Настоящее исследование является социально-философским анализом игровых элементов в образовании. Утверждается, что образование содержит в себе игроизацию в виде дополнительных к основным функциям (трансляция знаний) образования элементов (ритуалы, форма, правила и т.п.). Игра присутствует в образовании в качестве педагогической игры - обучающей, развивающей и коммуникативной и имеет множество форм. Основная характеристика педагогической игры - наличие цели, не связанной с игрой. Она иллюстрируется примерами авторской методики философских игр для детей и взрослых.
Идентификаторы и классификаторы
Игра традиционно исследуется в педагогической и психологической науке в контексте детства [2, 20–23]. Можно образно представить игру постоянным «гражданином» в стране Детства, и, скорее всего, не рядовым, а одним из управленцев. Детство играет, а игра приглашает нас в Детство, позволяя пережить восторг, азарт, живое движение к себе изначальному, открытому, первичному. Оттого она и оказывается столь желанной и в мире взрослых. Детское образование создано взрослыми для детей, неудивительно, что там нашлось место и игре, без которой Детство немыслимо, а мир взрослых скучен и сер. Образование как «создание образа» активно использует игровые технологии, сюжеты, приемы в своем движении к поиску оптимальных форм «взращивания» и созидания человека, которому от природы присуще играть.
Существующие сегодня образовательные формы подразумевают как обучение детей и юношества, так и программы для взрослых. Рынок «образовательных услуг» предлагает нам научиться рисовать, водить машину или лодку, готовить, овладеть навыками проведения психологических тренингов и т.п. Очень популярными стали подарки в форме мастер-классов по приготовлению блюд той или иной кухни, сыроварению, пению и т.п. Что такое поучаствовать в мастер-классе по сыроварению, как ни поиграть в сыровара?
Список литературы
- Бушманова Е.А. Феномен игры: Особенности эвристической игры в образовании // Ростовский научный вестник. 2022. № 6. С. 26–27.
- Авгитиду С., Эндрюс М., Болланд А., Каннинг Н. и др. Европейская ассоциация изучения образования в раннем детстве (EECERA). Группа специальных
интересов «Переосмысление игры»: рамочный документ о роли игры в дошкольном образовании и воспитании // Современное дошкольное образование. 2019.
№ 6 (96). С. 20–23. - Ретюнских Л.Т. Философия игры. М.: Вузовская книга, 2011. 256 с.
- Грехнев В.С. Философия образования. М.: Юрайт, 2017. 311 с.
- Гессен С.Н. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995. 448 с.
- Хёйзинга Й. HOMO LUDENS. В тени завтрашнего дня. М.: Прогресс, 1992.
458 с. - Midgly M. Th e game, game // Philosophy. 1974. Vol. 49, N 189. P. 231–253.
- Caillios R. Man, play and games. Illinois: University of Illinois Press, 2001.
224 p. - Perret R.W. Tostoy, death and meaning // Philosophy. 1985. Vol. 60, N 232. P. 231–245.
- Финк Е. Основные феномены человеческого бытия // Проблема человека
в западной философии. М.: Прогресс, 1988. С. 357–403. - Лосев А. Аристотель: В поисках смысла. Гл. 5. Ликей. М.: Молодая Гвардия,
- 296 с.
- Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.
М.: АСТ, 2011. 574 с. - Берн Э.Л. Игры, в которые играют люди / Пер. А.М. Грузберг. М.: Бомбора,
- 494 с.
- Слепцова С.В., Кавтарадзе Л.О., Гасанова Н.В. Дидактическая игра в сфере
деятельности дополнительного образования (на материале изучения темы «Времена года» на французском языке) // Научный альманах. 2021. № 6–1 (80). С. 74–77. - Седых Т.В., Бывшенко А.С., Остыловская О.А. Применение имитационных деловых игр при профессиональной подготовке медиаторов в образовании в условиях дистанционного обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75–1. С. 154–157.
- Ретюнских Л.Т. «Школа Сократа»: Философские игры десять лет спустя:
Учебное пособие. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2003. 205 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлен обзор перспектив применения церебральных органоидов и этический анализ этой технологии. Церебральные органоиды - выращенные из плюрипотентных стволовых клеток миниатюрные объемные модели структур мозга. Мозговые органоиды выращиваются в целях теоретических и прикладных исследований нейрогенеза в норме и в патологии. Технология позволяет исследовать генезис психоневрологических заболеваний, выявлять влияние препаратов и вирусов на мозг, тестировать различные виды терапии, обходя этические ограничения исследований на человеке и животных. Тем не менее манипуляции с нейронным субстратом и нарастающая антропоморфизация мини-брейнов вызывают многочисленные этические сомнения. В статье рассматривается вопрос об онтологическом статусе органоидов мозга, а также животных, в мозг которых встроены органоиды человека. Проблема поиска критериев сознания органоидов связана с прикладными задачами разработки правил для экспериментирования с мини-брейнами и их медицинского использования, в том числе уточнения статуса добровольного информированного согласия как условия экспериментирования. Делается вывод о необходимости установления междисциплинарного диалога в целях разработки концептуальных оснований, принципов и прикладных правил для манипуляций с новым объектом исследования.
Как показывают исследования последних лет, так называемые большие языковые модели испытывают определенные затруднения с оценкой и осуществлением рассуждений. В статье предпринимается попытка выявить причины этих затруднений и предложить возможные пути их преодоления. Первый раздел представляет собой своеобразное введение в проблематику, в нем анализируются примеры некорректной оценки умозаключений языковыми моделями. В следующем разделе устанавливается связь между нейрокогнитивными механизмами пространственной навигации у животных, концептуальной навигацией человека и идеями телесной воплощенности сознания. Отмечается влияние этих идей на развитие проекта искусственного интеллекта. Последний раздел подводит итоги предпринятого исследования, в нем формулируется предположение автора о роли перцептивных данных в процессе обработки информации и основанных на нем интеллектуальных процедур и рассуждений в том числе. Наличие сенсорного входа в конечном итоге оказывается необходимым условием для осуществления рассуждений, и именно его отсутствие у больших лингвистических моделей приводит к отмеченным затруднениям и проблемам.
В статье рассматривается позиция австралийского философа Дэвида Армстронга в дискуссии о сознании. Излагается общая суть его версии теории тождества сознания и тела, характеризующейся как теория каузальной роли. Подчеркиваются важные отличительные черты предлагаемого Армстронгом отождествления: тождество в данном случае следует понимать как контингентное тождество токенов. Приводится армстронговское понимание тезиса физикализма. Демонстрируется внутренняя угроза, которую создает теория сознания Армстронга для общей физикалистской направленности его метафизического проекта. Предлагается способ решения этой проблемы при помощи отказа от контингентного тождества в пользу логической супервентности. Приводятся аргументы Армстронга в пользу отождествления квалиа, понимаемых как вторичные качества, с некоторыми свойствами физических объектов. Так как сам Армстронг не считает эти аргументы решающими, предлагается иллюзионистское прочтение его теории сознания, позволяющее одновременно сохранить логическую супервентность сознания на физическом и дать объяснение квалиа.
Статья посвящена реконструкции теории сознания Роберта Нозика. Описывается функция сознания в его изложении. Анализируется, как сознание связано с данными. Реконструируется предложенная им теория феноменального сознания. Очерчивается круг уязвимых мест теории Нозика, а также определяются ее проблемные точки.
Статья содержит концептуальный анализ теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) авторства Г.С. Альтшуллера. ТРИЗ рассматривается как проявление характерного для многих областей науки и культуры времен Холодной войны организационного принципа алгоритмической рациональности. Автор приходит к выводу, что в ТРИЗ этот принцип проявляется в виде организующей метафоры «управляемой эволюции». Вначале проводится анализ ТРИЗ как теории технического прогресса с привлечением классификационного аппарата, предложенного Юном Эльстером, затем - сравнительный анализ ТРИЗ и французской философии техники 1932-1958 гг., «механологии». Сходством обладают общефилософские основания теорий, тогда как различия коррелируют с проявлениями алгоритмической рациональности в ТРИЗ. Тип алгоритмической рациональности соотносится с более общим представлением о социально-экономических отношениях в обществе, что позволяет говорить о различии советского и американского подходов к рассмотрению картины мира, а также сделать предположение о существовании отдельного типа теории технического прогресса.
Статья посвящена сравнительному анализу рецептивно-предикативных моделей личности двух философов - о. Сергия Булгакова и японского философа Китаро Нисиды. Автор приходит к выводу, что, несмотря на разные религиозно-культурные установки, на которых основаны две модели, оба философа разделяют сходное до определенной степени базовое понимание рецептивно-предикативного характера человеческого «я». Однако, как доказывает автор, они в конечном итоге развивают различные концепции личностной коммуникации «я» и «Абсолютного».
Издательство
- Издательство
- МГУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- оссийская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1
- Юр. адрес
- оссийская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1
- ФИО
- Садовничий Виктор Антонович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- info@rector.msu.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 9391000
- Сайт
- https://msu.ru/