка и внутренней безопасности в регионе. В работе использованы ретроспективный, проблемно-хронологический, историко-сравнительный методы исследования.
В статье рассматриваются политические изменения в Турции, возникшие на фоне капиталистического развития систем глобализации и регионализации. Особенно заметны эти тенденции во внешнеполитической стратегии Турции, которая в последнее время активно трансформируется в новую неореспубликанскую модель, которой присущи отход от традиционной формы, завещанной Ататюрком и элементы постимперской модификации. В работе анализируется процесс эволюции турецкого республиканизма через призму современной внешнеполитической практики, включая усиление регионального влияния Турции на Ближнем Востоке, в Африке и на Балканах.
В исследовании используются методы сравнительного анализа, исторического институционализма и системного подхода для выявления особенностей новой модели внешней политики. Особое внимание уделяется концепции «Империализм 2.0», объединяющей традиционные и современные инструменты влияния, а также роли этноконфессиональных и культурно-исторических факторов в формировании стратегических приоритетов страны. В результате исследования выявлено, что современная Турция стремится занять позицию регионального центра силы, сочетая реализацию собственных интересов с интеграцией в глобальные процессы.
В статье исследуются приоритеты сотрудничества ведущих международных акторов с Кенией и Танзанией на современном этапе. Кения и Танзания рассматриваются в качестве ключевых стран Восточной Африки. Внимание уделяется изучению особенностей взаимодействия ведущих международных акторов с Кенией в энергетической, транспортно-логистической и цифровой сферах, а также с Танзанией в транспортно-логистической, энергетической и ресурсной сферах. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу о том, что на современном этапе происходит развитие многосторонней системы экономических отношений ведущих международных акторов с Кенией и Танзанией. Важную роль в этом играют западные страны. Вместе с тем ведущие незападные страны последовательно наращивают сотрудничество с исследуемыми восточноафриканскими государствами, в частности в формате «гибких» международных партнерств. В рамках международного сотрудничества Кения и Танзания стремятся к защите своих национальных экономических интересов, а также развитию региональной интеграции в Восточной Африке.
Одним из важнейших аспектов современного глобального геополитического противоборства является противостояние стран Запада и Китайской Народной Республики. Цель статьи - рассмотрение генезиса и основных современных особенностей китайско-германских отношений, а также в обосновании наиболее вероятных перспектив их развития в контексте вышеуказанного аспекта. Для достижения данной цели используются методы системного и геополитического анализа, позволяющие проанализировать отношения между КНР и ФРГ с учетом принадлежности обеих стран к противоположным геополитическим блокам. Применяя данные методы, автор рассматривает геополитические и экономические, а применительно к ФРГ - и внутриполитические предпосылки формирования двусторонних отношений. При написании статьи использовались аналитические и статистические источники, монографии, а также публикации в отечественных и в германских академических изданиях. На основе проведенного анализа сформулированной в статье актуальной геополитической проблемы автор сделал выводы: страны Запада переживают период глубокого кризиса, их потенциал для осуществления глобального доминирования серьезно сократился, в частности за счет заметного ухудшения трансатлантических отношений; Китай и Германия стали одними из главных бенефициаров эпохи глобализации, но эта эпоха завершается. Принадлежность к противоположным геополитическим блокам, влияние США и союзников по Евросоюзу на содержание внешнеполитического курса ФРГ, а также жесткое отстаивание Китаем своих национальных интересов в отношениях с иностранными государствами не позволяют надеяться на позитивное развитие китайско-германских отношений в ближайшем будущем и делают их в целом малопредсказуемыми.
В статье рассматривается внешняя политика Турции в отношении стран бывшей Югославии в 1990-е годы - период распада СФРЮ и обострения этнорелигиозных конфликтов на Балканах. Цель исследования - выявление факторов, определивших трансформацию турецкой внешней политики от осторожного нейтралитета к активному вовлечению в региональные процессы. Особое внимание в работе уделяется роли религиозной, этнической и культурной идентичности в формировании балканского вектора Анкары. В статье используется историко-сравнительный метод изучения первичных источников, а также анализируются работы ведущих турецких и зарубежных исследователей. Особое внимание уделено интерпретации идеологических сдвигов - от кемалистского гражданского национализма к озалистской концепции, сочетающей турецкую идентичность с исламским наследием Османской империи. Одним из перспективных направлений данного исследования является сопоставительный анализ позиции Турции в отношении к стремлению боснийских мусульман и косовских албанцев обрести национальное государство. Автор полагает, что подобная реализация разновекторного и адресного подходов к решению конфликтов на территории Западных Балкан в значительной степени оказала влияние на последующую стратегию выстраивания отношений между Турцией и странами бывшей Югославии, а также заложила базу для развития новых проектов в рамках инструментария «мягкой» и «умной» силы. Результаты исследования демонстрируют, что внешняя политика Турции в 1990-е годы была противоречивой и определялась балансом между стремлением к региональному лидерству, внутренними политическими рисками и давлением международных акторов, прежде всего США и НАТО. Анкара выработала гибкий внешнеполитический курс, который соответствовал постоянно меняющейся обстановке в регионе. Подобный подход претерпел изменения после прихода к власти Партии справедливости и развития в ноябре 2002 года, но вместе с тем сохранил свою актуальность и лег в основу современного внешнеполитического курса Анкары на Балканах.
Издательство
- Издательство
- МГЛУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119034, г Москва, р-н Хамовники, ул Остоженка, д 38 стр 1
- Юр. адрес
- 119034, г Москва, р-н Хамовники, ул Остоженка, д 38 стр 1
- ФИО
- Краева Ирина Аркадьевна (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rectorat@linguanet.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 2453002