Центральная идея статьи заключается в попытке ответа на вопрос, поставленный японским ученым Хираоки Китано: сможет ли ИИ в ближайшие десятилетия преодолеть когнитивные ограничения, присущие человеку и, тем самым, ускорить процесс достижения научных открытий? Авторы отвечают на этот вопрос положительно, утверждая при этом, что необходимо внести дополнительные смыслы в само понимание ИИ. Для этого они привлекают, с одной стороны, подходы к данной проблеме таких авторов, как Д. Сёрл, Д. Деннет, Д. Хофштадтер. Р. Пенроуз и др. С другой – включают в свой анализ идеи представителей STS (Science. Technology. Society) – Б. Латура, К. Кнорр-Цетины, Х-И. Райнбергера и др. В итоге авторы формулируют вывод: признание Нобелевским комитетом соавторства ученого с ИИ – вполне реальная перспектива 2040-х гг.
Идентификаторы и классификаторы
Хираоки Китано в своей статье «Нобелевский вызов Тьюринга: создание двигателя научных открытий» (2016) на фоне всплеска интереса к открывающимся возможностям GPT поставил вопрос: «Сможет ли ИИ когда-то преодолеть когнитивные ограничения, присущие человеку и, тем самым, ускорить процесс достижения научных открытий?» [18]. Автор поставил свой вопрос не в плоскости расшифровки больших массивов данных и ускорения счета. Он сформулирован его иначе: сможет ли ИИ взять на себя ту роль первооткрывателей в науках, которую до сих пор приписывалась исключительно креативному мышлению конкретных людей –ученых и коллективов ученых? Иначе говоря, сможет ли когда-то ИИ самостоятельно искать новые теоремы в математике, как это делали, например, Пуанкаре или Ферма, или по-новому ставить и решать фундаментальные проблемы в физике, сопоставимые с теориями относительности и квантовой механики, подобно Эйнштейну и Планку?
Список литературы
-
Адамар Ж. Исследования психологии процессов изобретательства в области математики /Пер. с фр. Москва: Сов. радио, 1970. -150 с.
-
Анохин К.В., Новоселов К.С., Смирнов С.К., Ефимов А.Р., Матвеев Ф.М. Искусственный интеллект для науки и наука для искусственного интеллекта // Вопросы философии. 2022. № 3. С.93-105. EDN: NBENRC
-
Асмолов Г.А., Асмолов А.Г. Интернет как генеративное пространство: историко-эволюционная перспектива. // Вопросы психологии. 2019. № 4. С. 3-28. EDN: NOWFAU
-
Асмолов А.Г., Шехтер Е.Д., Черноризов А.М. Преадаптация к неопределенности как стратегия навигации развивающихся систем: маршруты эволюции // Вопросы психологии. 2017. № 4. С. 3-26. EDN: YMQFAE
-
Деннет Д. Насосы интуиции и другие инструменты мышления /Пер. с англ. З. Мамедьянова и Е. Фоменко. М.: Издательство АСТ: CORPUS, 2019. - 576 c.
-
Ивахненко Е.Н. Социология встречается со сложностью // Вестник РГГУ. Серия “Философские науки. Религиоведение”. № 11. 2013. С. 90-101. EDN: RAQYEX
-
Ивахненко Е.Н., Никольский В.С. ChatGPT в высшем образовании и науке: угроза или ценный ресурс? // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 4. С. 9-22. EDN: TZHIHU
-
Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Духовная сторона исторического процесса. Формы общественного сознания // Курс исторического материализма. Изд. 3, стереотип. URSS, 2023. С. 280-398.
-
Кнорр-Цетина К. Социальность и объекты в постсоциальных обществах знания // Социология вещей. Сборник статей /Под ред. В. Вахштайна. М.: Издательский дом “Территория будущего”, 2006. С. 267-306.
-
Кнорр-Цетина К., Брюггер У. Рынок как объект привязанности: исследование постсоциальных отношений на финансовых рынках // Социология вещей. Сборник статей /Под ред. В. Вахштайна. М.: Издательский дом "Территория будущего", 2006. С. 307-341. EDN: TMXXUR
-
Луман Н. Введение в системную теорию /Пер. с нем. К. Тимофеева. М.: "Логос". 2007. - 360 с.
-
Пенроуз Р. Новый ум короля: О компьютерах, мышлении и законах физики /Пер. с англ. В.О. Малышенко и др. Изд. 2-е, испр. М.: Едиториал УРСС, 2005. С. 50-60.
-
Пуанкаре А. О науке /Пер. с фр. под ред. Л.С. Понтрягина. М.: Наука, 1990. - 560 с.
-
Серл Дж. Открывая сознание заново /Пер. с англ. А.Ф. Грязнова. М.: Идея-Пресс, 2002. - 256 с.
-
Фейнман Р. Радость познания /Пер. англ. Т.А. Ломоносовой. М.: АСТ, 2013. - 348 с.
-
Хофштадтер Д., Деннет Д. Глаз разума /Пер. с англ. М. Эскиной. Самара: Бахрах-М, 2003. - 432 с.
-
Chandrasekhar S. Truth and beauty: aesthetics and motivations in science. University of Chicago Press. 2013. - 180 pp.
-
Kitano H. Nobel Turing Challenge: creating the engine for scientific discovery // URL: https://www.nature.com/articles/s41540-021-00189-3.
-
Latour B. When things strike back: a possible contribution of "science studies" to the social sciences. -British Journal of sociology. Vol.51, N 1. (January/March, 2000). P. 107-123. EDN: DGJZJH
-
Rheinberger H.-J. Toward a History of Epistemic Things. Stanford: Stanford University Press, 1997.
-
Searle J. Minds, Brains and Programs // Behavioral and Brain Sciences. Vol. 3. P. 417-458.
Выпуск
Соавторство ученого с искусственным интеллектом
Создание искусственного общего интеллекта
Значение человеческого капитала в условиях санкций
Глобальная цифровая валюта в цифровой экономике
Cтратегии речевого поведения в цифровой среде
Искусственный интеллект в образовательных системах
Архивная эвристика в информационном обществе
Информационно-психологическое насилие и уголовное право
Продвижение имиджей российских партий в YouTubeПодходы к управлению группой роботов
Другие статьи выпуска
В статье проанализированы особенности массового открытого онлайн-курса (МООК) как образовательного ресурса, выявлена неоднозначность содержательного наполнения понятия «правовая грамотность», обозначены современные проблемы и перспективы дальнейшего применения МООК для повышения уровня индивидуальной и общей правовой грамотности. На основе диалектического, логического и системного
методов, анализа нормативных правовых актов и научных источников по теме статьи, ресурсов образовательных онлайн-платформ и результатов социальных опросов, проводившихся в российских вузах, сделаны выводы о целесообразности встраивания МООК в смешанный формат обучения, о необходимости оптимизации контента массовых открытых онлайн-курсов правовой тематики для обеспечения их
практикоориентированности и разноуровневости, о насущности развития общегосударственной нормативно-правовой основы подготовки и использования МООК при реализации образовательных программ.
Цифровые платформы широко применяются организациями для выполнения отдельных кадровых функций, таких как рекрутинг и обучение. По мере увеличения в цифровой среде взаимодействий между организациями и специалистами, формируется потребность в комплексном кадровом обеспечении на основе экосистемы. Проведенный анализ подходов к определению цифровой платформы показал, что ее отличительными признаками от других автоматизированных информационных систем специального
класса являются: наличие двух и более потребительских сегментов, между которыми взаимодействие устанавливается автоматически и практически мгновенно; перераспределение ценности по цепочке ее создания и доставки. Цифровая кадровая экосистема характеризуется масштабом, охватывающим несколько функций и/или комплексно кадровую деятельность в отрасли. В решении острой задачи подготовки кадров по ИТ-направлениям должна быть построена экосистема воспроизводства кадрового потенциала ИТ-отрасли. С использованием инструментов дизайна цифровых платформ составлено концептуальное описание кадровой экосистемы ИТ-индустрии на базе университета, включающее канву и матрицу мотивации, в которых указаны интересы и ценности различных участников.
В статье рассматривается современное состояние сферы цифровых социальных инноваций, выделяются основные особенности развития данного сектора. Показано, что в условиях современности цифровые социальные инновации выступают значимым инструментом решения социальных проблем. Отмечены ключевые драйверы и барьеры, оказывающие влияние на создание и реализацию таких проектов.
Представлены перспективы развития цифровых социальных инноваций.
Рассматриваются результаты исследований по языковым средствам и стратегиям речевого поведения в цифровой среде. Отражены используемые в современном общении языковые средства, их роль в создании эмоциональной окраски сообщений и формировании ценностных ориентаций. Показано, что использование определенных языковых
средств и стратегий речевого поведения может существенно влиять на восприятие сообщения и достижение поставленных целей. Конечной целью анонсированного исследования является формирование адекватных датасетов и алгоритмов машинного обучения, используемых в поддержке цифровых диалогов и живом общении.
В статье рассматриваются вопросы создания глобальной цифровой валюты в условиях цифровой экономики. Исследование показало, что в среднесрочной перспективе наиболее вероятным является создание наднациональных ЦВЦБ. Одним из наиболее успешных проектов в этой области является цифровой юань – e-CNY, – который уже почти полностью внедрен в национальную экономику КНР и имеет значительные перспективы для внедрения в международную сферу. Более того, Китай уже выступил с инициативой создания единой азиатской цифровой валюты. В долгосрочном периоде, при условии успешной реализации национальных и наднациональных проектов ЦВЦБ, станет возможным и создание мировой (глобальной) ЦВЦБ.
Целью данной работы является разработка методов оценки влияния человеческого капитала на экономический рост, конкурентоспособность, а также социальное благополучие регионов России, поскольку он, с одной стороны, становится в условиях всеобщей цифровизации общества одним из ключевых факторов устойчивого их развития, с другой стороны, введенные развитыми странами санкции на Россию в настоящее время накладывает существенный отпечаток не только на производственный, но также и на
трудовой рынок. Соответственно, введенные санкции требует адекватной реакции и по трансформации данного капитала. Для чего на базе одного из основных принципов цифровой трансформации общества – формирования структурированного информационного пространства научно-образовательных ресурсов
предложены две математические модели: модель оценки человеческого капитала в системе науки на примере аграрных научно-исследовательских учреждений, модель оценки влияния его на социально-экономическое положение регионов. Результаты исследований привели к разработке соответствующих единообразных методик на основе онтологической стандартизации представления научно-образовательных
ресурсов, как комплексной оценки всей деятельности учреждений науки, так и оценки влияния на региональное развитие человеческого капитала. На основе данных методик в 2022г. был завершен мониторинг и анализ состояния информационных ресурсов, имеющихся на сайтах аграрных научнообразовательных учреждений.
Возможности искусственного интеллекта растут с увеличением мощности суперкомпьютеров и инноваций. Уже идут разговоры о том, что мы видим элементы Создания Искусственного Общего Интеллекта (Artificial general intelligence, AGI), например, в виде генеративного предварительно обученного трансформатора (Generative pre-trained transformer, GPT). Однако возможности классических подходов к построению искусственного интеллекта не безграничны. Они сдерживаются трудностями дальнейшего
увеличения плотности транзисторов, дискретным (цифровым) представлением данных, невозможностью лингвистического представления мыслей и эмоций людей, отсутствием учета поведения атомов нейронов, число которых в квадриллион раз больше, чем самих нейронов, а поведение характеризуется нелокальностью.
Однако снятие этих ограничений, включая смену цифровой парадигмы представления данных на аналоговую и учет атомной структуры нейронов, потребует создания новых материалов, которых еще нет на земле, построения оптических аналоговых процессоров. Эти исследования потребуют международного сотрудничества и использования специальной конвергентной технологии, которая обеспечит целенаправленность сложных междисциплинарных исследований. Некоторые элементы такой технологии
уже отрабатываются на практике.
Издательство
- Издательство
- ИРИО
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 101000, Москва, Армянский переулок, дом 9 стр. 1, офис 310-1
- Юр. адрес
- 117312, г Москва, Академический р-н, пр-кт 60-летия Октября, д 9, кв 716
- ФИО
- Ершова Татьяна Викторовна (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- E-mail адрес
- info@iis.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 9122229
- Сайт
- http:/www.iis.ru