Цифровые платформы широко применяются организациями для выполнения отдельных кадровых функций, таких как рекрутинг и обучение. По мере увеличения в цифровой среде взаимодействий между организациями и специалистами, формируется потребность в комплексном кадровом обеспечении на основе экосистемы. Проведенный анализ подходов к определению цифровой платформы показал, что ее отличительными признаками от других автоматизированных информационных систем специального
класса являются: наличие двух и более потребительских сегментов, между которыми взаимодействие устанавливается автоматически и практически мгновенно; перераспределение ценности по цепочке ее создания и доставки. Цифровая кадровая экосистема характеризуется масштабом, охватывающим несколько функций и/или комплексно кадровую деятельность в отрасли. В решении острой задачи подготовки кадров по ИТ-направлениям должна быть построена экосистема воспроизводства кадрового потенциала ИТ-отрасли. С использованием инструментов дизайна цифровых платформ составлено концептуальное описание кадровой экосистемы ИТ-индустрии на базе университета, включающее канву и матрицу мотивации, в которых указаны интересы и ценности различных участников.
Идентификаторы и классификаторы
Кадровое обеспечение, наряду с технологическим и административным обеспечением, является важным фактором становления цифровой экономики в России1. Традиционный подход к подготовке и развитию специалистов в сфере информационных технологий (ИТ) через систему высшего и среднего образования дополняют современные подходы в виде платформ и экосистем.
Платформа и экосистема широко обсуждаются бизнес-сообществом как способы реализации инновационных бизнес-моделей и процессов в цифровой среде. Происходящие кардинальные преобразования видов хозяйственной деятельности и экономических отношений в полной мере не отражают определение цифровой платформы через устоявшиеся термины автоматизированной информационной системы, ИТ и ИТ-инфраструктуры. Российские исследователи [1, 2] отмечают, что понятия «платформа» и «экосистема» не имеют строго научного определения, и это затрудняет
построение научно обоснованной методологии развития цифровой экономики.
Список литературы
- Меденников В. И. IT-ландшафт цифровой экосистемы сельского хозяйства России //
Информационное общество. 2023. № 2. С. 121–133. - Бабкин А. В. Михайлов П. А. Цифровые платформы в экономике: понятие, сущность,
классификация // Вестник Академии знаний. 2023. № 1(54). С. 25–36. EDN SLMSNI. - Kuzminov Ya., Sorokin P., Froumin I. Generic and Specific Skills as Components of Human
Capital: New Challenges for Education Theory and Practice // Foresight and STI Governance. - Vol. 13. No 2. Pp. 19–41. DOI: 10.17323/2500-2597.2019.2.19.41
- WEF. The Global Human Capital Report. 2017. https://www.weforum.org/reports/the-globalhuman-capital-report-2017.
- Tan E. Human Capital Theory: A Holistic Criticism // Review of Educational Research. 2014.
Vol. 84. № 3. P. 411–445. Режим доступа: https://doi.org/10.3102/0034654314532696 - Klees S.J. Human Capital and Rates of Return: Brilliant Ideas or Ideological Dead Ends? //
Comparative Education Review. 2016. Vol. 60. № 4. P. 644–672. - Рощин С., Рудаков В. Измеряют ли стартовые заработные платы выпускников качество
образования? Обзор российских и зарубежных исследований // Вопросы образования. - № 1. С. 138–168.
- ITU. Measuring Digital Development: Facts and figures. 2021 https://www.itu.int/en/ITUD/Statistics/Pages/facts/default.aspx.
- Jacobides M. G., Cennamo C., Gawer A. Towards a theory of ecosystems // Strategic
Management Journal. 2018. Vol. 39(8), 2255–2276. - Altman E.J., Schwartz J., Kiron D., Jones R., Kearns-Manolatos D. Workforce Ecosystems: A New Strategic Approach to the Future of Work. MIT Sloan Management Review and Deloitte. 2021.
- Остервальдер А., Пинье И. Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и
новатора. М. : Альпина Пабл., 2016. 288 с. - Rochet J. C., Tirole J. Platform Competition in Two-Sided Markets // Journal of the European
Economic Association. 2003. Vol. 1(4). Pp. 990–1029. - Eferin Ya., Hohlov Yu., Rossotto C. Digital platforms in Russia: competition between national
and foreign multi-sided platforms stimulates growth and innovation // Digital Policy,
Regulation and Governance. 2019. Vol. 21. Issue 2. Pp.129-145, https://doi.org/10.1108/DPRG11-2018-0065 - Моазед А., Джонсон Н. Платформа: Практическое применение революционной бизнесмодели. М.: Альпина Паблишер, 2020. 288 с.
- Evans Р.С., Gawer А. The Rise of the Platform Enterprise: A Global Survey. The Center for
Global Enterprise. 2016. - Ершова Т. В., Хохлов Ю. Е. Цифровые платформы для исследований и разработок //
Информационное общество. 2017. № 6. С. 17–24. - McAfee, A., Brynjolfsson, E. Machine, platform, crowd: Harnessing our digital future. WW
Norton & Company. 2017. - Янг, Шерман. 2018. От «подрыва» к инновациям: о будущем МООК // Вопросы
образования. 2018. No. 4. Pp. 21–43. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2018-4-21-43 - Dillahunt T., Wang Z., Teasley S. Democratizing Higher Education: Exploring MOOC Use
Among Those Who Cannot Afford a Formal Education // International Review of Research in
Open and Distributed Learning. 2014. Vol. 15(5). Pp. 177–196.
https://doi.org/10.19173/irrodl.v15i5.1841 - Мур Д. Ф. Хищники и добыча: новая экология конкуренции // Harvard Business Review.
- № 3 . URL: https://hbr.org/1993/05/predators-and-prey-a-new-ecology-of-competition.
- Васильева Е. В. Методологии проектирования стратегии бизнеса: от дизайна продукта к
проектированию платформ // Управление. 2021. Т. 9, № 2. С. 76-89. DOI 10.26425/2309-
3633-2021-9-2-76-89. EDN NOLKHI. - Metcalfe B. Metcalfe’s Law after 40 Years of Ethernet // Computer. 2013. Vol. 46, No. 12, pp. 26-31, https://doi.org/10.1109/MC.2013.374.
- CodinGame. How did you learn computer programming? [Graph]. In Statista. 2023,
https://www.statista.com/statistics/1296757/how-developers-learnt-computer-programming/. - Shevtsova I., Dneprovskaya N. Transformation of the Digital Environment into Actor of ELearning // 2021 International Conference on Quality Management, Transport and Information
Security, Information Technologies (IT&QM&IS), 2021. pp. 846-849, doi:
10.1109/ITQMIS53292.2021.9642745
Выпуск
Соавторство ученого с искусственным интеллектом
Создание искусственного общего интеллекта
Значение человеческого капитала в условиях санкций
Глобальная цифровая валюта в цифровой экономике
Cтратегии речевого поведения в цифровой среде
Искусственный интеллект в образовательных системах
Архивная эвристика в информационном обществе
Информационно-психологическое насилие и уголовное право
Продвижение имиджей российских партий в YouTubeПодходы к управлению группой роботов
Другие статьи выпуска
В статье проанализированы особенности массового открытого онлайн-курса (МООК) как образовательного ресурса, выявлена неоднозначность содержательного наполнения понятия «правовая грамотность», обозначены современные проблемы и перспективы дальнейшего применения МООК для повышения уровня индивидуальной и общей правовой грамотности. На основе диалектического, логического и системного
методов, анализа нормативных правовых актов и научных источников по теме статьи, ресурсов образовательных онлайн-платформ и результатов социальных опросов, проводившихся в российских вузах, сделаны выводы о целесообразности встраивания МООК в смешанный формат обучения, о необходимости оптимизации контента массовых открытых онлайн-курсов правовой тематики для обеспечения их
практикоориентированности и разноуровневости, о насущности развития общегосударственной нормативно-правовой основы подготовки и использования МООК при реализации образовательных программ.
В статье рассматривается современное состояние сферы цифровых социальных инноваций, выделяются основные особенности развития данного сектора. Показано, что в условиях современности цифровые социальные инновации выступают значимым инструментом решения социальных проблем. Отмечены ключевые драйверы и барьеры, оказывающие влияние на создание и реализацию таких проектов.
Представлены перспективы развития цифровых социальных инноваций.
Рассматриваются результаты исследований по языковым средствам и стратегиям речевого поведения в цифровой среде. Отражены используемые в современном общении языковые средства, их роль в создании эмоциональной окраски сообщений и формировании ценностных ориентаций. Показано, что использование определенных языковых
средств и стратегий речевого поведения может существенно влиять на восприятие сообщения и достижение поставленных целей. Конечной целью анонсированного исследования является формирование адекватных датасетов и алгоритмов машинного обучения, используемых в поддержке цифровых диалогов и живом общении.
В статье рассматриваются вопросы создания глобальной цифровой валюты в условиях цифровой экономики. Исследование показало, что в среднесрочной перспективе наиболее вероятным является создание наднациональных ЦВЦБ. Одним из наиболее успешных проектов в этой области является цифровой юань – e-CNY, – который уже почти полностью внедрен в национальную экономику КНР и имеет значительные перспективы для внедрения в международную сферу. Более того, Китай уже выступил с инициативой создания единой азиатской цифровой валюты. В долгосрочном периоде, при условии успешной реализации национальных и наднациональных проектов ЦВЦБ, станет возможным и создание мировой (глобальной) ЦВЦБ.
Целью данной работы является разработка методов оценки влияния человеческого капитала на экономический рост, конкурентоспособность, а также социальное благополучие регионов России, поскольку он, с одной стороны, становится в условиях всеобщей цифровизации общества одним из ключевых факторов устойчивого их развития, с другой стороны, введенные развитыми странами санкции на Россию в настоящее время накладывает существенный отпечаток не только на производственный, но также и на
трудовой рынок. Соответственно, введенные санкции требует адекватной реакции и по трансформации данного капитала. Для чего на базе одного из основных принципов цифровой трансформации общества – формирования структурированного информационного пространства научно-образовательных ресурсов
предложены две математические модели: модель оценки человеческого капитала в системе науки на примере аграрных научно-исследовательских учреждений, модель оценки влияния его на социально-экономическое положение регионов. Результаты исследований привели к разработке соответствующих единообразных методик на основе онтологической стандартизации представления научно-образовательных
ресурсов, как комплексной оценки всей деятельности учреждений науки, так и оценки влияния на региональное развитие человеческого капитала. На основе данных методик в 2022г. был завершен мониторинг и анализ состояния информационных ресурсов, имеющихся на сайтах аграрных научнообразовательных учреждений.
Возможности искусственного интеллекта растут с увеличением мощности суперкомпьютеров и инноваций. Уже идут разговоры о том, что мы видим элементы Создания Искусственного Общего Интеллекта (Artificial general intelligence, AGI), например, в виде генеративного предварительно обученного трансформатора (Generative pre-trained transformer, GPT). Однако возможности классических подходов к построению искусственного интеллекта не безграничны. Они сдерживаются трудностями дальнейшего
увеличения плотности транзисторов, дискретным (цифровым) представлением данных, невозможностью лингвистического представления мыслей и эмоций людей, отсутствием учета поведения атомов нейронов, число которых в квадриллион раз больше, чем самих нейронов, а поведение характеризуется нелокальностью.
Однако снятие этих ограничений, включая смену цифровой парадигмы представления данных на аналоговую и учет атомной структуры нейронов, потребует создания новых материалов, которых еще нет на земле, построения оптических аналоговых процессоров. Эти исследования потребуют международного сотрудничества и использования специальной конвергентной технологии, которая обеспечит целенаправленность сложных междисциплинарных исследований. Некоторые элементы такой технологии
уже отрабатываются на практике.
Центральная идея статьи заключается в попытке ответа на вопрос, поставленный японским ученым Хираоки Китано: сможет ли ИИ в ближайшие десятилетия преодолеть когнитивные ограничения, присущие человеку и, тем самым, ускорить процесс достижения научных открытий? Авторы отвечают на этот вопрос положительно, утверждая при этом, что необходимо внести дополнительные смыслы в само понимание ИИ. Для этого они привлекают, с одной стороны, подходы к данной проблеме таких авторов, как Д. Сёрл, Д. Деннет, Д. Хофштадтер. Р. Пенроуз и др. С другой – включают в свой анализ идеи представителей STS (Science. Technology. Society) – Б. Латура, К. Кнорр-Цетины, Х-И. Райнбергера и др. В итоге авторы формулируют вывод: признание Нобелевским комитетом соавторства ученого с ИИ – вполне реальная перспектива 2040-х гг.
Издательство
- Издательство
- ИРИО
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 101000, Москва, Армянский переулок, дом 9 стр. 1, офис 310-1
- Юр. адрес
- 117312, г Москва, Академический р-н, пр-кт 60-летия Октября, д 9, кв 716
- ФИО
- Ершова Татьяна Викторовна (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- E-mail адрес
- info@iis.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 9122229
- Сайт
- http:/www.iis.ru