В связи со стремительным темпом современной жизни и ее высокой стрессогенностью повысился научный интерес к вопросам изучения стресса и факторов, позволяющих его конструктивно преодолевать. Цель cтатьи: изучение роли личностных и социальных характеристик в воспринимаемом стрессе у юношей и девушек в старшем подростковом возрасте. Гипотезы: у старших подростков проявляется гендерная специфика параметров воспринимаемого стресса: перенапряжение как эмоциональный компонент и противодействие стрессу как компонент инструментальный. У девушек воспринимаемый стресс более тесно связан с их личностными характеристиками, а у юношей - с социальными. При этом как для юношей, так и для девушек характерно, что личностные характеристики играют более значимую роль в управлении напряжением, вызванным стрессом, а социальные помогают в противодействии стрессу. Выборка из 90 старших подростков 15-17 лет разделена на две группы: 45 юношей и 45 девушек.
Методы: шкала воспринимаемого стресса (ШВС-10), шкала личностной тревожности А. М. Прихожан, опросник жизнестойкости С. Мадди, шкалы психологического благополучия К. Рифф, опросник воспринимаемой социальной поддержки Г. Зоммера и Т. Фюдрика. Проведен корреляционный и регрессионный анализ. Исследование показало гендерные особенности, различия и общие факторы воспринимаемого стресса, характерные для старших подростков. Так, у девушек наблюдается более напряженное переживание стресса по сравнению с их сверстниками. Общность воспринимаемого стресса у юношей и девушек проявляется в большем вкладе индивидуально-личностных характеристик в его параметры в целом и особенно в такой его компонент, как перенапряжение. Также показано, что как для юношей, так и для девушек в противодействии стрессу существенную роль, наряду с личностными характеристиками, играет фактор социальной поддержки.
Идентификаторы и классификаторы
Стоит отметить, что значительная часть упомянутых личностных характеристик, в свою очередь, включена в конструкт эвдемонической модели психологического благополучия К.Рифф (Ryff et al., 2021). В подростковом возрасте с уровнем психологического благополучия тесно связаны как личностные характеристики, так и социальные, в частности факторы социальных конфликтов на разных уровнях взаимодействий, характерных для подросткового кризиса (Sigfusdottir et al., 2017; Головей, Галашева, 2022). Во многих исследованиях отмечается особая роль социальной поддержки, снижающей факторы тревоги, депрессии и стресса у подростков (Холмогорова и др., 2014; Haugstvedt, 2022; Van Loon et al., 2022). Исследователи отмечают гендерную специфику в поиске и принятии социальной поддержки в подростковом возрасте. Так, девушки при преодолении стресса более склонны к поиску социальной поддержки, а также чаще сами оказывают ее другим, используя больше эмоциональных стратегий поддержки, чем юноши, для которых более характерно использование такого механизма, как уход, отвлечение внимания от травматических событий (Piko, 2001; Camara et al., 2017). Также значительное количество исследований посвящено поиску личностных и социальных потенциалов и ресурсов подросткового развития, которые призваны помочь в совладании со стрессами (Крюкова, Сапоровская, 2016; Антилогова, Черкевич, 2018; Konaszewski et al., 2021).
Список литературы
-
Абабков В. А., Барышникова К., Воронцова-Венгер О. В., Горбунов И. А., Капранова С. В., Пологаева Е. А., Стуклов К. А. Валидизация русскоязычной версии опросника “Шкала воспринимаемого стресса-10” // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 16. Психология. Педагогика. 2016. Вып. 2. С. 6-15. DOI: 10.21638/11701/spbu16.2016.202 EDN: UALWVL
-
Антилогова Л. Н., Черкевич Е. А. Преодоление трудных жизненных ситуаций в подростковом возрасте // Личность в трудных жизненных ситуациях: ресурсы и преодоление: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию факультета психологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, 4-5 октября 2018 г.). Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2018. С. 129-132. EDN: VTFUOT
-
Головей Л. А., Галашева О. С. Повседневный стресс и удовлетворенность жизнью девушек подросткового возраста // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2022. Т. 12. Вып. 4. С. 431-448. DOI: 10.21638/spbu16.2022.403 EDN: HKJFVZ
-
Горская Г. Б. Психологические ресурсы устойчивости к хроническому стрессу: динамический анализ // Личность в трудных жизненных ситуациях: ресурсы и преодоление: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию факультета психологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, 4-5 октября 2018 г.). Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2018. С. 206-210.
-
Гуцунаева С. В. Копинг-стратегии подростков с различным уровнем жизнестойкости // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 3 (ч. 1). С. 92-95. EDN: TKUBJZ
-
Жуковская Л. В., Трошихина Е. Г. Шкала психологического благополучия К. Рифф // Психологический журнал. 2011. Т. 32, № 2. С. 82-93. EDN: NTJYQD
-
Ильченко В. В., Бедоева М. Н. Личностные детерминанты психологического благополучия у юношей и девушек // Материалы Международного молодежного научного форума “ЛОМОНОСОВ-2018” / отв. ред. И. А. Алешковский, А. В. Андриянов, Е. А. Антипов. М.: Макс Пресс, 2018. URL: https://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2018/data/13523/70415_uid245951_report.pdf (дата обращения: 15.08.2023).
-
Калашникова М. Б., Никитина Е. В. Жизнестойкость как необходимая личностная характеристика современных подростков // Вестник Новгородского гос. ун-та. 2017. № 4 (102). С. 51-55. EDN: ZDUFOH
-
Колесников В. Н., Мельник Ю. И. Особенности психологического благополучия учащихся среднего подросткового возраста // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2015. № 5 (4). С. 21-32. EDN: VJIEVB
-
Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В. Стрессы семейных отношений: тенденции и эффекты совладания // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2016. № 1 (1). С. 174-195. EDN: WDXXTT
-
Кузнецова С. Б., Таранова В. С. Взаимосвязь уровня агрессивности и жизнестойкости у старших подростков // Психологические исследования. 2021. № 14 (80). DOI: 10.54359/ps.v14i80.110 EDN: MYPVKY
-
Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006.
-
Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Жизнестойкость как составляющая личностного потенциала // Личностный потенциал: структура и диагностика. М.: Смысл, 2011. С. 178-210.
-
Лобза О. В. Жизнестойкость как компонент психологической безопасности личности // Вестник Прикамского социального института. 2019. № 2 (83). С. 75-79. EDN: FORYCR
-
Лупенко Н. Н. Гендерные различия тревожности личности и социально-психологической адаптированности у подростков // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. № 9. С. 55-58. URL: https://gelsfedu.ru/files/news/2019/05_10_2019/obwestvo_spp_9-2019.pdf (дата обращения: 15.08.2023). EDN: LVGHRR
-
Львова С. В. Жизнестойкость и стрессоустойчивость у старшеклассников и студентов в учебной деятельности // ЦИТИСЭ. 2021. № 1. С. 65-75. DOI: 10.15350/2409-7616.2021.1.06 EDN: KDSYCW
-
Маслова Т. М., Покацкая А. В. Тревожность личности как фактор развития стрессоустойчивости // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8, № 2 (27). С. 352-355. URL: https://landrailpip.ru/wp-content/uploads/2023/04/ANI-PiP-2019-2.pdf (дата обращения: 15.08.2023). EDN: ZXZDNR
-
Микляева А. В. Вклад жизнестойкости и воспринимаемой социальной поддержки в показатели психологического благополучия учащейся молодежи // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9, № 3 (32). С. 373-376. URL: https://landrailpip.ru/wp-content/uploads/2023/04/ANI-PiP-2020-3.pdf (дата обращения: 15.08.2023). EDN: GROCSQ
-
Мищенко В. И. Изучение тревожности старшеклассников в период подготовки к итоговым экзаменам // Педагогика и психология образования. 2020. № 1. С. 208-218. DOI: 10.31862/2500-297X-2020-1-208-218 EDN: LTNHNS
-
Овчарова Е. В., Полина А. В. Жизнестойкость и доверие как основа преодоления трудной жизненной ситуации подростками // Сознание: Образовательный вестник. 2020. № 9. С. 8-12. DOI: 10.26787/nydxa-2686-6846-2020-22-9-13-18 EDN: MNHCBJ
-
Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2000.
-
Сыманюк Э. Э., Оконечникова Л. В., Малова Е. С. Иcследование учебного стресса и его связь с успеваемостью у учащихся старших классов // Педагогическое образование в России. 2019. № 8. С. 42-49. DOI: 10.26170/po19-08-06 EDN: BYRIDJ
-
Уханова А. И., Розанов В. А. Смена места жительства в структуре социально-экономических детерминант психического здоровья старших школьников // Медицинская психология в России: электронный научный журнал. 2017. T. 9, № 3 (44). C. 10. URL: http://mprj.ru/archiv_global/2017_3_44/nomer06.php (дата обращения: 05.08.2023). EDN: ZMNLPN
-
Холмогорова А. Б., Московская М. С., Шерягина Е. В. Алекситимия и способность к оказанию разных видов социальной поддержки // Консультативная психология и психотерапия. 2014. Т. 22, № 4. С. 115-129. URL: https://psyjournals.ru/mpj/2014/n4/74178.shtml (дата обращения: 04.08.2023). EDN: TCUNWD
-
Холмогорова А. Б., Петрова Г. А. Методы диагностики социальной поддержки при расстройствах аффективного спектра. М.: Медицинская технология, 2007.
-
Черемискина И. И., Люкшина Д. С. Личностные ресурсы преодоления стресса у людей разных возрастов в период пандемии // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10, № 4 (37). С. 375-378. URL: https://psychology.vvsu.ru/science/pub/details/material/2149433899/Lichnostnye_resursy_preodolenija_stressa (дата обращения: 05.08.2023). EDN: OAOQIF
-
Чеховская М. В., Рожней Д. А. Особенности самоотношения и жизнестойкости у старших подростков с девиантным поведением // Территория новых возможностей: Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2018. Т. 10, № 2. С. 159-166. DOI: 10.24866/VVSU/2073-3984/2018-2/159-166 EDN: OUUIMZ
-
Altemus M., Sarvaiya N., Epperson C. N. Sex differences in anxiety and depression clinical perspectives // Frontiers in Neuroendocrinology. 2014. No. 35 (3). P. 320-330. DOI: 10.1016/j.yfrne.2014.05.004
-
Bester G. Stress experienced by adolescents in school: the importance of personality and interpersonal relationships // Journal of child and adolescent mental health. 2019. No. 31 (1). P. 25-37. DOI: 10.2989/17280583.2019.1580586
-
Camara M., Bacigalupe G., Padilla P. The role of social support in adolescents: Are you helping me or stressing me out? // International Journal of Adolescence and Youth. 2017. No. 22 (2). P. 123-136. DOI: 10.1080/02673843.2013.875480
-
Essau C. A., Lewinsohn P. M., Olaya B., Seeley J. R. Anxiety disorders in adolescents and psychosocial outcomes at age 30 // Journal of Affective Disorders. 2014. No. 163. P. 125-132. DOI: 10.1016/j.jad.2013.12.033
-
Furyaeva T. V., Yakovleva N. F., Fayzullina K. A. Hardiness development in adolescents at social risk group // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences (EpSBS), Krasnoyarsk, 19-21 May 2021. Krasnoyarsk: ISO LONDON LIMITED - European Publisher, 2021. P. 1586-1594. EDN: UWFZWF
-
Golovey L. A., Danilova M. V., Rykman L. V., Anufriyuk K. Y. Psycho-emotional well-being of adolescents: gender aspect // PSYRGGU 2019 - Psychology of Subculture: Phenomenology and Contemporary Tendencies of Development. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. 2019. Vol. LXIV. P. 193-200. DOI: 10.15405/epsbs.2019.07.25
-
Haugstvedt H. ‘With a little social support … ': Assessing the moderating effect of social support on risk factors and mental well-being among youth // European Journal of Social Work. 2022. P. 1-13. DOI: 10.1080/13691457.2022.2152188 EDN: GOXUNZ
-
Kobasa S. C. Stressful life events, personality, and health - inquiry into hardiness // Journal of Personality and Social Psychology. 2011. No. 37 (1). P. 1-11.
-
Konaszewski K., Niesiobędzka M., Surzykiewicz J. Resilience and mental health among juveniles: Role of strategies for coping with stress // Health and Quality of Life Outcomes. 2021. No. 19 (1). P. 58. DOI: 10.1186/s12955-021-01701-3 EDN: WKFRSC
-
La Greca A. M., Mackey E. R. Adolescents' anxiety in dating situations: The potential role of friends and romantic partners // Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology. 2007. No 36 (4). P. 522-533. DOI: 10.1080/15374410701662097
-
Maddi S. R. On hardiness and other pathways to resilience // American Psychology. 2005. No. 60 (3). P. 261-262. URL: https://escholarship.org/uc/item/09x6n03h (дата обращения: 05.08.2023).
-
Núñez-Regueiro F., Núñez-Regueiro S. Identifying salient stressors of adolescence: A systematic review and content analysis // Journal of Youth and Adolescence. 2021. No 50 (12). P. 2533-2556. DOI: 10.1007/s10964-021-01492-2 EDN: HIMBNK
-
Piko B. Gender differences and similarities in adolescents' ways of coping // Psychological Record. 2001. No. 51 (2). P. 223-236. DOI: 10.1007/BF03395396 EDN: GZRTRZ
-
Ryff C. D., Boylan J. M., Kirsch J. A. Eudaimonic and hedonic well-being: an integrative perspective with linkages to sociodemographic factors and health // Measuring Well-Being: Interdisciplinary Perspectives from the Social Sciences and the Humanities / Lee M. T., Kybzansky L. D., VanderWeele T. J. (eds). Oxford: Oxford University Press, 2021. P. 92-135.
-
Sagone E., De Caroli M. E. A correlational study on dispositional resilience, psychological well-being, and coping strategies in university students // American Journal of Educational Research. 2014. No. 2 (7). P. 463-471.
-
Saleh D., Camart N., Romo L. Predictors of stress in college students // Frontiers in Psychology. 2017. No. 8. P. 19. DOI: 10.3389/fpsyg.2017.00019
-
Sigfusdottir I. D., Kristjansson A. L., Thorlindsson T., Allegrante J. P. Stress and adolescent well-being: The need for an interdisciplinary framework // Health Promotion International. 2017. No. 32 (6). P. 1081-1090. DOI: 10.1093/heapro/daw038
-
Šaplavska J., Plotka I. The investigation of correlations between hardiness, its components and the choice of definite coping behavioral strategies among the students // Abstract Book International scientific-practical conference "Business, Studies and Me". Siauliai, Lithuania. Siauliai, 2009. P. 103-104.
-
Van Loon A. W. G., Creemers H. E., Vogelaar S., Saab N., Miers A. C., Westenberg P. M., Asscher J. J. Trajectories of adolescent perceived stress and symptoms of depression and anxiety during the COVID-19 pandemic // Scientific Reports. 2022. No. 12 (1). Art. no. 15957. DOI: 10.1038/s41598-022-20344-y EDN: COMJZH
-
Ababkov, V. A., Barisnikov, K., Vorontzova-Wenger, O. V., Gorbunov, I. A., Kapranova, S. V., Pologaeva, E. A., Stuklov, K. A. (2016). Validation of the Russian version of the questionnaire "Scale of perceived stress - 10". Vestnik of St. Petersburg University. Ser. 16. Psichology. Pedagogics, iss. 2, 6-15. (In Russian). DOI: 10.21638/11701/spbu16.2016.202 EDN: UALWVL
-
Altemus, M., Sarvaiya, N., Epperson, C. N. (2014). Sex differences in anxiety and depression clinical perspectives. Frontiers in Neuroendocrinology, 35 (3), 320-330. DOI: 10.1016/j.yfrne.2014.05.004
-
Antilogova, L. N., Cherkevich, E. A. (2018). Overcoming difficult life situations in adolescent age. Lichnost' v trudnykh zhiznennykh situatsiiakh: resursy i preodolenie: materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posviashchennoi 25-letiiu fakul'teta psikhologii Omskogo gosudarstvennogo universiteta im. F. M. Dostoevskogo (Omsk, 4-5 oktiabria 2018 g.). Omsk, Omsk State University Press, 129-132. (In Russian). EDN: VTFUOT
-
Bester, G. (2019). Stress experienced by adolescents in school: The importance of personality and interpersonal relationships. Journal of Child and Adolescent Mental Health, 31 (1), 25-37. DOI: 10.2989/17280583.2019.1580586
-
Camara, M., Bacigalupe, G., Padilla, P. (2017) The role of social support in adolescents: Are you helping me or stressing me out? International Journal of Adolescence and Youth, 22 (2), 123-136. DOI: 10.1080/02673843.2013.875480
-
Chekhovskaya, M. V., Rozhney, D. A. (2018). Features of self-relationship and viability in older teens with deviant behaviour. Territoriia novykh vozmozhnostei. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i servisa, 10, 2, 159-166. (In Russian). DOI: 10.24866/VVSU/2073-3984/2018-2/159-166 EDN: OUUIMZ
-
Cheremiskina, I. I., Lyukshina, D. S. (2021). Personal resources for coping with stress in people of different ages during the pandemic. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologija, 10, 4 (37), 375-378. Available at: https://psychology.vvsu.ru/science/pub/details/material/2149433899/Lichnostnye_resursy_preodolenija_stressa (accessed: 04.08.2023). (In Russian).
-
Eschleman, K. J., Bowling, N. A., Alarcon, G. M. (2010). A meta-analytic examination of hardiness. International Journal of Stress Management, 17 (4), 277-307. DOI: 10.1037/a0020476
-
Essau, C. A., Lewinsohn, P. M., Olaya, B., Seeley, J. R. (2014). Anxiety disorders in adolescents and psychosocial outcomes at age 30. Journal of Affective Disorders, 163, 125-132. DOI: 10.1016/j.jad.2013.12.033
-
Furyaeva, T. V., Yakovleva, N. F., Fayzullina, K. A. (2021). Hardiness development in adolescents at social risk group (pp. 1586-1594). European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS, Krasnoyarsk, 19-21 May 2021. Krasnoyarsk, ISO LONDON LIMITED - European Publisher.
-
Golovey, L. A., Danilova, M. V., Rykman, L. V., Anufriyuk, K. Yu. (2019). Psycho-emotional well-being of adolescents: Gender aspect. PSYRGGU 2019 - Psychology of subculture: Phenomenology and contemporary tendencies of development. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS, LXIV, 193-200. DOI: 10.15405/epsbs.2019.07.25
-
Golovey, L. A., Galasheva, O. S. (2022). Daily stress and life satisfaction of teenage girls. Vestnik of St. Petersburg University. Psichology, 12, 4, 431-448. (In Russian). DOI: 10.21638/spbu16.2022.403
-
Gorskaya, G. B. (2018). Psychological resources of resistance to chronic stress: dynamic analysis. Lichnost' v trudnykh zhiznennykh situatsiiakh: resursy i preodolenie: materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posviashchennoi 25-letiiu fakul'teta psikhologii Omskogo gosudarstvennogo universiteta im. F. M. Dostoevskogo (Omsk, 4-5 oktiabria 2018 g.). Omsk, Omsk State University Press, 206-210. (In Russian). EDN: YVZFGP
-
Gucunaeva, S. V. (2015). Teenagers' coping strategies with different hardiness level. Mezhdunarodnyi zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovanii, 3-1, 92-95. (In Russian). EDN: TKUBJZ
-
Haugstvedt, H. (2022) "With a little social support … ": Assessing the moderating effect of social support on risk factors and mental well-being among youth. European Journal of Social Work, 1-13. DOI: 10.1080/13691457.2022.2152188
-
Ilchenko, V. V., Bedoeva, M. N. (2018). Personal determinants of psychological well-being in young boys and girls. Materialy Mezhdunarodnogo molodezhnogo nauchnogo foruma "LOMONOSOV-2018". Moscow, MAKS Press Publ., 2018. Available at: https://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2018/data/13523/70415_uid245951_report.pdf (accessed: 15.08.2023). (In Russian).
-
Kalashnikova, M. B., Nikitina, E. V. (2017). Vitality as a necessary personal characteristics of modern adolescents. Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta, 4 (102), 51-55. (In Russian). EDN: ZDUFOH
-
Kholmogorova, A. B., Moskovskaya, M. S., Sheryagina, E. V. (2014). Alexithymia and the ability to provide different types of social support. Konsul'tativnaia psikhologiia i psikhoterapiia, 22, 4, 115-129. Available at: https://psyjournals.ru/mpj/2014/n4/74178.shtml (accessed: 04.08.2023). (In Russian). EDN: TCUNWD
-
Kholmogorova, A. B., Petrova, G. A. (2007). Methods of diagnostics of social support at frustration of an affective range. Moscow, Meditsinskaia tekhnologiia Publ. (In Russian).
-
Kobasa, S. C. (2011). Stressful life events, personality, and health - inquiry into hardiness. Journal of Personality and Social Psychology, 37 (1), 1-11.
-
Kolesnikov, V. N., Melnik, Iu. I. (2015). Peculiarities psychological well-being of pupils middle adolescence. Vestnik LGU im. A. S. Pushkina, 5 (4), 21-32. (In Russian). EDN: VJIEVB
-
Konaszewski, K., Niesiobędzka, M., Surzykiewicz, J. (2021). Resilience and mental health among juveniles: role of strategies for coping with stress. Health and quality of life outcomes, 19 (1), 58. DOI: 10.1186/s12955-021-01701-3 EDN: WKFRSC
-
Kryukova, T. L., Saporovskaya, M. V. (2016). Family relationships stresses: Coping tendences and effects. Institut psikhologii Rossiiskoy akademii nauk. Sotsial'naia i ekonomicheskaia psikhologiia, 1 (1), 174-195. (In Russian).
-
Kuznetsova, S. O., Taranova, V. A. (2021). The relationship between the level of aggressiveness and resilience in older adolescents. Psychological Studies, 14 (80). (In Russian). DOI: 10.54359/ps.v14i80.110 EDN: MYPVKY
-
La Greca, A. M., Mackey, E. R. (2007). Adolescents' anxiety in dating situations: The potential role of friends and romantic partners. Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology, 36 (4), 522-533. DOI: 10.1080/15374410701662097
-
Leont'ev, D. A., Rasskazova, E. I. (2006). Viability test. Moscow: Smysl Publ. (In Russian).
-
Leont'ev, D. A., Rasskazova, E. I. (2011). Resilience as a component of personal potential. In: Lichnostnyi potentsial: struktura i diagnostika (pp. 178-210). Moscow: Smysl Publ. (In Russian).
-
Lobza, O. V. (2019). Viability as a component of psychological security of personality. Vestnik Prikamskogo Social'nogo Instituta, 2 (83), 75-79. (In Russian). EDN: FORYCR
-
Lvova, S. V. (2021). Resilience and stress tolerance in high school students and students in educational activities. CITISE, 1, 65-75. (In Russian). DOI: 10.15350/2409-7616.2021.1.06 EDN: KDSYCW
-
Lupenko, N. N. Gender differences in anxiety and socio-psychological adaptation in adolescents. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics, 9, 55-58. Available at: https://gelsfedu.ru/files/news/2019/05_10_2019/obwestvo_spp_9-2019.pdf (accessed: 15.08.2023). (In Russian).
-
Maddi, S. R. (2005). On hardiness and other pathways to resilience. American Psychology, 60 (3), 261-262. Available at: https://escholarship.org/uc/item/09x6n03h (accessed: 15.08.2023).
-
Maslova, T. M. (2019). Personality anxiety as a factor of the development of stress resistance. Azimut nauchnykh issledovanii: pedagogika i psikhologiia, 8, 2 (27), 352-355. Available at: https://landrailpip.ru/wp-content/uploads/2023/04/ANI-PiP-2019-2.pdf (accessed: 15.08.2023). (In Russian).
-
Miklyaeva, A. V. (2020). Contribution of hardness and perceived social support to indicators of psychological well-being in youth. Azimut nauchnykh issledovanii: pedagogika i psikhologiia, 9, 3 (32), 373-376. Available at: https://landrailpip.ru/wp-content/uploads/2023/04/ANI-PiP-2020-3.pdf (accessed: 04.08.2023). (In Russian).
-
Mishchenko, V. I. (2020). Studying of anxiety of senior school learners during preparation for final exams. Pedagogika i psikhologiia obrazovaniia, 1, 208-218. (In Russian). DOI: 10.31862/2500-297X-2020-1-208-218
-
Núñez-Regueiro, F., Núñez-Regueiro, S. (2021). Identifying salient stressors of adolescence: A systematic review and content analysis. Journal of Youth and Adolescence, 50 (12), 2533-2556. DOI: 10.1007/s10964-021-01492-2 EDN: HIMBNK
-
Ovcharova, E. V., Polina, A. V. (2020). Resilience and trust as the basis for overcoming a difficult life situation for teenagers. Soznanie: Obrazovatel'nyi Vestnik, 9, 8-12. (In Russian). DOI: 10.26787/nydha-2686-6846-2020-22-9-8-12 EDN: MNHCBJ
-
Piko, B. (2001). Gender differences and similarities in adolescents' ways of coping. Psychological Record, 51 (2), 223-236. DOI: 10.1007/BF03395396 EDN: GZRTRZ
-
Prikhozhan, A. M. (2000). Anxiety in Children and Adolescents: Psychological Nature and Age Dynamics. Moscow, Moscow Psychological and Social Institute Press, Voronezh, MODEK Publ. (In Russian).
-
Ryff, C. D., Boylan, J. M., Kirsch, J. A. (2021). Eudaimonic and hedonic well-being: an integrative perspective with linkages to sociodemographic factors and health. Measuring Well-Being: Interdisciplinary Perspectives from the Social Sciences and the Humanities, Lee M. T., Kybzansky L. D., VanderWeele T. J. (eds). Oxford, Oxford University Press.
-
Sagone, E., De Caroli, M. E. (2014). A correlational study on dispositional resilience, psychological well-being, and coping strategies in university students. American Journal of Educational Research, 2 (7), 463-471.
-
Saleh, D., Camart, N., Romo, L. (2017). Predictors of stress in college students. Frontiers in Psychology, 8, 19. DOI: 10.3389/fpsyg.2017.00019
-
Šaplavska, J., Plotka, I. (2009). The investigation of correlations between hardiness, its components and the choice of definite coping behavioral strategies among the students. In: Abstract Book International scientific-practical conference "Business, Studies and Me" (pp. 103-104). Siauliai.
-
Sigfusdottir, I. D., Kristjansson, A. L., Thorlindsson, T., Allegrante, J. P. (2017). Stress and adolescent well-being: The need for an interdisciplinary framework. Health Promotion International, 32 (6), 1081-1090. DOI: 10.1093/heapro/daw038
-
Symaniuk, E. E., Okonechnikova, L. V., Malova, E. S. (2019). Research of educational stress and its communication with achievement at students of senior classes. Pedagogical Education in Russia, 8, 42-49. (In Russian). DOI: 10.26170/po19-08-06 EDN: BYRIDJ
-
Ukhanova, A. I., Rozanov, V. A. (2017). The change of residence in the structure of socio-economic determinants of mental health of senior pupils. Meditsinskaia psikhologiia v Rossii, 9, 3 (44), 10. Available at: http://mprj.ru/archiv_global/2017_3_44/nomer06.php (accessed: 05.08.2023). (In Russian).
-
Van Loon, A. W. G., Creemers, H. E., Vogelaar, S., Saab, N., Miers, A. C., Westenberg, P. M., Asscher, J. J. (2022). Trajectories of adolescent perceived stress and symptoms of depression and anxiety during the COVID-19 pandemic. Scientific Reports, 12 (1). DOI: 10.1038/s41598-022-20344-y EDN: COMJZH
-
Zhukovskaya, L. V., Troshikhina, E. G. (2011). C. Ryff's scale of psychological well-being. Psihologicheskij zhurnal, 32, 2, 82-93. (In Russian). EDN: NTJYQD
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена памяти профессора кафедры медицинской психологии и психофизиологии Санкт-Петербургского государственного университета, ведущего специалиста в области детской клинической психологии Ирины Ивановны Мамайчук. Предпринимается попытка анализа и обобщения ее огромного научного и практического вклада в детскую клиническую психологию. Выделяются и описываются этапы ее профессионального пути: (1) изучение механизмов нарушенного развития у детей с детским церебральным параличом; (2) изучение психологии детей с различными нарушениями опорно-двигательного аппарата; (3) эмпирическое обоснование стратегий и технологий психологической помощи детям с различными вариантами нарушенного развития; (4) разработка методологических и прикладных проблем детской клинической психологии. Раскрываются результаты и выводы ключевых исследований Ирины Ивановны, внесших большой вклад в понимание причин и механизмов нарушений психического развития у детей и подростков и воплощающих принципы онтогенетического и системно-структурного подходов, разработанных в ленинградской - петербургской психологической школе, в частности изучение роли моторики в перцептогенезе при различных вариантах дизонтогенеза, специфики нарушений межфункциональных связей у детей с двигательными и психическими нарушениями, подвидов задержки психического развития церебрально-органического генеза, психологических особенностей детей и подростков с соматической патологией. На основе анализа работ выделяется перечень основных проблем и перспектив современной детской клинической психологии. Описывается подход к психологической помощи и психологической коррекции нарушений у детей и подростков с учетом роли семьи и ближайшего окружения. Подчеркивается, что эмпирические работы Ирины Ивановны стали золотым стандартом в исследованиях проблем детей с психическим дизонтогенезом, а ее теоретические обобщения и методологические разработки чрезвычайно важны для дальнейшего развития детской клинической психологии и понимания проблемы психического развития в целом.
Работа посвящена разработке и психометрической проверке инструмента, направленного на оценку используемых стратегий формирования благополучного старения. В контексте увеличения продолжительности жизни и количества пожилых людей в общей популяции особенно остро встает вопрос сохранения и улучшения качества жизни пожилых людей. В науке накоплен большой объем данных о механизмах и факторах, влияющих на старение. При этом такие факторы могут быть смоделированы самим человеком. Однако отсутствуют инструменты, которые позволили бы оценивать эти механизмы и частоту их использования в жизни человека, как актуальной, так и ретроспективной. Участниками исследования стали 170 взрослых в возрасте 40-75 лет. На основе теоретического анализа были сформулированы 22 стратегии, каждая из которых оценивалась по 5-балльной шкале. Для проверки конвергентной валидности использовались опросник «Профилактика здорового образа жизни», Шкала психологического благополучия К. Рифф, опросник «Восприятие старения», а также вопросы демографической анкеты. В результате эксплораторного факторного анализа были выделены четыре шкалы: «Стратегии сохранения здоровья», «Метакогнитивные стратегии», «Стратегии саморазвития» и «Генеративные стратегии». Анализ надежности шкал и конфирматорный анализ подтвердили пригодность полученного инструмента, а также его соответствие эмпирическим данным. Анализ конвергентной валидности показал, что выделенные шкалы связаны с показателями здорового образа жизни, психологического благополучия, положительными представлениями о старении и желанием что-то менять в своей жизни ради благополучной старости. Полученные результаты могут быть использованы как для научного изучения механизмов футуризации старения, так и для практической работы по оценке ресурсов для формирования старения и выстраивания индивидуальных траекторий старения.
В статье представлены результаты аналитического обзора современных публикаций и эмпирического исследования удовлетворенности жизнью женщин и мужчин пожилого и старческого возраста. Отмечены проблемы изучения удовлетворенности жизнью и психологического благополучия у респондентов старшего возраста, связанные с формированием равновесных по полу выборок и с выбором адекватного инструментария, продемонстрированы результаты исследований изучаемых характеристик у женщин и мужчин, а также у представителей разных возрастных групп. Показаны различия факторов психологического благополучия в отличающихся выборках. Для респондентов старческого возраста отмечена большая значимость здоровья, достатка и мира в семье, позитивного отношения к себе и окружающим, а также духовности по сравнению с более молодыми респондентами, ориентированными в большей степени на саморазвитие и активность. Отличительной особенностью данной работы является сопоставление результатов двух групп, выровненных по возрасту, уровню образования, профессиональному и семейному статусу, включавших 36 женщин и 36 мужчин в возрасте от 64 до 89 лет. При сравнении результатов этих групп различия обнаружены только по эмоциональной поддержке и самооценке характера. Удовлетворенность жизнью в пожилом и старческом возрасте у мужчин и женщин не различается, однако связана с разными переменными. Для женщин на первом месте находятся показатели, отражающие успешность социального взаимодействия, - эмоциональная и инструментальная поддержка и самооценка характера. Самооценка внешности в этом возрасте не является ресурсом удовлетворенности жизнью в группе женщин. Удовлетворенность жизнью мужчин старшего возраста связана с их самооценкой и не различается в зависимости от социальной поддержки или социотропности/самодостаточности, а также от включенности в семейные взаимодействия. Ставится вопрос об эффективности использования Дифференциального опросника одиночества в данной возрастной группе. в данной возраст-ной группе
Статья посвящена изучению уровневых показателей и взаимосвязи родительского выгорания, воспринимаемого стресса, посттравматического роста и социальной поддержки у матерей детей с ограниченными возможностями здоровья. В исследовании приняли участие 73 женщины в возрасте от 27 до 44 лет (средний возраст 36,15 лет), воспитывающие детей с тяжелыми хроническими заболеваниями в возрасте от 3 до 10 лет (средний возраст 7 лет, средняя продолжительность заболевания - 4 года, хроническое заболевание у ребенка должно было быть обнаружено не менее чем 1,5 года назад). Методики: опросник «Шкала воспринимаемого стресса - 10» в адаптации В. А. Абабкова; опросник социальной поддержки «F-SOZU-22» в разработке Г. Соммера и Т. Фюдриха (1993) и в адаптации А. Б. Холмогоровой, Н. Г. Гаранян, Г. А. Петровой; Опросник родительского выгорания И. Н. Ефимовой; Опросник посттравматического роста Р. Тедески и Л. Калхуна, адаптированный М. Ш. Магомед-Эминовым.
Результаты: исследование выявило высокий уровень воспринимаемого стресса, средний уровень родительского выгорания и посттравматического роста и ниже среднего - уровень социальной поддержки у матерей детей с ограниченными возможностями здоровья. Выявлены тесные связи социальной поддержки и посттравматического роста, социальной поддержки и стресса, а также родительского выгорания, тогда как между показателями родительского выгорания, стресса и посттравматического роста выявлены связи только с одним показателем посттравматического роста - силой личности. Предиктором родительского выгорания и стресса выступили эмоциональная поддержка, удовлетворенность поддержкой и субъективная удовлетворенность браком, а предиктором посттравматического роста - социальная интеграция.
Выводы: для совладания со стрессом, связанным с хроническим заболеванием ребенка, а также посттравматического роста у матерей важнейшим фактором является социальная поддержка.
В психологии не ослабевает внимание к супружеским парам. В основном чувства любви изучаются как предиктор, а психологическое благополучие - как эффект удовлетворенности отношениями. Поскольку чувство любви изменчиво, цель данного исследования - изучить половозрастные особенности и предикторы любви к партнеру; хотя гипотетически удовлетворенность отношениями - наиболее сильный предиктор чувств любви, психологическое благополучие и субъективное одиночество партнеров тоже имеет значение. Выборку составили 387 супружеских пар со стажем брака от полугода до 50 лет.
Методы: Шкала любви и симпатии З. Рубина; Шкала психологического благополучия К. Рифф, Шкала субъективного одиночества Д. Рассела; Самооценка удовлетворенности отношениями c шестью вопросами на когнитивную (удовлетворенность, желание сохранить отношения, расстаться) и эмоциональную (негативные эмоции, напряжение, страх одинокости) составляющие. Проведены дисперсионный, корреляционный, факторный и регрессионный анализ.
Результаты: респонденты в целом имеют высокий уровень чувств любви, удовлетворенности отношениями и психологического благополучия, причем сходный у обоих супругов. Однако у мужчин чувства любви сильнее, чем у женщин, и стабильны на протяжении брака. Наиболее выраженные чувства любви и низкая удовлетворенность отношениями в период 3-7 лет брака. Удовлетворенность отношениями и психологическое благополучие партнера выступили предикторами чувств любви к партнеру у обоих супругов; специфичный предиктор для мужчин - низкий уровень субъективного одиночества, а для женщин - чувства любви супруга к ней, его субъективное одиночество и собственный страх одинокости (остаться одной без партнера). Супруги, высказывающие желание развестись, отличаются слабыми чувствами любви к партнеру, мужчины не удовлетворены отношениями, и у обоих супругов снижен уровень психологического благополучия: женщины недостаточно компетентны, мужчины затрудняются в постановке жизненных целей, и у обоих супругов низкий уровень самопринятия.
Статья посвящена изучению взаимодействия параметров одиночества и личностных особенностей взрослых. В качестве основных параметров одиночества выступают: общее переживание одиночества, зависимость от общения, а также принятие одиночества, позитивное отношение к нему. В числе личностных характеристик нами были рассмотрены личностные факторы, входящие в модель Большой пятерки, и социотропность, представляющая собой когнитивную стратегию, отражающую направленность человека на создание позитивных отношений с окружающими и в целом направленность на социум. Целью исследования стало выявление наличия и характера связи между одиночеством, личностными факторами Большой пятерки и социотропностью. Нами были сформулированы следующие гипотезы: нейротизм и социотропность будут положительно связаны с переживанием одиночества, его неприятием; независимость, открытость опыту и добросовестность, напротив, будут связаны с позитивным отношением к одиночеству, его ресурсностью. В исследовании принял участие 131 человек 18-55 лет (M = 31; SD = 9,85), 26 мужчин и 105 женщин.
Методы: Дифференциальный опросник переживания одиночества (Е. Н. Осин, Д. А. Леонтьев), методика «Социотропность - самодостаточность» (О. Ю. Стрижицкая и соавт.), Шкала социального и эмоционального одиночества для взрослых (SELSA-S) (О. Ю. Стрижицкая и соавт.), Пятифакторный опросник личностных черт NEO FFI П. Т. Косты (P. T. Costa) и Р. P. МакКрэ (R. R. McCrae) в адаптации В. Е. Орла, А. А. Рукавишникова и др. Математическая обработка выполнена на базе программного обеспечения IBM SPSS 23.0. Полученные нами результаты позволили выявить наличие взаимосвязей между параметрами одиночества и личностными характеристиками респондентов (личностными факторами Большой пятерки и социотропностью). Было показано, что социальная неуверенность и нейротизм способны усиливать негативное переживание одиночества, ощущение нехватки эмоциональной близости, контактов с людьми и осознание человеком себя как одинокого и изолированного. В свою очередь привязанность и зависимость от мнения окружающих могут усиливать неприятие одиночества и склонность искать общения любой ценой. В то время как самодостаточность, открытость опыту, добросовестность и экстраверсия могут способствовать снижению переживания эмоционального и социального одиночества и усилению позитивного отношения к одиночеству.
Статья посвящена проблеме изучения возрастной идентификации взрослого человека. Цель исследования - изучение возрастной идентификации в периоды ранней и средней взрослости в соотношении с субъективным возрастом и маркерами психологического и субъективного благополучия. Гипотеза: в основе возрастной идентификации лежит сравнение себя с ровесниками и отношение к возрастным периодам, близким к возрасту респондента; она характеризуется качественными, типологическими различиями и имеет связь с субъективным возрастом. Приведены результаты двух исследований, проведенных на разных возрастных группах: группа ранней взрослости (N = 70, 19-26 лет; средний возраст 23,6 лет) и группа средней взрослости (N= 60, 27-46 лет; средний возраст 34 года). В качестве основного метода исследования возрастной идентификации использовалась методика семантического дифференциала со шкалами: сила, активность, оценка, сложность, упорядоченность. В группе ранней взрослости для оценки предлагались категории «Я», «Ровесник», «Детство», «Взрослость», в группе средней взрослости - «Я», «Ровесник», «Молодость», «Старость». Измерялись также субъективный и идеальный возраст (анкета), показатели психологического благополучия (краткий вариант шкалы К. Рифф в адаптации Е. Г. Трошихиной) и удовлетворенности жизнью (опросник Э. Динера в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. Н. Осина). Результаты: с помощью факторного анализа в каждой из возрастных групп были выделены паттерны возрастной идентификации, различающиеся степенью осознанности и значимости характеристик возраста в структуре самоидентификации, степенью согласованности. В ранней взрослости связь между паттернами возрастной идентификации, хронологическим и субъективным возрастом не прослеживается, в большей степени на субъективную взрослость влияет профессиональный статус (наличие работы). В средней взрослости выявлены значимые взаимосвязи, отражающие рост противоречивости возрастной идентификации с возрастом и влияние возрастной идентификации на разницу между хронологическим и субъективным возрастом. Результаты подтверждают возможность изучения содержательных аспектов возрастной идентификации с помощью семантического дифференциала.
Исследование посвящено проблеме подверженности детей старшего дошкольного возраста разнообразным страхам в связи с социокультурным контекстом, который понимается как фактор макросреды. Начало 2020-х гг. связано с масштабными событиями, оказывающими значительное влияние на жизнь и благополучие населения. Это пандемия COVID-19 (2020-2021) и обострение социально-политической ситуации в мире (2022-2023). В исследовании приняли участие 127 детей в возрасте 5-6 лет, посещающие дошкольные образовательные организации, которым была предложена методика «Страхи в домиках» А. И. Захарова и М. А. Панфиловой. Также использовались данные анкетирования родителей и анализ документации дошкольных образовательных организаций. В результате было установлено, что профили страхов детей, обследованных в 2019, 2021 и 2023 гг., оказываются достаточно схожими, большинство выявленных страхов современных дошкольников соответствуют возрастным нормам для детей 5-7-летнего возраста по А. И. Захарову, что позволяет говорить об универсальности описанных им возрастных закономерностей и причин появления страхов у детей. Специфика культурно-исторического контекста современного детства проявила себя в том, что перечень пугающих персонажей существенно изменился: герои виртуальных игр жанра «хоррор» вытесняют героев традиционных детских сказок. Сравнительный анализ результатов, полученных в 2019, 2021 и 2023 гг., подтвердил большую подверженность страхам дошкольников в период пандемии COVID-19 и отсутствие увеличения числа страхов у детей на фоне обострения геополитической ситуации в мире. Было обнаружено, что в период пандемии у детей возросло не только число специфических медицинских страхов, но и увеличилось количество страхов, не имеющих прямого отношения к болезням и смерти, что демонстрирует замещающий характер страхов у детей и имеет большое значение для практической психологии.
Эпилепсия у матери является фактором риска для нейрокогнитивного развития ребенка, поскольку относится к группе хронических заболеваний, при которых постоянный прием медикаментов жизненно необходим, в том числе и во время беременности. Это несет в себе различные риски для ребенка, которые включают внутриутробные ограничения роста, врожденные пороки развития, негативное влияние на когнитивные функции и повышенный риск задержки психического развития. Именно поэтому основная масса исследований сконцентрирована на изучении влияния отдельных противоэпилептических препаратов на физическое развитие ребенка, однако комплексной оценки влияния пренатальных, перинатальных и половозрастных факторов развития самого ребенка в них не осуществлялось. В данной статье представлены результаты исследования половозрастных факторов психического развития и адаптации детей, рожденных матерями с эпилепсией. В исследовании приняли участие 176 человек: 88 детей в возрасте 3-9 лет и их матери, страдающие эпилепсией. В результате было обнаружено, что мужской плод оказался более уязвим к пренатальным воздействиям, вследствие чего у мальчиков были обнаружены более выраженные нарушения психического развития (моторная неловкость, гиперактивность, дефицит внимания, нарушения устной речи) и адаптации (нарушения социализации, эмоционально-волевые нарушения, агрессивность и оппозиционные реакции, проблемы поведения). С возрастом часть нарушений психического развития (задержка в развитии речи, праксиса и логического мышления) компенсировалась и на первый план уже вышли вторичные нарушения - проблемы адаптации (нарушения социализации), соматические и интернализационные проблемы (замкнутость и тревожность). Нарушения психического развития у детей обусловлены не только токсичным воздействием на плод принимаемых матерью препаратов, но и зависели от формы и тяжести протекания эпилепсии у матери до и во время беременности, ее сопутствующих заболеваний, а также типа вскармливания ребенка в первый год жизни.
В статье рассматриваются основные этапы научного исследования проблем психологии развития и дифференциальной психологии в петербургской психологической школе. Б. Г. Ананьев исходил из необходимости изучения человека в единстве его свойств как индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности в процессе его индивидуального развития. Идеи целостности человека и непрерывности развития заложены им в основу научного изучения индивидуальности. Для целей такого изучения необходимо объединение усилий психологии развития и дифференциальной психологии и применение методов комплексного исследования. Первоначально данное направление сформировалось в рамках кафедры общей психологии, эмпирические исследования проводились сотрудниками лаборатории дифференциальной психологии и антропологии НИИКСИ начиная с 1963 г. Кафедра психологии развития и дифференциальной психологии была открыта в 1998 г. Исследования кафедры охватывают все периоды развития человека, начиная от перинатального и заканчивая периодом поздней взрослости и старения. Бывшими и сегодняшними сотрудниками кафедры проведены масштабные исследования интеллектуального потенциала подростков, проживающих в разных экологических условиях. Исследовались условия, факторы и механизмы самоосуществления личности в подростковый, юношеский и взрослый периоды. Проведено комплексное изучение стрессоров повседневной жизни и механизмов совладания с ними на разных этапах взрослости. С позиций интегративного подхода были изучены параметры психоэмоционального благополучия подростков и взрослых. Проведены исследования влияния стресса, связанного с пандемией, на беременных женщин и развитие детей и множества других проблем. История кафедры представлена четырьмя поколениями исследователей, начиная от непосредственных учеников Б. Г. Ананьева - М. Д. Александровой, Е. Ф. Рыбалко, Н. А. Розе-Грищенко - и заканчивая учениками их учеников.
Статья посвящена исследованию половозрастных особенностей проявления различных типов агрессии в старшем подростковом возрасте. Представлен теоретико-методологический обзор литературы по заданной проблематике, в частности рассматривается динамика проявления различных типов агрессии у подростков, приводится обзор исследований, изучающих возрастную и гендерную специфику в проявлении агрессии, а также анализируются факторы, объясняющие различия в проявлении агрессии у мальчиков и девочек разных возрастных групп. Приведены результаты эмпирического исследования, проведенного на масштабной выборке подростков (N = 10 980) в возрасте от 15 до 18 лет. В процессе анализа показано, что физическая агрессия более явно выражена у респондентов мужского пола, а враждебность и гнев - женского. Результаты однофакторного дисперсионного анализа демонстрируют статистически значимое влияние эффекта пола на выраженность всех типов агрессии, при этом наибольший эффект наблюдается по показателю выраженности гнева, а наименьший - по показателю проявления враждебности. Также установлена возрастная неравномерность в проявлении различных типов агрессии в старшем подростковом возрасте. Было показано, что уровень физической агрессии в период 15-18 лет значимо снижается, а по показателям гнева и враждебности он остается стабильным после 15 лет. Влияние эффекта возраста на выраженность всех типов агрессии также оказалось статистически значимо, при этом наибольший эффект наблюдается по показателю склонности к физической агрессии, а наименьший - по показателю проявления гнева. Полученные результаты подтверждают необходимость учета возрастных и половых особенностей при создании программ профилактики, а также расширяют базу исследований, направленных на изучение половозрастных особенностей подростковой агрессии и могут помочь исследователям в разработке технологий просветительской и профилактической работы с подростковой агрессией.
Издательство
- Издательство
- СПбГУ
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- Россия, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7–9
- Юр. адрес
- Россия, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7–9
- ФИО
- Кропачев Николай Михайлович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- spbu@spbu.ru
- Контактный телефон
- +7 (812) 3282000
- Сайт
- https://spbu.ru/