Статья посвящена сравнительному анализу рецептивно-предикативных моделей личности двух философов - о. Сергия Булгакова и японского философа Китаро Нисиды. Автор приходит к выводу, что, несмотря на разные религиозно-культурные установки, на которых основаны две модели, оба философа разделяют сходное до определенной степени базовое понимание рецептивно-предикативного характера человеческого «я». Однако, как доказывает автор, они в конечном итоге развивают различные концепции личностной коммуникации «я» и «Абсолютного».
Идентификаторы и классификаторы
В данной статье в качестве конкретного примера будет рассмотрено творчество двух религиозно-ориентированных философов — Китаро Нисиды (1870–1945) и о. Сергия Булгакова (1871–1944). Нисида широко признан в качестве первого японского философа, который, увидев свою философскую идентичность в традиционном буддизме, заявил о своем систематизированном философском мировоззрении языком западной философии и тем самым положил основу философской школы, так называемой киотской школы. Булгаков же, унаследовав философскую традицию совершившего сходный по историческому значению с Нисидой философский синтез Владимира Соловьева, представил свое видение всеединства и Софии. При этом вряд ли станет ошибкой, если скажем, что в мировоззрении двух философов вопрос личности занимает первостепенное место. Попытаемся сравнить их модели личности на примерах двух работ, сыгравших ключевую роль в утверждении данных моделей, а именно книги «Философия имени», написанной о. Сергием Булгаковым в основном в период с 1918 по 1923 г., и статьи «Место», опубликованной Нисидой в 1926 г. Для лучшего понимания мысли японского философа по мере необходимости мы дополним эту ключевую статью Нисиды рядом статей, которые вместе с ней можно рассматривать как входящие в один смысловой корпус.
Список литературы
- Козырев А.П. Ипостась против индивидуальности: Личность у С.Н. Булгакова // Субъектность и идентичность / Отв. ред. А.В. Михайловский. М.: Издательский
дом Высшей школы экономики, 2012. С. 168–180. - Антонов К.М. Философия религии С.Н. Булгакова и проблематика концепции неопатристического синтеза В.Н. Лосского // Софиология и неопатристический синтез: Богословские итоги философского развития / Сост. К.М. Антоновым
и Н.А. Вагановой М.: Издательство ПСГТУ, 2013. С. 95–114. - Гоготишвили Л.А. Лингвистический аспект трех версий имяславия // Лосев А.Ф. Имя. СПб.: Алетейя, 1997. С. 580–614.
- Булгаков С.Н. Философия имени. СПб.: Наука, 1998. 448 с.
- Резниченко А.И. О смыслах имен: Булгаков, Лосев, Флоренский, Франк et dii
minores. М.: Издательский дом Регнум, 2012. 416 с. - Булгаков С.Н. Ипостась и ипостасность // Булгаков С.Н. Труды о Троичности / Сост., подг. текста и примеч. Анны Резниченко (Исследования по истории
русской мыли). М.: ОГИ, 2001. Т. 6. С.19–53. - Резниченко А.И. Предисловие // Булгаков С.Н. Труды о Троичности / Сост.,
подг. текста и примеч. Анны Резниченко (Исследования по истории русской мыли).
М.: ОГИ, 2001. Т. 6. С.10–16. - Кобаяси Т. Нисида тэцугаку о хираку (Раскрыть философию Нисиды). Токио,
- (На яп. языке)
- Аристотель Метафизика // Аристотель. Соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1976. Т. 1.
550 с. - Нисида К. Дзэнсю (Полное собрание сочинений): В 22 т. Токио: Иванами
сётен, 2003. Т. 3. (На яп. языке) - Уэда С. Нисида Китаро. Нингэн но сёгаи тоиукого (Китаро Нисида — то,
что называется жизнью человека). Токио, 1995. (На яп. языке) - Нисида К. Дзэнсю (Полное собрание сочинений): В 22 т. Токио: Иванами
сётен, 2003. Т. 4. (На яп. языке) - Резниченко А.И. «Я»: К метафизике субъекта С.Н. Булгакова в работах
20-х гг. С.Н. Булгаков: Религиозно-философский путь: Международная научная
конференция, посвященная 130-летию со дня рождения / Науч. ред. А.П. Козырев;
Сост. М.А. Васильев, А.П. Козырев. М.: Русский путь, 2003. С. 218–250. - Булгаков С.Н. Философия хозяйства // Булгаков С.Н. Сочинения: В 2 т. М.:
Наука, 1993. Т. 1. 603 с. - Хориэ Х. Амбивалентность первобытной материи и генезис человеческой
свободы в «Философии хозяйства» о. Сергия Булгакова // Вестник Московского
университета. Серия 7. Философия. 2016, № 3. С. 3–21. - Накамура Ю. Нисида Китаро: В 2 т. Токио, 2001. ( На яп. языке)
- Хигаси Т. Нисида Китаро но сэймэй тэцугаку (Философия жизни Китаро
Нисиды). Токио, 2011. (На яп. фзыке) - Карелова Л.Б. Проблема субъектности в философии Нисиды Китаро: феноменологический аспект // Вопросы философии. 2018. № 2. С. 197–205.
- Хоружий С.С. София – Космос – Материя: устои философской мысли отца
Сергия Булгакова // Сергей Николаевич Булгаков / Под. ред. А.П. Козырева. М.:
РОССПЭН, 2020. 34 с. - Нисида К. Дзэнсю (Полное собрание сочинений): В 22 т. Токио: Иванами
сётен, 2002. Т. 5. (На яп. языке) - Нисида К. Дзэнсю (Полное собрание сочинений): В 22 т. Токио: Иванами
сётен, 2003. Т. 6. (На яп. языке)
Выпуск
Другие статьи выпуска
Настоящее исследование является социально-философским анализом игровых элементов в образовании. Утверждается, что образование содержит в себе игроизацию в виде дополнительных к основным функциям (трансляция знаний) образования элементов (ритуалы, форма, правила и т.п.). Игра присутствует в образовании в качестве педагогической игры - обучающей, развивающей и коммуникативной и имеет множество форм. Основная характеристика педагогической игры - наличие цели, не связанной с игрой. Она иллюстрируется примерами авторской методики философских игр для детей и взрослых.
В статье представлен обзор перспектив применения церебральных органоидов и этический анализ этой технологии. Церебральные органоиды - выращенные из плюрипотентных стволовых клеток миниатюрные объемные модели структур мозга. Мозговые органоиды выращиваются в целях теоретических и прикладных исследований нейрогенеза в норме и в патологии. Технология позволяет исследовать генезис психоневрологических заболеваний, выявлять влияние препаратов и вирусов на мозг, тестировать различные виды терапии, обходя этические ограничения исследований на человеке и животных. Тем не менее манипуляции с нейронным субстратом и нарастающая антропоморфизация мини-брейнов вызывают многочисленные этические сомнения. В статье рассматривается вопрос об онтологическом статусе органоидов мозга, а также животных, в мозг которых встроены органоиды человека. Проблема поиска критериев сознания органоидов связана с прикладными задачами разработки правил для экспериментирования с мини-брейнами и их медицинского использования, в том числе уточнения статуса добровольного информированного согласия как условия экспериментирования. Делается вывод о необходимости установления междисциплинарного диалога в целях разработки концептуальных оснований, принципов и прикладных правил для манипуляций с новым объектом исследования.
Как показывают исследования последних лет, так называемые большие языковые модели испытывают определенные затруднения с оценкой и осуществлением рассуждений. В статье предпринимается попытка выявить причины этих затруднений и предложить возможные пути их преодоления. Первый раздел представляет собой своеобразное введение в проблематику, в нем анализируются примеры некорректной оценки умозаключений языковыми моделями. В следующем разделе устанавливается связь между нейрокогнитивными механизмами пространственной навигации у животных, концептуальной навигацией человека и идеями телесной воплощенности сознания. Отмечается влияние этих идей на развитие проекта искусственного интеллекта. Последний раздел подводит итоги предпринятого исследования, в нем формулируется предположение автора о роли перцептивных данных в процессе обработки информации и основанных на нем интеллектуальных процедур и рассуждений в том числе. Наличие сенсорного входа в конечном итоге оказывается необходимым условием для осуществления рассуждений, и именно его отсутствие у больших лингвистических моделей приводит к отмеченным затруднениям и проблемам.
В статье рассматривается позиция австралийского философа Дэвида Армстронга в дискуссии о сознании. Излагается общая суть его версии теории тождества сознания и тела, характеризующейся как теория каузальной роли. Подчеркиваются важные отличительные черты предлагаемого Армстронгом отождествления: тождество в данном случае следует понимать как контингентное тождество токенов. Приводится армстронговское понимание тезиса физикализма. Демонстрируется внутренняя угроза, которую создает теория сознания Армстронга для общей физикалистской направленности его метафизического проекта. Предлагается способ решения этой проблемы при помощи отказа от контингентного тождества в пользу логической супервентности. Приводятся аргументы Армстронга в пользу отождествления квалиа, понимаемых как вторичные качества, с некоторыми свойствами физических объектов. Так как сам Армстронг не считает эти аргументы решающими, предлагается иллюзионистское прочтение его теории сознания, позволяющее одновременно сохранить логическую супервентность сознания на физическом и дать объяснение квалиа.
Статья посвящена реконструкции теории сознания Роберта Нозика. Описывается функция сознания в его изложении. Анализируется, как сознание связано с данными. Реконструируется предложенная им теория феноменального сознания. Очерчивается круг уязвимых мест теории Нозика, а также определяются ее проблемные точки.
Статья содержит концептуальный анализ теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) авторства Г.С. Альтшуллера. ТРИЗ рассматривается как проявление характерного для многих областей науки и культуры времен Холодной войны организационного принципа алгоритмической рациональности. Автор приходит к выводу, что в ТРИЗ этот принцип проявляется в виде организующей метафоры «управляемой эволюции». Вначале проводится анализ ТРИЗ как теории технического прогресса с привлечением классификационного аппарата, предложенного Юном Эльстером, затем - сравнительный анализ ТРИЗ и французской философии техники 1932-1958 гг., «механологии». Сходством обладают общефилософские основания теорий, тогда как различия коррелируют с проявлениями алгоритмической рациональности в ТРИЗ. Тип алгоритмической рациональности соотносится с более общим представлением о социально-экономических отношениях в обществе, что позволяет говорить о различии советского и американского подходов к рассмотрению картины мира, а также сделать предположение о существовании отдельного типа теории технического прогресса.
Издательство
- Издательство
- МГУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- оссийская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1
- Юр. адрес
- оссийская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1
- ФИО
- Садовничий Виктор Антонович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- info@rector.msu.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 9391000
- Сайт
- https://msu.ru/