Предложена методика аналитического расчёта вероятности попадания в силуэт авианосца, построенного на основе упрощённой пространственной фигуры, имитирующей его геометрию. Описаны методика создания двухмерных силуэтов корабля и способы вычисления вероятностей попадания в них. В средах MathCAD и OpenSCAD выполнены каркасная модель корабля и его твердотельная реализация. В результате проецирования трёхмерной модели на картинную плоскость, отвечающей конечному участку траектории средства воздушного нападения, сформирован двухмерный силуэт корабля. На основе последнего осуществлена оценка вероятности попадания.
Идентификаторы и классификаторы
Авианосец представляет собой боевой корабль, основным вооружением которого является палубная авиация. Авианосец и корабли сопровождения в составе авианосной ударной группы (carrier strike group) призваны решать боевые задачи широкого спектра [1; 2]. Изучению алгоритмов функционирования вооружения авианосца посвящена работа [3].
В целях противодействия авианосной ударной группе (АУГ) необходимо совершенствовать технические средства разведки и противокорабельные ракеты земля—корабль, воздух—корабль, корабль—корабль. На сегодня ряд стран располагает широким спектром противокорабельных крылатых ракет, которые различаются по носителям, дальностям пуска, траекториям и скоростям полёта. Значимым достижением в области ракетных технологий, направленных на борьбу с АУГ, явились разработка и принятие на вооружение противокорабельных баллистических ракет. По данным из источников [4; 5], комплексы DF-21D, DF-26B способны устойчиво поражать движущиеся морские надводные цели на значительных дальностях.
Проведение тактических расчётов, обосновывающих рациональность противодействия АУГ, предполагает знание значений вероятностей попадания в авианосец, в корабли ударной группы, а также в инфраструктуру, обеспечивающую их базирование. При этом должны быть учтены различные сценарии атакующих действий и методы противодействия им, что обусловливает актуальность создания и совершенствования способов решения задачи оценки вероятностей попадания в морские надводные цели со сложными силуэтами.
Список литературы
- Сагайдаков Ф. Р., Чернецова Н. А., Гурьянов С. К. Зарубежные ВМС. Современное состояние и перспективы развития авианосцев и десантных кораблей // Судостроение. 2015. № 4. С. 18-25. EDN: UJKZXR
- Жолобицкий А. И. О способах поражения кораблей из состава авианосной ударной группы противника // Воздушно-космические силы. Теория и практика. 2019. № 12 (12). С. 20-27. EDN: AVMYOR
- Оркин Б. Д., Оркин С. Д. Имитационное моделирование боевого функционирования палубных истребителей, зенитных ракетных и артиллерийских комплексов корабельных групп при решении задач ПВО. М.: МАИ-Принт, 2009. 686 с.
- Farley R. Five ways to kill American aircraft carriers // The National Interest. September 16, 2021. URL https://nationalinterest.org/blog/reboot/attacking-us-navy-aircraft-carrier-will-put-target-your-back-193742.
- Ворон И. Китайские противокорабельные баллистические ракеты научили попадать в корабли // Профиль. 17.11.2020. [Электронный ресурс]. URL https://profile.ru/news/abroad/kitajskie-protivokorabelnye-ballistiches-kie-rakety-nauchili-popadat-v-korabli-432828.
- Научная библиотека Elibrary.ru [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/defaultx.asp?
- Google - система поиска информации в сети Интернет [Электронный ресурс]. URL: https://www.google.com.
- Тенишев П. Г. Методика обоснования концепции авианесущего корабля в экспортном исполнении методами математического моделирования на ранних стадиях проектирования: дисс.. канд. техн. наук. СПб.: СПбГ-МТУ, 2018. 176 с.
- Программное моделирование параметризованной геометрии и основных проектных расчётов для кораблей класса авианосец / О. В. Третьяков, П. Г. Тенишев, А. А. Коростелев, Г. Г. Никитина // Лучшие научные проекты и исследования 2022: Сб. статей Международного научно-исследовательского конкурса. Пенза: Наука и просвещение, 2022. С. 7-11. EDN: VWWMNK
-
Курочкин Д. В. Разработка методики проектного обоснования технических и архитектурно-компоновочных решений при прогнозировании развития авианосцев: дисс.. канд. техн. наук. СПб.: СПбГМТУ, 2006. 166 с. EDN: NIXSLL
-
Курочкин Д. В. Общие принципы определения габаритов полетных палуб и ангаров современных авианосцев // Морской вестник. 2011. № 4 (40). С. 20-22.
-
Pressure and velocity measurements of air flow past a proposed generic aircraft carrier geometry / K. V. Kumar, N. Sheikh, S. Shukla, S. N. Singh, S. S. Sinha, R. Vijayakumar // Journal of Engineering for the Maritime Environment. 2022. № 236 (2). P. 326-345.
-
Хайков В. Л. Линии равной вероятности попаданий в авианосец с использованием упрощённого геометрического силуэта // Электронные информационные системы. 2023. № 1 (36). С. 53-66. EDN: XEWVDO
-
Хайков В. Л. Синтез проекций полётной палубы авианосца на картинные плоскости с использованием матричных операторов // Электронные информационные системы. 2023. № 2 (37). С. 90-102. EDN: OUQVBQ
-
Оптикоэлектронные системы самонаведения высокоточного оружия. Введение в теорию / Г. В. Анцев, Г. П. Жигулин, А. А. Макаренко, В. А. Сарычев / Под ред. Г. В. Анцева. М.: Радиотехника, 2017. 722 с.
-
ГОСТ 2.052-2021. Электронная модель изделия. Общие положения. М.: Стандартинформ, 2022. 14 с.
-
Никулин Е. А. Компьютерная графика. Модели и алгоритмы. 2-е изд. СПб.: Лань, 2021. 707 с.
-
Ечмаева Г. А. Основы 3D-моделирования в среде OpenSCAD. Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2022. 178 с. EDN: MUURS
-
Ткаченко О. И., Ковтун С. А. Применение прогноза колебаний палубы для разработки закона стабилизации оптической системы посадки самолетов корабельного базирования // Труды Крыловского государственного научного центра. 2019. № 4 (390). С. 125-136. EDN: IXRQDL
-
Хайков В. Л. Обзор способов математического описания силуэтов плоских стрелковых мишеней и их развитие //Электронные информационные системы. 2021. № 3 (30). С. 72-85. EDN: RYVHCV
Выпуск
Другие статьи выпуска
Рассмотрены вопросы построения и применения диагностического компьютерного комплекса для работы в полевых условиях. Комплекс предназначен для автоматизированного функционального контроля и поиска неисправных блоков, агрегатов и узлов в электронных системах автомобильной техники. Он позволяет проверять автомобильную технику в автоматизированном и ручном режимах в полевых условиях.
Проведён анализ применения нейронных сетей в адаптивных системах управления на основе вторичных источников. Обобщены результаты современных исследований в данном направлении и сделаны выводы о перспективах развития интеллектуальных адаптивных систем.
Предложен метод получения аналитического решения линейного дифференциального уравнения второго порядка посредством решения вспомогательного уравнения, соответствующего исходному уравнению в виде степенного ряда.
Разработаны геометрические модели в виде замкнутых ломаных линий для двадцати плоских одиночных стрелковых мишеней, характеризующих статичный фронтальный силуэт пехотинца. Приведены матрицы координат их вершин, оценены площади полученных фигур и положения их центроидов. Представлен способ формирования и оценки характеристик групповых мишеней.
Предложена технология создания приложения для расчёта теплового режима электронного блока типовой конструкции при использовании принудительного воздушного охлаждения с учётом фактической производительности вентилятора. В первой части работы даны определения тепловых режимов электронных блоков, выбраны формулы для расчёта тепловых режимов и приведены разработанные схемы приложения; во второй описаны разработанные экранные формы и структура приложения; в третьей приведены тексты расчётных процедур и некоторые характерные фрагменты текста, написанные на языке Delphi. В данной статье предложен алгоритм расчёта с использованием созданного приложения CCoolEn.exe.
Рассмотрены основные инструменты перспективного планирования качества. Представлены описание и особенности применения данных инструментов в отечественных организациях на этапах проектирования и разработки, а также на начальных этапах производства.
Предложена структура привода для дистанционного управления спусковым механизмом зенитной установки. Выполнено моделирование нагрузочных характеристик спускового механизма. Проведён анализ быстродействия привода с учётом параметров спускового механизма.
Предложен способ аналого-цифрового преобразования сигналов, обеспечивающий уменьшение относительной погрешности преобразования аналоговых сигналов, изменяющихся в широком диапазоне, в цифровой код в области их малых значений с сохранением широкого диапазона преобразования. Отмечено, что данный способ позволяет осуществлять преобразование физических величин в цифровой код с точностью, достаточной для достижения требуемых показателей качества систем автоматического регулирования, с использованием встроенных аналого-цифровых преобразователей микропроцессоров и микро-ЭВМ.
Издательство
- Издательство
- АО "НТЦ Элинс"
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 124460, город Москва, город Зеленоград, Панфиловский пр-кт, д. 4 стр. 1, пом V; ком 1-9
- Юр. адрес
- 124460, город Москва, город Зеленоград, Панфиловский пр-кт, д. 4 стр. 1, пом V; ком 1-9
- ФИО
- Тикменов Василий Николаевич (Руководитель)
- Сайт
- https://elins.ru/