Индустрия моды развивается с неимоверной скоростью и для того, чтобы поддерживать интерес к моде в мире, где ради «перехвата» внимания потребителя работают огромное количество предприятий, индустрия моды превращает дефиле в произведения искусства. Модные показы больше напоминают театрально-зрелищные представления, на осуществления которых работает большая команда специалистов. Учитывая нынешние тенденции модных показов, встает вопрос относительно того, может ли модный показ считаться объектом авторского права. В данной статье автор рассматривает правовые вопросы защиты модного показа в качестве объекта авторского права, вопросы «соавторства», а также прав моделей, как «исполнителей».
Идентификаторы и классификаторы
Модная индустрия вызывает эмоциональный отклик, рождает дискуссии, создает «суету», возможно, вызывает отвращение, но никого не оставляет без эмоций. Многие спорят о том, могут ли создания дизайнеров претендовать на «высокое» звание искусства и на достойное этому званию «вознаграждение» в качестве объектов права интеллектуальной собственности.
Список литературы
- Право интеллектуальной собственности (учебник) Том 2 / Гринь, Калятин, Михайлов, Мурзин, Новоселова, Павлова, Рузакова, Синельникова, Степкин, Под ред. Л.А. Новоселова. М.: Статут, 2017. 365 с.
- Дефиле. - Текст: электронный // Википедия: [сайт]. - URL: (дата обращения: 29.01.2023).
- Эмили, Зак Краткая история модных показов / Зак Эмили. - Текст: электронный // Vogue: [сайт]. - URL: (дата обращения: 29.01.2023).
- История показов мод. История высокой моды // URL: https://www.livemaster.ru/topic/3347854-article-istoriya-pokazov-mod-istoki-vysokoj-mody (дата обращения: 21.05.2023).
- Cour de cassation, criminelle, Chambre criminelle, 5 février 2008, 07-81.387, Publié au bulletin. - Текст: электронный // Legifrance: [сайт]. - URL: (дата обращения: 29.01.2023).
- Hudoc: [сайт]. - URL: https://hudoc.echr.coe.int/eng#{%22itemid%22:[%22001-115845%22]} (дата обращения: 29.01.2023).
- П. Василишина Модный показ как объект авторского права // https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41707829. 2020.
- Norowzian v Arks Ltd (No 2) [2000] EMLR 67; The Ukulele Orchestra of Great Britain v Erwin Clausen and another (t/a the United Kingdom Ukulele Orchestra) [2015] EWHC 1772 (IPEC); Banner Universal Motion Pictures Ltd v Endemol Shine Group Ltd [2017] EWHC 2600 (Ch); Green v Broadcasting Corp of New Zealand [1989] RPC 469, applied in Robin George Le Strange Meakin v British Broadcasting Corporation and others [2010] EWHC 2065 (Ch) paras 29-31 (Arnold J).
- Право интеллектуальной собственности (учебник) Том 1 / Бадулина, Гаврилов, Гринь, Добрынин, Крашенников, Молотников, Новикова, Новоселова, Павлова, Петрова, Рузакова, Усольцева, Под ред. Л.А. Новоселова. М.: Статут, 2017. 510 с.
-
Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. М. Изд-во АН СССР, 1956. С. 32.
-
Авторское право в театральных постановках. - Текст: электронный // NRIS: [сайт]. - URL: https://nris.ru/blog/avtorskoe-pravo-v-teatralnyh-postanovkah/(дата обращения: 30.01.2023).
-
Вахитова Ю.И. Анализ сложного объекта интеллектуальных прав на примере театрально-зрелищного представления // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2015. - No 2. - С. 41-48. EDN: TXHYUB
-
НЕОБЫЧНЫХ МОДНЫХ ПОКАЗОВ // URL: https://mcmag.ru/samye-neobychnye-modnye-pokazy/(дата обращения: 21.05.2023).
-
https://www.youtube.com/watch?time_continue=57&v=y3bVS4DLpuI&embeds_referring_euri=https%3A%2F%2Fmcmag.ru%2F&source_ve_path=MjM4NTE&feature=emb_title.
-
MONCLER SHUTS DOWN CENTRAL MILAN IN A FASHION WEEK SPECTACLE TO END ALL FASHION WEEK SPECTACLES // URL: https://graziamagazine.com/articles/moncler-70th-anniversary-duomo-milan/(дата обращения: 21.05.2023).
-
БЕЛЛУ ХАДИД ОДЕЛИ В "ЖИДКОЕ" ПЛАТЬЕ ПРЯМО НА ПОДИУМЕ // URL: https://droider.ru/post/bellu-hadid-odeli-v-zhidkoe-plate-pryamo-na-podiume-03-10-2022/(дата обращения: 21.05.2023).
-
МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНВЕНЦИЯ ОБ ОХРАНЕ ПРАВ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ, ИЗГОТОВИТЕЛЕЙ ФОНОГРАММ И ВЕЩАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (Рим, 26 октября 1961 года). - Текст: электронный // WIPO lex: [сайт]. - URL: https://wipolex-res.wipo.int/edocs/lexdocs/treaties/ru/rome/trt_rome_001ru.pdf (дата обращения: 30.01.2023).
-
Комментарий к части четвертой гражданского кодекса Российской Федерации. К63 изд. М.: ИЦЧП им. С.С. Алексеева при Президенте РФ, 2018. 928 с.
-
Kamil Idris.Intellectual Property - A Power Tool for Economic Growth, 2003 г. http://www.wipo.int/about-wipo/en/dgo/wipo_pub_888/index_wipo_pub_888.html.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассмотрено влияние нейросетей на интеллектуальную собственность в маркетинговых исследованиях. Автор утверждает, что растущее использование искусственного интеллекта и машинного обучения в маркетинговых исследованиях создает
новые проблемы для защиты прав интеллектуальной собственности. Статья дает представление о правовых тенденциях, связанных с использованием технологий в маркетинговых исследованиях, которые были проанализированы с помощью количественного контент-анализа и метода кейсов (case studies). Статья представляет собой ценный ресурс для исследователей, практиков и политиков, заинтересованных в проблемах
интеллектуальной собственности и искусственного интеллекта.
В статье рассматриваются основные вопросы авторского права, возникающие в условиях активного развития искусственного интеллекта. Анализируются возникающие проблемы в системе авторского права, а также пути их решения. Активное развитие и применение нейросетей во все большем количестве сфер общественной жизни ведет к множественным нарушениям авторских прав. Современное законодательство, в свою очередь, на данный момент не адаптировано под изменения, связанные с развитием искусственного интеллекта. В связи с чем, появляется запрос на дальнейшее исследование данной темы с целью защиты авторских прав в условиях активно меняющейся внешней среды и развития искусственного интеллекта.
Статья посвящена отдельным положениям в лицензионных соглашениях различных широко известных массовых многопользовательских ролевых онлайн-игр (MMORPG), таких как Linage 2 (тип игры free-to-play) и World of Warcraft (тип игры pay-to-play), а также более поздней Axie Infinity (тип игры play-toearn). Положения лицензионных соглашений к компьютерным играм являются ярким примером некорректных и зачастую не имеющих законной силы условий. Стремясь получить доступ к игре, игроки беспрекословно принимают их и, не зная о своих правах или стремясь избежать дорогостоящих судебных разбирательств, редко оспаривают. В этой связи, а также в связи с ценностью игровой индустрии для международной экономики в статье произведен правовой анализ некоторых положений лицензионных соглашений указанных компьютерных игр.
Гражданское законодательство России однозначно указывает, что автором результата интеллектуальной деятельности является человек, творческим трудом которого этот результат создан. В международных конвенциях прямого указания нет, но подразумевается то же самое. Другого способа создания произведения законодательные акты не предполагают. Таким образом, за человеком закреплена привилегия творчества. Когда-то такой подход соответствовал естественно-научным взглядам. Наука считала способность творить свойственной только человеку, это виделось принципиальным отличием человека от животных. Соответственно, нормы права строились сообразно этой парадигме. Однако современные естественные науки признают у животных способности к творчеству. В связи с новыми данными становится все труднее отрицать близкое сходство между человеком и другими животными, в том числе в области интеллекта и творчества. В статье демонстрируются конкретные примеры творческих возможностей нечеловеческих животных и созданных последними результатов интеллектуальной деятельности. Для большей наглядности автор проводит сравнение отдельных произведений, созданных животными, с произведениями, созданными человеком. Также уделено внимание естественно-научным работам, которые помогают лучше понять происходящие в науке перемены. Автор приходит к выводу, что жизненные ситуации, рассмотренные в статье, невозможно уложить в существующие правовые формы. В связи с этим перед правом интеллектуальной собственности встает вопрос концептуального выбора дальнейшего пути: будет ли оно развиваться в одном русле с естественными науками; будут ли достижения естественных наук полностью проигнорированы правом; или же, возможно, выбор будет сделан в пользу сохранения привилегии человека не на творчество, но на правовую охрану результатов творчества. В более широком смысле открытие у животных способностей к творчеству (и исчезновение, вслед за признаком «интеллект», еще одного признака, который, как считалось ранее, отличает человека от прочего животного мира) привносит новых красок в дискуссию о правовом статусе животных. Факт признания за животными не только разума, но и способности созидать требует осмысления юридической наукой и, возможно, является еще одним аргументом «за» по вопросу о целесообразности признания новых субъектов гражданского права и права в целом.
В статье анализируется общий правовой посыл и специфические особенности действующей в настоящее время в России системы коллизионного и материально-правового регулирования отношений по созданию и использованию авторских произведений. Будут рассмотрены механизмы как космополитически направленного, так и рестриктивного порядка, закрепленные и применимые в российском международном частном праве. На этой основе делаются некоторые прогнозы, касающиеся авторско-правовой охраны в сфере отношений с иностранным элементом в ситуации свертывания международных связей Российской Федерации с европейскими странами и учреждениями. Особое место уделяется роли концепции прав человека в сохранении охраны прав иностранных авторов даже в случае выхода России из некоторых международных соглашений.
В статье предпринята попытка провести анализ правовых позиций, выраженных в концепте Общей теории авторства, разработанной М.А. Федотовым. Авторы, поддерживая выдвинутую доктрину, одновременно высказывают ряд критических замечаний и сомнений, предлагают в том числе свое видение отдельных положений доктрины.
Целью работы является анализ гражданского законодательства в части оборота утилитарных цифровых прав, выпуск которых осуществляется в процессе инвестирования с использованием инвестиционных платформ (информационных систем в интернете). Исходя из цели, поставленной авторами, в задачи исследования входит анализ норм о краудфандинге и практике их применения с учетом цифровизации гражданского оборота в Российской Федерации. Вывод исследователей заключается в том, что утилитарные цифровые права выступают разновидностью имущественных прав, имеющих одновременно обязательственный характер и особую сферу реализации посредством использования информационных систем в электронной форме. Проведено сравнение отечественного опыта привлечения инвестиций и зарубежных подходов к краудфандингу, осуществляемых с использованием интернета. Отмечается, что такие права выступают одним из способов инвестирования, который осуществляется на инвестиционной платформе и не является востребованным финансовым инструментом в связи с терминологической сложностью действующего законодательства и недостаточным уровнем осведомленности инвесторов об используемых механизмах.
Инновации в сфере технологий способствовали расширению и умножению возможностей для деятельности и в некотором смысле для существования человека. Само собой разумеется, что это относится также к сфере социально недозволенного и противозаконного, со всеми возможными изменениями, расхождениями и отклонениями, происходящими в действительности. Способность измерить объемы криминального или девиантного поведения может помочь не только объяснить беспрецедентное воздействие права на общественные отношения, открывая новые пути для охвата классических динамик и порождая динамики, совершенно ни на что не похожие, но и острее поставить вопросы о соотношении между нормативными положениями и переменами в обществе. Это касается и тех форм, которые объединяют действия, относящиеся, на первый взгляд, к независимым друг от друга областям. Поэтому при обращении к теориям, связанным именно со сферой цифровых технологий, мы стараемся включать их в различные контексты, где они до сих пор не играют значительной роли, и предлагаем средства для толкования, способные преодолеть некоторые традиционные классификации девиантных феноменов, а также призываем к критическому пересмотру некоторых абстрактных парадигм, на которых основана конкретная часть следственной и судебной практики.
Статья продолжает серию публикаций по результатам традиционных экспертных опросов, проводимых Кафедрой ЮНЕСКО по авторскому праву, смежным, культурным и информационным правам Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» совместно с юридической фирмой Nextons среди участников ежегодных научно-практических конференций по медиаправу и праву интеллектуальной собственности. В статье подводятся и анализируются итоги экспертного опроса, проведенного осенью 2023 г. и посвященного праву человека на выбор при использовании цифровых технологий. Выдвигается и обсуждается тезис о праве на выбор как относящемся к новому поколению прав человека. Перед респондентами были поставлены вопросы, основанные на реальных примерах внедрения цифровых технологий в различные сферы жизни современного российского общества. Вопросы касались беспилотного транспорта, использования искусственного интеллекта для подбора кадров, применения голосовых помощников и чат-ботов для коммуникации с населением, интеграции систем видеонаблюдения и фотофиксации в проекты умного города и т.д. Результаты исследования показали, что в большинстве случаев респонденты выбирали те варианты ответов, которые предоставляли физическим лицам возможность отказаться от использования той или иной технологии. В целом полученные результаты не противоречат результатам опросов, проводившихся по схожей тематике в других юрисдикциях. Обосновывается необходимость в ближайшее время вводить в отраслевом законодательстве обязанности по информированию граждан об использовании тех или иных цифровых технологий (например, технологий искусственного интеллекта) и созданию недискриминационных условий в сфере цифровизации, где для лиц, не имеющих знаний и/или возможностей их использовать, всегда будет предусмотрена альтернативная возможность нецифрового взаимодействия.
Издательство
- Издательство
- ВШЭ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20
- Юр. адрес
- 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20
- ФИО
- Анисимов Никита Юрьевич (Ректор)
- E-mail адрес
- hse@hse.ru
- Сайт
- https://www.hse.ru/