Исследование посвящено проблеме подверженности детей старшего дошкольного возраста разнообразным страхам в связи с социокультурным контекстом, который понимается как фактор макросреды. Начало 2020-х гг. связано с масштабными событиями, оказывающими значительное влияние на жизнь и благополучие населения. Это пандемия COVID-19 (2020-2021) и обострение социально-политической ситуации в мире (2022-2023). В исследовании приняли участие 127 детей в возрасте 5-6 лет, посещающие дошкольные образовательные организации, которым была предложена методика «Страхи в домиках» А. И. Захарова и М. А. Панфиловой. Также использовались данные анкетирования родителей и анализ документации дошкольных образовательных организаций. В результате было установлено, что профили страхов детей, обследованных в 2019, 2021 и 2023 гг., оказываются достаточно схожими, большинство выявленных страхов современных дошкольников соответствуют возрастным нормам для детей 5-7-летнего возраста по А. И. Захарову, что позволяет говорить об универсальности описанных им возрастных закономерностей и причин появления страхов у детей. Специфика культурно-исторического контекста современного детства проявила себя в том, что перечень пугающих персонажей существенно изменился: герои виртуальных игр жанра «хоррор» вытесняют героев традиционных детских сказок. Сравнительный анализ результатов, полученных в 2019, 2021 и 2023 гг., подтвердил большую подверженность страхам дошкольников в период пандемии COVID-19 и отсутствие увеличения числа страхов у детей на фоне обострения геополитической ситуации в мире. Было обнаружено, что в период пандемии у детей возросло не только число специфических медицинских страхов, но и увеличилось количество страхов, не имеющих прямого отношения к болезням и смерти, что демонстрирует замещающий характер страхов у детей и имеет большое значение для практической психологии.
Идентификаторы и классификаторы
Возникновение страхов у ребенка может быть сопряжено с воздействием реальной (или воображаемой) краткосрочно действующей угрозы или травматической ситуации (Кочетова и др., 2023). В нашей терапевтической работе также было представлено несколько случаев, связанных с таким опытом детей. Так, шестилетняя девочка, успешно занимавшаяся конным спортом, после падения с лошади и перелома руки стала бояться садиться на лошадь. В другом случае у мальчика восьми лет появился страх, что его маленький брат потеряется, после того как он в самом деле потерялся на рынке во время отдыха семьи на курорте. Однако не всегда отправная точка и механизм возникновения детских страхов столь очевидны. На их формирование оказывают влияние различные факторы и микро-, и макросреды, в которой живет и воспитывается ребенок. К числу таких факторов можно отнести в первую очередь особенности детско-родительских отношений и стиль воспитания. Так, Н.Н.Авдеева и Ю.А.Кочетова показали, что в возникновении страхов у детей дошкольного возраста имеют значение такие черты детско-родительских отношений, как отсутствие эмоциональной близости, отвержение ребенка родителем, а также высокий уровень тревожности в детскородительских отношениях (Авдеева, Кочетова, 2008). В исследовании Ю.Н.Гут, С.В.Шкилева, Н.Н.Дорониной и Е.И.Зиборовой было показано, что в условиях авторитарного воспитания дети оказываются наиболее уязвимы к формированию различного рода страхов (Гут и др., 2020). Н.А.Сергуничевой удалось установить, что у мальчиков, воспитывающихся в условиях потворствующей гиперпротекции, общее количество страхов меньше, чем у сверстников. Для формирования страхов у девочек, по данным Н.А.Сергуничевой, значение имеют такие характеристики воспитания, как проекции матерями на ребенка собственных нежелательных качеств и расширение сферы родительских чувств, а тревожность девочек оказывается ниже в условиях потворствующей гиперпротекции (Сергуничева, 2019). В исследовании И.В.Кольцовой и В.В.Долганиной была доказана связь между такими негативными формами детско-родительских отношений, как симбиоз, гиперсоциализация, отвержение, воспитание по типу «маленький неудачник» и формированием «витальных» и «школьных» страхов у детей (Кольцова, Долганина, 2020).
Список литературы
-
Авдеева Н. Н., Кочетова Ю. А. Влияние стиля детско-родительских отношений на возникновение страхов у детей // Психологическая наука и образование. 2008. Т. 13, № 4. С. 35-47. EDN: LLZTMB
-
Акопян Л. С. Психолого-педагогическое исследование страхов детей младшего школьного возраста: дис. … канд. психол. наук. Самара, 2002. EDN: NMDGOL
-
Баринов Д. Н. Страх как социальный феномен // Гуманитарный научный вестник. 2019а. № 2. С. 39-48. EDN: ELFQLW
-
Баринов Д. Н. Страх как феномен общественного сознания // Бюллетень науки и практики. 2019б. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strah-kak-fenomen-obschestvennogo-soznaniya (дата обращения: 02.09.2023). EDN: BOWMIY
-
Бирина Е. Р., Гордеева В. В. Страхи детей-беженцев дошкольного возраста и способы их устранения в ДОО // Вестник педагогических наук. 2022. № 6. С. 228-231. EDN: CUHWMT
-
Ботова М. М. Детерминация страха заражения в период распространения новой коронавирусной инфекции и особых условий жизни общества // Шаг в науку. 2021. № 2. С. 69-73. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/determinatsiya-straha-zarazheniya-v-period-rasprostraneniya-novoy-koronavirusnoy-infektsii-i-osobyh-usloviy-zhizni-obschestva (дата обращения: 25.08.2023). EDN: FZTGJB
-
Голушко Т. В. Особенности страхов детей, связанных с проживанием в регионах, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС (на материале исследования детей 5-6-летнего возраста): дис. … канд. психол. наук. М., 1998. EDN: NLJPBF
-
Гриценко В. В., Резник А. Д., Константинов В. В., Маринова Т. Ю., Хоменко Н. В., Израйловиц Р. Страх перед коронавирусным заболеванием (COVID-19) и базисные убеждения личности // Клиническая и специальная психология. 2020. Т. 9, № 2. С. 99-118. DOI: 10.17759/cpse.2020090205 EDN: UTAQHO
-
Гудонис В. П., Вачков И. В. Страхи современных старших дошкольников и их родителей // Современное дошкольное образование. 2019. № 4 (94). С. 36-45. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strahi-sovremennyh-starshih-doshkolnikov-i-ih-roditeley (дата обращения: 24.08.2023). EDN: QGVKFJ
-
Гут Ю. Н., Шкилев С. В., Доронина Н. Н., Зиборова Е. И. Взаимосвязь родительского воспитания и выраженности страхов у старших дошкольников // Педагогическое образование в России. 2020. № 2. С. 106-113. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-roditelskogo-vospitaniya-i-vyrazhennosti-strahov-u-starshih-doshkolnikov (дата обращения: 23.08.2023). EDN: SMBOHB
-
Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Союз, 2000.
-
Кольцова И. В., Долганина В. В. Влияние типа детско-родительских отношений на возникновение страхов в процессе социализации детей старшего дошкольного возраста // Russian Journal of Education and Psychology. 2020. № 2. C. 45-54. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-tipa-detsko-roditelskih-otnosheniy-na-vozniknovenie-strahov-v-protsesse-sotsializatsii-detey-starshego-doshkolnogo (дата обращения: 25.08.2023). EDN: XLXHMM
-
Кочетова Ю. А., Рубцова О. В., Хуснутдинова М. Р., Богуславская Е. В. Страхи современных дошкольников в представлении родителей: результаты эмпирического исследования // Психолого-педагогические исследования. 2023. Т. 15, № 2. С. 68-86. DOI: 10.17759/psyedu.2023150205 EDN: NORDVM
-
Новиков К. Ю. СМИ и возрастные особенности их восприятия дошкольной аудиторией // Вестник РУДН. Сер.: Литературоведение, журналистика. 2009. № 2. С. 56-61. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smi-i-vozrastnye-osobennosti-ih-vospriyatiya-doshkolnoy-auditoriey (дата обращения: 02.09.2023). EDN: KOHRHT
-
Орлов А. Б., Орлова Л. В., Орлова Н. А. Психологические механизмы возникновения и коррекции внушенных детских страхов // Вопросы психологии. 2011. № 3. С. 17-32. EDN: PWXABN
-
Сергуничева Н. А. Возрастно-половые и семейные факторы страхов и тревожности у старших дошкольников // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2019. № 4. С. 561-574. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozrastno-polovye-i-semeynye-faktory-strahov-i-trevozhnosti-u-starshih-doshkolnikov (дата обращения: 23.08.2023). EDN: QGXPPH
-
Счастная Т., Хухлаев О. Е. Содержание страхов у детей вынужденных мигрантов (на материале исследования детей-беженцев 7-10 лет) // Развитие личности. 2002. № 1. С. 227-254. EDN: UVMJRZ
-
Тхостов А. Ш., Рассказова Е. И. Психологическое содержание тревоги и профилактики в ситуации инфодемии: защита от коронавируса или "порочный круг" тревоги? // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Т. 28, № 2. С. 70-89. EDN: QFCOCN
-
Шматова Ю. Е., Разварина И. Н. Дети и их родители в стрессовой ситуации пандемии СОVID-19 (результаты когортного исследования в Вологодской области) // Society and Security Insights. 2022. № 3. С. 138-155. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deti-i-ih-roditeli-v-stressovoy-situatsii-pandemii-sovid-19-rezultaty-kogortnogo-issledovaniya-v-vologodskoy-oblasti (дата обращения: 25.08.2023). EDN: BKIUEI
-
Huang Ye., Zhao N. Generalized anxiety disorder, depressive symptoms and sleep quality during COVID-19 outbreak in China: A web-based cross-sectional survey // Psychiatry Research. 2020. Vol. 288. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0165178120306077 (дата обращения: 03.02.2023).
-
Meherali S., Punjani N., Louie-Poon S., Abdul Rahim K., Das J. K., Salam R. A., Lassi Z. S. Mental health of children and adolescents amidst COVID-19 and past pandemics: A rapid systematic review // International Journal Environmental Research and Public Health. 2021. Vol. 18, no. 7. Р. 3432. DOI: 10.3390/ijerph18073432
-
Rajkumar R. Ph. COVID-19 and mental health: A review of the existing literature // Asian Journal of Psychiatry. 2020. Vol. 52. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1876201820301775 (дата обращения: 04.02.2023).
-
Reider L. B., Mahaffey E. M., Barylski B., LoBue V. "It bites!": The transmission of negative information about snakes and spiders through a naturalistic picture book interaction // Developmental Psychology. 2022. Vol. 58 (11). P. 2140-2157. DOI: 10.1037/dev0001429 EDN: XXWMIW
-
Roy D., Tripathy S., Kar S. K., Sharma N., Verma S. K., Kaushal V. Study of knowledge, attitude, anxiety & perceived mental healthcare need in Indian population during COVID-19 pandemic // Asian Journal of Psychiatry. 2020. Vol. 51. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1876201820301945 (дата обращения: 04.02.2023). EDN: ALTRYV
-
Avdeeva, N. N., Kochetova, Yu. A. (2008). The influence of the style of parent-child relationships on the emergence of fears in children. Psihologicheskaia nauka i obrazovanie, 13, 4, 35-47. (In Russian). EDN: LLZTMB
-
Akopyan, L. S. (2002). Psychological and pedagogical study of fears of children of primary school age. PhD dissertation (Psychology). Samara. (In Russian). EDN: NMDGOL
-
Barinov, D. N. (2019a). Fear as a social phenomenon. Gumanitarnyi nauchnyi vestnik, 2, 39-48. (In Russian). EDN: ELFQLW
-
Barinov, D. N. (2019б). Fear as a phenomenon of social consciousness. Biulleten' nauki i praktiki, 7. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/strah-kak-fenomen-obschestvennogo-soznaniya (accessed: 02.09.2023). (In Russian).
-
Birina, E. R. (2022). Fears of refugee children of preschool age and ways to eliminate them in preschool educational institutions. Vestnik pedagogicheskih nauk, 6, 228-231. (In Russian).
-
Botova, M. M. (2021). Determination of fear of infection during the spread of a new coronavirus infection and special living conditions of society. Shag v nauku, 2, 69-73. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/determinatsiya-straha-zarazheniya-v-period-rasprostraneniya-novoy-koronavirusnoy-infektsii-i-osobyh-usloviy-zhizni-obschestva (accessed: 25.08.2023). (In Russian).
-
Golushko, T. V. (1998). Features of children's fears associated with living in regions affected by the accident at the Chernobyl nuclear power plant (based on a study of children 5-6 years of age). PhD dissertation (Psychology). Moscow. (In Russian). EDN: NLJPBF
-
Gricenko, V. V., Reznik, A. D., Konstantinov, V. V., Marinova, T. Yu., Homenko, N. V., Izrajlovic, R. (2020). Fear of coronavirus disease (COVID-19) and basic personal beliefs. Klinicheskaia i spetsial'naia psikhologiia, 9, 2, 99-118. (In Russian). DOI: 10.17759/cpse.2020090205 EDN: UTAQHO
-
Gudonis, V. P., Vachkov, I. V. (2019). Fears of modern older preschoolers and their parents. Preschool Education Today, 4 (94), 36-45. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/strahi-sovremennyh-starshih-doshkolnikov-i-ih-roditeley (accessed: 24.08.2023). (In Russian).
-
Gut, Yu. N., Shkilev, S. V., Doronina, N. N., Ziborova, E. I. (2020). The relationship between parental education and the severity of fears in older preschoolers. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, 2, 106-113. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-roditelskogo-vospitaniya-i-vyrazhennos-ti-strahov-u-starshih-doshkolnikov (accessed: 23.08.2023). (In Russian). EDN: SMBOHB
-
Huang, Ye., Zhao, N. (2020) Generalized anxiety disorder, depressive symptoms and sleep quality during COVID -19 outbreak in China: A web-based cross-sectional survey. Psychiatry Research, 288. Available at: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0165178120306077 (accessed: 03.02.2023).
-
Kochetova, Yu. A., Rubcova, O. V., Husnutdinova, M. R., Boguslavskaya, E. V. (2023). Fears of modern preschoolers as perceived by parents: Results of an empirical study. Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniia, 15, 2, 68-86. (In Russian). DOI: 10.17759/psyedu.2023150205
-
Kolcova, I. V., Dolganina V. V. (2020). The influence of the type of parent-child relationship on the emergence of fears in the process of socialization of children of senior preschool age. Russian Journal of Education and Psychology, 2, 45-54. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-tipa-detsko-roditelskih-otnosheniy-na-vozniknovenie-strahov-v-protsesse-sotsializatsii-detey-starshego-doshkolnogo (accessed: 25.08.2023). (In Russian). EDN: XLXHMM
-
Meherali, S., Punjani, N., Louie-Poon, S., Abdul Rahim, K., Das, J. K., Salam, R. A., Lassi, Z. S. (2021). Mental health of children and adolescents amidst COVID-19 and past pandemics: A rapid systematic review. International Journal Environmental Research and Public Health, 18, 7, 3432. DOI: 10.3390/ijerph18073432
-
Novikov, K. Yu. (2009). Media and age-related characteristics of their perception by preschool audiences. Vestnik RUDN. Ser.: Literaturovedenie, zhurnalistika, 2, 56-61. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/smi-i-vozrastnye-osobennosti-ih-vospriyatiya-doshkolnoy-auditoriey (accessed: 02.09.2023). (In Russian).
-
Orlov, A. B. (2011). Psychological mechanisms of the emergence and correction of instilled childhood fears. Voprosy psihologii, 3, 17-32. (In Russian). EDN: PWXABN
-
Rajkumar, R. Ph. (2020). COVID-19 and mental health: A review of the existing literature. Asian Journal of Psychiatry, 52. Available at: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1876201820301775 (accessed: 04.02.2023).
-
Reider, L. B., Mahaffey, E. M., Barylski, B., LoBue, V. (2022). "It bites!": The transmission of negative information about snakes and spiders through a naturalistic picture book interaction. Developmental Psychology, 58 (11), 2140-2157. DOI: 10.1037/dev0001429 EDN: XXWMIW
-
Schastnaya, T., Khukhlaev O. E (2002). The content of fears in children of forced migrants (based on a study of refugee children aged 7-10 years). Razvitie lichnosti, 1, 227-254. (In Russian). EDN: UVMJRZ
-
Sergunicheva, N. A. (2019). Age, gender and family factors of fears and anxiety in older preschoolers. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiia. Psihologiia. Sociologiia, 4, 561-574. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/vozrastno-polovye-i-semeynye-faktory-strahov-i-trevozhnosti-u-starshih-doshkolnikov (accessed: 23.08.2023). (In Russian).
-
Shmatova, Yu. E., Razvarina, I. N. (2022). Children and their parents in the stressful situation of the COVID-19 pandemic (results of a cohort study in the Vologda region). Society and Security Insights, 3, 138-155. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/deti-i-ih-roditeli-v-stressovoy-situatsii-pandemii-sovid-19-rezultaty-kogortnogo-issledovaniya-v-vologodskoy-oblasti (accessed: 25.08.2023). (In Russian). EDN: BKIUEI
-
Thostov, A. Sh., Rasskazova, E. I. (2020). Psychological content of anxiety and prevention in an infodemic situation: protection against coronavirus or a "vicious circle" of anxiety? Konsultativnaia psihologiia i psihoterapiia, 28, 2, 70-89. (In Russian).
-
Roy, D., Tripathy, S., Kar, S. K., Sharma, N., Verma, S. K., Kaushal, V. (2020). Study of knowledge, attitude, anxiety & perceived mental healthcare need in Indian population during COVID-19 pandemic. Asian Journal of Psychiatry, 51. Available at: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1876201820301945 (accessed: 04.02.2023).
-
Zakharov, A. I. (2000). Daytime and nighttime fears in children. St. Petersburg, 2000. (In Russian).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена памяти профессора кафедры медицинской психологии и психофизиологии Санкт-Петербургского государственного университета, ведущего специалиста в области детской клинической психологии Ирины Ивановны Мамайчук. Предпринимается попытка анализа и обобщения ее огромного научного и практического вклада в детскую клиническую психологию. Выделяются и описываются этапы ее профессионального пути: (1) изучение механизмов нарушенного развития у детей с детским церебральным параличом; (2) изучение психологии детей с различными нарушениями опорно-двигательного аппарата; (3) эмпирическое обоснование стратегий и технологий психологической помощи детям с различными вариантами нарушенного развития; (4) разработка методологических и прикладных проблем детской клинической психологии. Раскрываются результаты и выводы ключевых исследований Ирины Ивановны, внесших большой вклад в понимание причин и механизмов нарушений психического развития у детей и подростков и воплощающих принципы онтогенетического и системно-структурного подходов, разработанных в ленинградской - петербургской психологической школе, в частности изучение роли моторики в перцептогенезе при различных вариантах дизонтогенеза, специфики нарушений межфункциональных связей у детей с двигательными и психическими нарушениями, подвидов задержки психического развития церебрально-органического генеза, психологических особенностей детей и подростков с соматической патологией. На основе анализа работ выделяется перечень основных проблем и перспектив современной детской клинической психологии. Описывается подход к психологической помощи и психологической коррекции нарушений у детей и подростков с учетом роли семьи и ближайшего окружения. Подчеркивается, что эмпирические работы Ирины Ивановны стали золотым стандартом в исследованиях проблем детей с психическим дизонтогенезом, а ее теоретические обобщения и методологические разработки чрезвычайно важны для дальнейшего развития детской клинической психологии и понимания проблемы психического развития в целом.
Работа посвящена разработке и психометрической проверке инструмента, направленного на оценку используемых стратегий формирования благополучного старения. В контексте увеличения продолжительности жизни и количества пожилых людей в общей популяции особенно остро встает вопрос сохранения и улучшения качества жизни пожилых людей. В науке накоплен большой объем данных о механизмах и факторах, влияющих на старение. При этом такие факторы могут быть смоделированы самим человеком. Однако отсутствуют инструменты, которые позволили бы оценивать эти механизмы и частоту их использования в жизни человека, как актуальной, так и ретроспективной. Участниками исследования стали 170 взрослых в возрасте 40-75 лет. На основе теоретического анализа были сформулированы 22 стратегии, каждая из которых оценивалась по 5-балльной шкале. Для проверки конвергентной валидности использовались опросник «Профилактика здорового образа жизни», Шкала психологического благополучия К. Рифф, опросник «Восприятие старения», а также вопросы демографической анкеты. В результате эксплораторного факторного анализа были выделены четыре шкалы: «Стратегии сохранения здоровья», «Метакогнитивные стратегии», «Стратегии саморазвития» и «Генеративные стратегии». Анализ надежности шкал и конфирматорный анализ подтвердили пригодность полученного инструмента, а также его соответствие эмпирическим данным. Анализ конвергентной валидности показал, что выделенные шкалы связаны с показателями здорового образа жизни, психологического благополучия, положительными представлениями о старении и желанием что-то менять в своей жизни ради благополучной старости. Полученные результаты могут быть использованы как для научного изучения механизмов футуризации старения, так и для практической работы по оценке ресурсов для формирования старения и выстраивания индивидуальных траекторий старения.
В статье представлены результаты аналитического обзора современных публикаций и эмпирического исследования удовлетворенности жизнью женщин и мужчин пожилого и старческого возраста. Отмечены проблемы изучения удовлетворенности жизнью и психологического благополучия у респондентов старшего возраста, связанные с формированием равновесных по полу выборок и с выбором адекватного инструментария, продемонстрированы результаты исследований изучаемых характеристик у женщин и мужчин, а также у представителей разных возрастных групп. Показаны различия факторов психологического благополучия в отличающихся выборках. Для респондентов старческого возраста отмечена большая значимость здоровья, достатка и мира в семье, позитивного отношения к себе и окружающим, а также духовности по сравнению с более молодыми респондентами, ориентированными в большей степени на саморазвитие и активность. Отличительной особенностью данной работы является сопоставление результатов двух групп, выровненных по возрасту, уровню образования, профессиональному и семейному статусу, включавших 36 женщин и 36 мужчин в возрасте от 64 до 89 лет. При сравнении результатов этих групп различия обнаружены только по эмоциональной поддержке и самооценке характера. Удовлетворенность жизнью в пожилом и старческом возрасте у мужчин и женщин не различается, однако связана с разными переменными. Для женщин на первом месте находятся показатели, отражающие успешность социального взаимодействия, - эмоциональная и инструментальная поддержка и самооценка характера. Самооценка внешности в этом возрасте не является ресурсом удовлетворенности жизнью в группе женщин. Удовлетворенность жизнью мужчин старшего возраста связана с их самооценкой и не различается в зависимости от социальной поддержки или социотропности/самодостаточности, а также от включенности в семейные взаимодействия. Ставится вопрос об эффективности использования Дифференциального опросника одиночества в данной возрастной группе. в данной возраст-ной группе
Статья посвящена изучению уровневых показателей и взаимосвязи родительского выгорания, воспринимаемого стресса, посттравматического роста и социальной поддержки у матерей детей с ограниченными возможностями здоровья. В исследовании приняли участие 73 женщины в возрасте от 27 до 44 лет (средний возраст 36,15 лет), воспитывающие детей с тяжелыми хроническими заболеваниями в возрасте от 3 до 10 лет (средний возраст 7 лет, средняя продолжительность заболевания - 4 года, хроническое заболевание у ребенка должно было быть обнаружено не менее чем 1,5 года назад). Методики: опросник «Шкала воспринимаемого стресса - 10» в адаптации В. А. Абабкова; опросник социальной поддержки «F-SOZU-22» в разработке Г. Соммера и Т. Фюдриха (1993) и в адаптации А. Б. Холмогоровой, Н. Г. Гаранян, Г. А. Петровой; Опросник родительского выгорания И. Н. Ефимовой; Опросник посттравматического роста Р. Тедески и Л. Калхуна, адаптированный М. Ш. Магомед-Эминовым.
Результаты: исследование выявило высокий уровень воспринимаемого стресса, средний уровень родительского выгорания и посттравматического роста и ниже среднего - уровень социальной поддержки у матерей детей с ограниченными возможностями здоровья. Выявлены тесные связи социальной поддержки и посттравматического роста, социальной поддержки и стресса, а также родительского выгорания, тогда как между показателями родительского выгорания, стресса и посттравматического роста выявлены связи только с одним показателем посттравматического роста - силой личности. Предиктором родительского выгорания и стресса выступили эмоциональная поддержка, удовлетворенность поддержкой и субъективная удовлетворенность браком, а предиктором посттравматического роста - социальная интеграция.
Выводы: для совладания со стрессом, связанным с хроническим заболеванием ребенка, а также посттравматического роста у матерей важнейшим фактором является социальная поддержка.
В психологии не ослабевает внимание к супружеским парам. В основном чувства любви изучаются как предиктор, а психологическое благополучие - как эффект удовлетворенности отношениями. Поскольку чувство любви изменчиво, цель данного исследования - изучить половозрастные особенности и предикторы любви к партнеру; хотя гипотетически удовлетворенность отношениями - наиболее сильный предиктор чувств любви, психологическое благополучие и субъективное одиночество партнеров тоже имеет значение. Выборку составили 387 супружеских пар со стажем брака от полугода до 50 лет.
Методы: Шкала любви и симпатии З. Рубина; Шкала психологического благополучия К. Рифф, Шкала субъективного одиночества Д. Рассела; Самооценка удовлетворенности отношениями c шестью вопросами на когнитивную (удовлетворенность, желание сохранить отношения, расстаться) и эмоциональную (негативные эмоции, напряжение, страх одинокости) составляющие. Проведены дисперсионный, корреляционный, факторный и регрессионный анализ.
Результаты: респонденты в целом имеют высокий уровень чувств любви, удовлетворенности отношениями и психологического благополучия, причем сходный у обоих супругов. Однако у мужчин чувства любви сильнее, чем у женщин, и стабильны на протяжении брака. Наиболее выраженные чувства любви и низкая удовлетворенность отношениями в период 3-7 лет брака. Удовлетворенность отношениями и психологическое благополучие партнера выступили предикторами чувств любви к партнеру у обоих супругов; специфичный предиктор для мужчин - низкий уровень субъективного одиночества, а для женщин - чувства любви супруга к ней, его субъективное одиночество и собственный страх одинокости (остаться одной без партнера). Супруги, высказывающие желание развестись, отличаются слабыми чувствами любви к партнеру, мужчины не удовлетворены отношениями, и у обоих супругов снижен уровень психологического благополучия: женщины недостаточно компетентны, мужчины затрудняются в постановке жизненных целей, и у обоих супругов низкий уровень самопринятия.
Статья посвящена изучению взаимодействия параметров одиночества и личностных особенностей взрослых. В качестве основных параметров одиночества выступают: общее переживание одиночества, зависимость от общения, а также принятие одиночества, позитивное отношение к нему. В числе личностных характеристик нами были рассмотрены личностные факторы, входящие в модель Большой пятерки, и социотропность, представляющая собой когнитивную стратегию, отражающую направленность человека на создание позитивных отношений с окружающими и в целом направленность на социум. Целью исследования стало выявление наличия и характера связи между одиночеством, личностными факторами Большой пятерки и социотропностью. Нами были сформулированы следующие гипотезы: нейротизм и социотропность будут положительно связаны с переживанием одиночества, его неприятием; независимость, открытость опыту и добросовестность, напротив, будут связаны с позитивным отношением к одиночеству, его ресурсностью. В исследовании принял участие 131 человек 18-55 лет (M = 31; SD = 9,85), 26 мужчин и 105 женщин.
Методы: Дифференциальный опросник переживания одиночества (Е. Н. Осин, Д. А. Леонтьев), методика «Социотропность - самодостаточность» (О. Ю. Стрижицкая и соавт.), Шкала социального и эмоционального одиночества для взрослых (SELSA-S) (О. Ю. Стрижицкая и соавт.), Пятифакторный опросник личностных черт NEO FFI П. Т. Косты (P. T. Costa) и Р. P. МакКрэ (R. R. McCrae) в адаптации В. Е. Орла, А. А. Рукавишникова и др. Математическая обработка выполнена на базе программного обеспечения IBM SPSS 23.0. Полученные нами результаты позволили выявить наличие взаимосвязей между параметрами одиночества и личностными характеристиками респондентов (личностными факторами Большой пятерки и социотропностью). Было показано, что социальная неуверенность и нейротизм способны усиливать негативное переживание одиночества, ощущение нехватки эмоциональной близости, контактов с людьми и осознание человеком себя как одинокого и изолированного. В свою очередь привязанность и зависимость от мнения окружающих могут усиливать неприятие одиночества и склонность искать общения любой ценой. В то время как самодостаточность, открытость опыту, добросовестность и экстраверсия могут способствовать снижению переживания эмоционального и социального одиночества и усилению позитивного отношения к одиночеству.
Статья посвящена проблеме изучения возрастной идентификации взрослого человека. Цель исследования - изучение возрастной идентификации в периоды ранней и средней взрослости в соотношении с субъективным возрастом и маркерами психологического и субъективного благополучия. Гипотеза: в основе возрастной идентификации лежит сравнение себя с ровесниками и отношение к возрастным периодам, близким к возрасту респондента; она характеризуется качественными, типологическими различиями и имеет связь с субъективным возрастом. Приведены результаты двух исследований, проведенных на разных возрастных группах: группа ранней взрослости (N = 70, 19-26 лет; средний возраст 23,6 лет) и группа средней взрослости (N= 60, 27-46 лет; средний возраст 34 года). В качестве основного метода исследования возрастной идентификации использовалась методика семантического дифференциала со шкалами: сила, активность, оценка, сложность, упорядоченность. В группе ранней взрослости для оценки предлагались категории «Я», «Ровесник», «Детство», «Взрослость», в группе средней взрослости - «Я», «Ровесник», «Молодость», «Старость». Измерялись также субъективный и идеальный возраст (анкета), показатели психологического благополучия (краткий вариант шкалы К. Рифф в адаптации Е. Г. Трошихиной) и удовлетворенности жизнью (опросник Э. Динера в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. Н. Осина). Результаты: с помощью факторного анализа в каждой из возрастных групп были выделены паттерны возрастной идентификации, различающиеся степенью осознанности и значимости характеристик возраста в структуре самоидентификации, степенью согласованности. В ранней взрослости связь между паттернами возрастной идентификации, хронологическим и субъективным возрастом не прослеживается, в большей степени на субъективную взрослость влияет профессиональный статус (наличие работы). В средней взрослости выявлены значимые взаимосвязи, отражающие рост противоречивости возрастной идентификации с возрастом и влияние возрастной идентификации на разницу между хронологическим и субъективным возрастом. Результаты подтверждают возможность изучения содержательных аспектов возрастной идентификации с помощью семантического дифференциала.
В связи со стремительным темпом современной жизни и ее высокой стрессогенностью повысился научный интерес к вопросам изучения стресса и факторов, позволяющих его конструктивно преодолевать. Цель cтатьи: изучение роли личностных и социальных характеристик в воспринимаемом стрессе у юношей и девушек в старшем подростковом возрасте. Гипотезы: у старших подростков проявляется гендерная специфика параметров воспринимаемого стресса: перенапряжение как эмоциональный компонент и противодействие стрессу как компонент инструментальный. У девушек воспринимаемый стресс более тесно связан с их личностными характеристиками, а у юношей - с социальными. При этом как для юношей, так и для девушек характерно, что личностные характеристики играют более значимую роль в управлении напряжением, вызванным стрессом, а социальные помогают в противодействии стрессу. Выборка из 90 старших подростков 15-17 лет разделена на две группы: 45 юношей и 45 девушек.
Методы: шкала воспринимаемого стресса (ШВС-10), шкала личностной тревожности А. М. Прихожан, опросник жизнестойкости С. Мадди, шкалы психологического благополучия К. Рифф, опросник воспринимаемой социальной поддержки Г. Зоммера и Т. Фюдрика. Проведен корреляционный и регрессионный анализ. Исследование показало гендерные особенности, различия и общие факторы воспринимаемого стресса, характерные для старших подростков. Так, у девушек наблюдается более напряженное переживание стресса по сравнению с их сверстниками. Общность воспринимаемого стресса у юношей и девушек проявляется в большем вкладе индивидуально-личностных характеристик в его параметры в целом и особенно в такой его компонент, как перенапряжение. Также показано, что как для юношей, так и для девушек в противодействии стрессу существенную роль, наряду с личностными характеристиками, играет фактор социальной поддержки.
Эпилепсия у матери является фактором риска для нейрокогнитивного развития ребенка, поскольку относится к группе хронических заболеваний, при которых постоянный прием медикаментов жизненно необходим, в том числе и во время беременности. Это несет в себе различные риски для ребенка, которые включают внутриутробные ограничения роста, врожденные пороки развития, негативное влияние на когнитивные функции и повышенный риск задержки психического развития. Именно поэтому основная масса исследований сконцентрирована на изучении влияния отдельных противоэпилептических препаратов на физическое развитие ребенка, однако комплексной оценки влияния пренатальных, перинатальных и половозрастных факторов развития самого ребенка в них не осуществлялось. В данной статье представлены результаты исследования половозрастных факторов психического развития и адаптации детей, рожденных матерями с эпилепсией. В исследовании приняли участие 176 человек: 88 детей в возрасте 3-9 лет и их матери, страдающие эпилепсией. В результате было обнаружено, что мужской плод оказался более уязвим к пренатальным воздействиям, вследствие чего у мальчиков были обнаружены более выраженные нарушения психического развития (моторная неловкость, гиперактивность, дефицит внимания, нарушения устной речи) и адаптации (нарушения социализации, эмоционально-волевые нарушения, агрессивность и оппозиционные реакции, проблемы поведения). С возрастом часть нарушений психического развития (задержка в развитии речи, праксиса и логического мышления) компенсировалась и на первый план уже вышли вторичные нарушения - проблемы адаптации (нарушения социализации), соматические и интернализационные проблемы (замкнутость и тревожность). Нарушения психического развития у детей обусловлены не только токсичным воздействием на плод принимаемых матерью препаратов, но и зависели от формы и тяжести протекания эпилепсии у матери до и во время беременности, ее сопутствующих заболеваний, а также типа вскармливания ребенка в первый год жизни.
В статье рассматриваются основные этапы научного исследования проблем психологии развития и дифференциальной психологии в петербургской психологической школе. Б. Г. Ананьев исходил из необходимости изучения человека в единстве его свойств как индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности в процессе его индивидуального развития. Идеи целостности человека и непрерывности развития заложены им в основу научного изучения индивидуальности. Для целей такого изучения необходимо объединение усилий психологии развития и дифференциальной психологии и применение методов комплексного исследования. Первоначально данное направление сформировалось в рамках кафедры общей психологии, эмпирические исследования проводились сотрудниками лаборатории дифференциальной психологии и антропологии НИИКСИ начиная с 1963 г. Кафедра психологии развития и дифференциальной психологии была открыта в 1998 г. Исследования кафедры охватывают все периоды развития человека, начиная от перинатального и заканчивая периодом поздней взрослости и старения. Бывшими и сегодняшними сотрудниками кафедры проведены масштабные исследования интеллектуального потенциала подростков, проживающих в разных экологических условиях. Исследовались условия, факторы и механизмы самоосуществления личности в подростковый, юношеский и взрослый периоды. Проведено комплексное изучение стрессоров повседневной жизни и механизмов совладания с ними на разных этапах взрослости. С позиций интегративного подхода были изучены параметры психоэмоционального благополучия подростков и взрослых. Проведены исследования влияния стресса, связанного с пандемией, на беременных женщин и развитие детей и множества других проблем. История кафедры представлена четырьмя поколениями исследователей, начиная от непосредственных учеников Б. Г. Ананьева - М. Д. Александровой, Е. Ф. Рыбалко, Н. А. Розе-Грищенко - и заканчивая учениками их учеников.
Статья посвящена исследованию половозрастных особенностей проявления различных типов агрессии в старшем подростковом возрасте. Представлен теоретико-методологический обзор литературы по заданной проблематике, в частности рассматривается динамика проявления различных типов агрессии у подростков, приводится обзор исследований, изучающих возрастную и гендерную специфику в проявлении агрессии, а также анализируются факторы, объясняющие различия в проявлении агрессии у мальчиков и девочек разных возрастных групп. Приведены результаты эмпирического исследования, проведенного на масштабной выборке подростков (N = 10 980) в возрасте от 15 до 18 лет. В процессе анализа показано, что физическая агрессия более явно выражена у респондентов мужского пола, а враждебность и гнев - женского. Результаты однофакторного дисперсионного анализа демонстрируют статистически значимое влияние эффекта пола на выраженность всех типов агрессии, при этом наибольший эффект наблюдается по показателю выраженности гнева, а наименьший - по показателю проявления враждебности. Также установлена возрастная неравномерность в проявлении различных типов агрессии в старшем подростковом возрасте. Было показано, что уровень физической агрессии в период 15-18 лет значимо снижается, а по показателям гнева и враждебности он остается стабильным после 15 лет. Влияние эффекта возраста на выраженность всех типов агрессии также оказалось статистически значимо, при этом наибольший эффект наблюдается по показателю склонности к физической агрессии, а наименьший - по показателю проявления гнева. Полученные результаты подтверждают необходимость учета возрастных и половых особенностей при создании программ профилактики, а также расширяют базу исследований, направленных на изучение половозрастных особенностей подростковой агрессии и могут помочь исследователям в разработке технологий просветительской и профилактической работы с подростковой агрессией.
Издательство
- Издательство
- СПбГУ
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- Россия, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7–9
- Юр. адрес
- Россия, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7–9
- ФИО
- Кропачев Николай Михайлович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- spbu@spbu.ru
- Контактный телефон
- +7 (812) 3282000
- Сайт
- https://spbu.ru/