Актуальность. Деятельность врача в числе прочего включает необходимость общения с пациентом, поэтому наличие коммуникативных навыков является обязательными признаком данной профессии. Объект исследования - информированное добровольное согласие с точки зрения основного компонента коммуникативного акта. Цель работы - провести анализ лингвистических и этических особенностей данного документа. Методы анализа - лингвистический. Результаты: лексико-грамматический состав названия документа заключает в себе распределение коммуникативных ролей: врач - активный коммуникант, пациент - пассивный; семантический анализ текста дает основание утверждать, что данный документ в большинстве случае не может быть самостоятельно осознан пациентом, участие врача необходимо в рамках разъяснения содержания согласия. Заключение. Проведенный анализ дает основание утверждать, что при неправильно проведенной работе с информированным добровольным согласием могут возникнуть коммуникативные проблемы и, как следствие таковых, коммуникативные неудачи.
Идентификаторы и классификаторы
Одной из актуальных проблем современной медицины является проблема взаимоотношения врача и пациента. Изучением медицинского дискурса, а также его лингвистического аспекта занимались такие исследователи, как М.И. Барсукова, В.В. Жура, Л.С. Бейлинсон, Л.А. Гаспарян, В.Б. Куриленко, И.Ф. Шамара, Л.М. Алексеева, Е.А. Костяшина и др. [1, 2, 3, 4].
Список литературы
-
Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов русского языка. М.: Издательство АСТ, 2002. с. 239.
-
Белякова Р.А. Стратегия достижения эффективности в коммуникации врач-пациент. В сборнике: Медицинский дискурс: вопросы теории и практики. Материалы 5-й международной научно-практической и образовательной конференции. Под общей редакцией Е.В. Виноградовой. 2017. 11-14. EDN: YUYIFY
-
Деонтология в медицине: в 2 т. / Под ред. Б.В. Петровского. М.: Медицина, 1988.
-
Дмитриева И.А. Подступы к философии русского языка. М.: Издательский дом “Русская философия”, 2020. EDN: MKTPIG
-
Доника А.Д., Шестаков А.А. Биоэтика XXI века: национальные интересы и международные исследования // Биоэтика. 2019. 1 (23). 60-62. EDN: AMTEYY
-
Ерина И.А. Врачебная этика как важнейшая составная часть медицинской деонтологии // Тенденции развития науки и образования. 2018. 41 (3). 23-25. EDN: YLLTFR
-
Ефремова Н.В. Фактор адресата - обязательный вектор дискурсивной деятельности адресанта медицинского текста // Филологические науки. Вопросы теории и практики: в 2 ч. Тамбов: Грамота, 2015. 5 (47). 56-58. EDN: TQAPFT
-
Линник Л.А. Медицинский дискурс: образы автора и адресата // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. 2020. 25 (1). С. 179-181. EDN: BAMYHH
-
Петровский Б.В. Врачебная этика в прошлом, настоящем и будущем // Здравоохранение (Минск). 2020. 9. 68-75. EDN: WFQLKP
-
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 12.11.2021 1051н.
-
Седова Н.Н., Петров А.В. Профессиональные и гуманитарные навыки в высшем медицинском образовании. В сборнике: Развитие потенциала социально-гуманитарных наук в формировании soft skills медицинских кадров юга России. Межвузовская научно-практическая конференция в рамках НОМК "Южный". 2020. 180-183. EDN: DIBXEQ
-
Силуянова И.В. О сущности "этического" этических проблем современной медицины // Медицинская этика. 2019. Т. 7. 1. 72-76. EDN: VNBIHK
-
Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований. 4-е изд., стер. М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. Т. 4.
-
Федеральный закон от 21.11.2011 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
-
Чигринова Е.А. Особенности объективации образа-стереотипа "хороший врач" в русскоязычных СМИ // Мир науки, культуры, образования. 2018. 5(72). 493-496. EDN: YOBPOH
-
Шкарин В.В. Национальные особенности преподавания биоэтики в медицинском вузе // Биоэтика. 2019. № 2 (24). С. 25-30. EDN: KQTMRH
-
Юсеф Ю.В., Плахотник А.Н. Культура профессионального общения врача // Лингвистические исследования и их использование в практике преподавания русского и иностранных языков. Материалы I Международной научно-методической конференции "Лингвистические исследования и их использование в практике преподавания дисциплины "Русский язык и культура речи". 2018. С. 159-165. EDN: XUJCRV
Выпуск
Другие статьи выпуска
В ведущем отечественном издательстве учебной литературы КНОРУС вышел первый в нашей стране учебник по биоэтике для медицинских сестер [1]. Это, без сомнения, можно назвать долгожданным событием. Дело в том, что до сих пор, при всей важности этических проблем в работе медицинских сестер, соответствующего учебного материала было мало, он не был систематизирован, более того, в некоторых медицинских колледжах вообще отсутствовал в учебной программе такой предмет, как биоэтики. Некоторые вопросы профессиональной этики рассматривались в курсах других учебных дисциплин, но целостной концепции преподавания выработано не было. Новый учебник, авторами которого являются профессора Н.Н.Седова, А.Д.Доника и доцент О.В.Костенко, позволяет преодолеть существующую фрагментарность в этической подготовке медицинских сестер.
Прошло пять лет с тех пор, как не стало великого ученого, «отца» российской биоэтики Бориса Григорьевича Юдина. Его памяти был посвящен Круглый стол, состоявшийся в Институте философии РАН. Воспоминания о Б.Г. Юдине и переосмысление его идей в современную эпоху стало предметом обсуждения ведущих ученых-биоэтиков. Сама наука претерпела серьезные изменения за эти годы. Тем более важно по-новому «прочитать» работы Бориса Григорьевича, который не просто размышлял о современной ему биоэтике, но и сформулировал основные идеи ее будущего развития.
Проблема прерывания беременности является многоплановой. В соответствии с действующим законодательством, женщины, обращающиеся в медицинское учреждение за процедурой искусственного прерывания беременности, проходят доабортное консультирование. Во время консультации перед специалистом ставится несколько задач: сопоставить аргументы за прерывание и за сохранение беременности; помочь грамотно провести оценку сложившейся жизненной ситуации; рассмотреть пути решения возникших проблем; донести информацию о федеральных, региональных мерах поддержки беременных и семей с детьми; проинформировать о возможных негативных последствиях искусственного прерывания беременности. Авторы считают, помимо психологической помощи женщинам, оказавшимся в ситуации выбора, необходимо проводить детальное информирование о негативных репродуктивных последствиях абортах. В том числе о проблемы преждевременной недостаточности яичников. Ввиду широкой распространенности преждевременной недостаточности яичников среди женского населения представляется необходимым дополнить существующий порядок доабортного консультирования разделом, посвященном проблеме физиологической и патологической потери овариального резерва и влияния прерывания беременности на данный процесс. Информированность женщины о наличии у нее риска преждевременной недостаточности яичников и вообще о наличии такого состояния позволило бы ей осознанно избегать дополнительных негативных влияний (курения, алкоголя, стресса), принимать обоснованное решение о репродуктивных планах и их сроке, а возможно, прибегнуть к применению методов криоконсервации ооцитов в том случае, если риски преждевременной недостаточности яичников чрезвычайно высоки. Когда преждевременная недостаточность яичников уже диагностирована, единственная возможность родить ребенка это использование вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпоральное оплодотворение), но с использование донорский яйцеклеток.
В статье представлены результаты исследования личностных и эмоциональных состояний преподавателей Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова, работающих с обучающимися, имеющими ментальными нарушениями. Как показывает практика, обучение связано с целым рядом проблем, связанных с психологическими барьерами как у самих слушателей с инвалидностью или ОВЗ, так и психолого-педагогическими у преподавателей вуза, не имеющих специальной подготовки для работы в инклюзивных группах. Для выявления и анализа этих проблем в учебном процессе, а также эмоционального состояния преподавателей было проведено анкетирование и тестирование профессорско-преподавательского состава университета. Преподаватели считают, что обучающиеся с ментальными нарушениями нуждаются в специальных учебных пособиях и методических разработках, видеоматериалах и других технических средствах. Также важно обеспечить дополнительную психолого-педагогическую подготовку преподавателей по организации образовательного процесса с лицами с инвалидностью или ОВЗ для адаптации и улучшения качества учебно-воспитательной работы.
Глобализация и интеграция экономического, политического и информационного пространства привели к изменениям туристической отрасли. Медицинский туризм как перспективное направление современного здравоохранения, требующее теоретического осмысления. Осуществление Федерального проекта «Развитие экспорта медицинских услуг», части национального проекта «Здравоохранение». Медицинский туризм как объект научно-исследовательской деятельности: цели, задачи, результаты проводимых исследований. Публикационная активность исследователей медицинского туризма. Роль проводимых научно-практических конференций в продвижении научного знания о медицинском туризме. Проблемы профессиональной компетентности специалистов в сфере медицинского туризма. Научный вклад в оптимизацию современного администрирования рынка медицинских услуг.
Пандемия нового коронавируса COVID19 сказалась на всех сторонах жизни современного общества. Не является исключением и сфера высшего медицинского образования. Закрытие границ многими государствами создало ситуацию, когда обучение в другой стране стало возможном только в виртуальном формате. Как это сказалось на его качестве, станет ясно впоследствии. Но эффективность работы в данной сфере во многом зависит от принятия или непринятия студентами новых форм обучения. Изучению этого вопроса было посвящено исследование, проведенное Управлением по международным связям Волгоградского государственного медицинского университета в феврале-апреле 2021 года. Цель исследования: определить перспективы применения смешанного формата обучения студентов медицинских вузов в постковидный период для оптимизации освоения образовательных программ и укрепления международного сотрудничества в этой области.
Методы исследования: Полевое исследование включало анкетирование с применением Googl-форм. Обработка анкет машинная. Проведено редактирование и кодирование информации, статистический анализ, компаративный анализ, комбинаторный анализ с использованием программы SPSS. Характеристика исследовательского поля: Исследование проводилось в медицинских университетах 8 стран разных регионов мира. В статье обсуждены его результаты по России. Генеральная совокупность - (1835 иностранных обучающихся на 01 марта 2021 г.). N= 320. Достоверность - 97%. Гипотеза исследования: Переход на онлайн-обучение в период пандемии позволяет студентам реализовать возможности непрерывного медицинского образования. В целом они хорошо адаптируются в цифровой среде, однако ее недостатком считают отсутствие непосредственного руководства преподавателями формированием практических навыков и невозможность личных контактов. В перспективе формат онлайн-обучения может рассматриваться как вспомогательный, но не основной в подготовке врачей.
Результаты: Разработаны практические рекомендации по развитию международных связей в высшем медицинском образовании с применением смешанных методов обучения, как в норме, так и в чрезвычайных ситуациях.
Заключение. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что учеба в зарубежном медицинском университете оценивается студентами выше, чем образование в собственной стране, они больше ценят полученные знания и выбирают те формы обучения, которые наиболее выгодны для их профессионального развития.
В статье раскрываются задачи анатомического музея, являющегося не только важнейшим условием обучения студентов, но и морально воспитывающим учреждением. В процессе обучения студентов медицинского университета на кафедре анатомии большая роль принадлежит ее музею, выполняющему социальную функцию в передаче накопленных знаний, опыта, материального и духовного богатства последующим поколениям. Формирование личности врача следует определенным направлениям, включающим расширение профессионального кругозора, профессионализацию психических процессов, формирование чувства долга и повышение уровня притязаний в рамках выбранной профессии.
Актуальность. В статье рассмотрены результаты анкетирования врачей-хирургов неинфекционных многопрофильных стационаров г. Волгограда, осуществляющих свою деятельность в период пандемии COVID-19. Цель работы - Изучить мнение врачей-хирургов хирургических отделений неинфекционных многопрофильных стационаров, об удовлетворенности своей работой, условиями врачебной деятельности, об обеспеченности, доступности плановой хирургической помощи, в период пандемии COVID-19 и основных факторах, влияющих на них.
Методы: исследование проводилось с использованием опросного метода с участием 47 врачей хирургов хирургических отделений неинфекционных многопрофильных стационаров г. Волгограда, работающих в период пандемии COVID-19 2020-2022 гг. Использованы статистический (Microsoft Excel 365) и графоаналитический методы. Результаты и их обсуждение. При анализе анкет установлено, что удовлетворены своей работой только 32,6% хирургов, 47,8% частично удовлетворены, 19,6% не удовлетворены. В свою очередь 69,6% хирургов считают не полностью обеспеченными операционные блоки отделений всем необходимым оборудованием, 15,9% считают, обеспеченность полной, 15,9% воздерживаются от ответа.
Заключение. В обсуждении вынесены предложения по повышению удовлетворенности врачей-хирургов своей профессиональной деятельностью, повышению эффективности, качества и безопасности плановой хирургической службы.
Актуальность. Принципы биоэтики, предложенные Бичампом и Чилдресом, сложно применимы для решения конкретных этических дилемм, возникающих в клинической практике. В научной литературе предложены иные способы их анализа. Целью - изучение этической проблемы медицинской ошибки при помощи метода Москопа на примере клинического случая экстрофии мочевого пузыря.
Материалы и методы. Метод кейсов Москопа позволяет проводить биоэтический анализ клинических ситуаций, формируя нормативное решение похожих ситуаций в будущем.
Результаты. При анализе настоящего случая допущенной медицинской ошибки рассмотрены такие этические аспекты, как взаимоотношения между врачом и пациентом, реагирование врачей-коллег и пациента на медицинскую ошибку, раскрытие медицинской ошибки. В результате биоэтического анализа кейса были сформированы следующие рекомендации: 1) Несмотря на объективные сложности лечения в низкопрофильном региональном центре и бюрократические механизмы перенаправления пациента в другое учреждение, врач должен уважать автономию пациента и его родственников, для чего следует проводить полное информирование о возможных рисках и альтернативах лечения; 2) Раскрытие истинных причин медицинской ошибки и принесение извинений может способствовать выстраиванию доверительных отношений с пациентом и снижению последующих конфликтов. Краткосрочный психологический дискомфорт при раскрытии будет возмещен долгосрочными положительными результатами взаимодействия с пациентами; 3) Критика предшествующего лечения должна происходить с учетом возможных сложностей диагностики на региональном уровне и недостатка опыта лечения редких патологий. Достижение преимущества перед своими коллегами через указание на их медицинскую ошибку без знания настоящих причин предшествующего лечения этически не оправдан.
Заключение. Важной функцией раскрытия врачебной ошибки является предостережение своих коллег от подобных ошибок. Большинство авторов придерживается мнения о том, что содействие в раскрытии ошибки и помощь в минимизации ее последствий являются профессиональным долгом врача, ставшего свидетелем неблагоприятного события, однако в медицинской среде, имеющей сильные корпоративные связи и культивирующей дух солидарности, этот принцип на практике не стал распространенным явлением.
Взаимодействия субъектов медицины рассмотрены в проекции двух логик: солидарных и конкурирующих отношений. Этот подход развивает идеи критики засилья концепта автономии пациента, который приходит с биоэтикой, представленной в этике заботы К. Дёрнера, А. Мол и других. Выделены концептуальные формы конкуренции и солидарности в качестве оппозиций власти и равенства, автономии и заботы, индивидуализма и взаимозависимости субъектов медицины, антипатернализма и патернализма, пренебрежения и внимательности, юридического и этического смысла информированного согласия, контроля и комплаентности, медицинской услуги и медицинской помощи. Солидарные отношения в медицине в биоэтической экспликации могут быть выражены в патерналисткой модели. В ее основе лежат этические коннотации: ответственность врача и взаимное доверие. Автономия имеет юридическую и экономическую предикацию.
Введение. Все знают, что такое этическая экспертиза в медицине, но чаще всего понимают ее как аксиологический компонент клинических исследований, что неверно [1]. Во-первых, предметом экспертизы являются не исследования, а испытания. Во-вторых, экспертной оценке подлежат не только клинические испытания, но и вся медицинская практика.
Цель. Осмысление описанной ситуации позволяет сформулировать актуальные вопросы о дальнейшем развитии института этической экспертизы и предложить для обсуждения варианты этого развития в новых медико-социальных условиях.
Методы. Статистический анализ данных проводимых этическими комитетами (советами, комиссиями) экспертиз показывает тенденцию ограничения предмета экспертизы, отсутствие связи между разными видами экспертиз.
Результаты. Современная медицина требует новых форм контроля над проводимыми исследованиями и испытаниями в связи с новыми рисками как в индивидуальном организме человека, так и в социальном организме в целом. Этическая экспертиза отвечает на вызовы, связанные с этими рисками, конкретизацией и умножением своих норм и правил, что ведет к избыточной формализации, не соответствующей принципам аксиологии научного познания и практики в медицине.
Заключение. Переход от этической к полностью гуманитарной экспертизе позволит снизить уровень формализации, который лишает этический подход его сущностных интенций. Выделение деонтологии как основания этических оценок неправомерно, игнорируются аксиологические составляющие. Гуманитарная экспертиза позволяет восстановить паритет норм и оценок как критерия экспертизы в медицине.
Вопросы преподавания биоэтики в наше время широко обсуждаются во всем мире. На страницах нашего журнала этой проблеме также уделялось большое внимание [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7]. Но жизнь не стоит на месте, и новые методы преподавания требуют внимательного подхода к их внедрению в практику высшего образования. В этом отношении при обучении студентов предмету «Биоэтика» очень важна практическая составляющая: тренинги, ролевые игры, любые интерактивные формы проведения занятий. Это известные отличительные особенности данного учебного курса. Но, как нам кажется, до сих пор в наших вузах не уделяется должного внимания такой форме, как сетевое образование в области биоэтики. А именно здесь оно может играть важную роль.
Издательство
- Издательство
- ВО Волггму
- Регион
- Россия, Волгоград
- Почтовый адрес
- 400131, Волгоград, площадь Павших борцов, дом 1
- Юр. адрес
- 400131, Волгоград, площадь Павших борцов, дом 1
- ФИО
- Шкарин Владимир Вячеславович (Руководитель)
- E-mail адрес
- post@volgmed.ru
- Контактный телефон
- +7 (844) 2385005