В результате исследования авторы приходят к выводу о потенциальном совпадении публичных дискурсов изучаемых субъектов по теме консолидации, формирования единого образа будущего мусульманского и тюркоязычного мира. С точки зрения идеологии и с учетом сложившейся практики взаимодействия, публичная позиция Диянета по консолидации мусульман и тюркоязычных народов, традиционно исповедующих ислам, пересекается с конструктом неоевразийского толка, выразителями которого с той или иной степенью активности являются ведущие российские мусульманские организации (прежде всего Духовное управление мусульман Российской Федерации, Центральное духовное управление мусульман России). При этом интерес Диянета к северокавказским муфтиятам и муфтияту Татарстана сравнительно слабо проявляется в публичном пространстве, однако является весьма устойчивым.
Идентификаторы и классификаторы
Цель статьи – проанализировать основания идеологического и объективного
порядка, способные на современном этапе обеспечить тесное взаимодействие
Управления по делам религии Турции (Diyanet İşleri Başkanlığı; далее – Диянет,
Управление) и российских духовных управлений (далее – муфтияты). В фокусе нашего
внимания – публичная риторика лидеров Диянета, форматы сотрудничества наиболее
крупных российских муфтиятов с турецкими единоверцами последних лет (с 2019 года
по настоящее время). Учитывая исторические обстоятельства и многообразие практик
сотрудничества, отечественные муфтияты можно рассматривать в качестве объекта
многолетнего воздействия со стороны Диянета и связанных с ним структур (Türkiye
Diyanet Vakfi; Фонд Управления по делам религии Турции, далее – Фонд).
Список литературы
-
Аватков В.А., Гузаеров Р.И. Конструирование социальной реальности на тюркском пространстве. Этнолингвистический аспект // Свободная мысль. 2023. № 4 (1700). - С. 69-76.
-
Аватков В.А., Сбитнева А.И. Новый национализм Турецкой Республики // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Политология. 2022. Т. 24, № 2. - С. 291-302. EDN: GPTYSE
-
Башаран В.И. Диалог как основа взаимоотношений между Центральным духовным управлением мусульман Российской Федерации и Управления по делам религии Турецкой Республики // Достижения науки и образования. 2020. № 11 (65). - С. 13-17. EDN: RTDNDD
-
Гайнутдин Р. Из истории отношений мусульман России и Турции // Минарет Ислама. 2023. № 4. - С. 5-24.
-
Демешко Н.Э., Мурадов Г.Л., Ирхин А.А., Москаленко О.А. Русский и Тюркский миры на пространстве Евразии // Вестник МГИМО-Университета. 2024. Т. 16, № 6. - С. 153-182.
-
Лукьянов Г., Кулиева Н., Миронов А. Политика Турции в ЦА: обоснованы ли амбиции? // Republic. 04.02.2022 - Режим доступа: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/politika-turtsii-v-tsa-obosnovany-li-ambitsii/ (дата обращения: 08.06.2024).
-
Мухетдинов Д. Слово редактора // Минарет Ислама. 2023. № 4. - С. 3-4.
-
Надеин-Раевский В. А. История пантюркизма и его современные сторонники. Ч. 1. Пантюркизм: основные вехи истории // Перспективы. Электронный журнал. 2022. № 1 (28). - С. 62-73. EDN: VAMHCE
-
Омер Фарук Савуран. Духовно-дипломатические отношения между Турецкой Республикой и Российской Федерацией // Минарет Ислама. 2023. № 4. - С. 25-36.
-
Усенов А.М. Османско-пантюркистская стратегия Турции в странах Центральной Азии: способы и этапы достижения геополитических целей // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. 2020. Т. 20, № 11. - С. 185-191. EDN: IIEVZA
-
Щегловин Ю.Б. О деятельности Управления по делам религий Турции // Republic. 17.09.2020 - Режим доступа: http://www.iimes.ru/?p=73052 (дата обращения: 08.06.2024).
-
Эрбаш А. Мусульмане России и Турции: богатое прошлое, славное настоящее // Минарет Ислама. 2023. № 4. - С. 37-44.
-
Bay E., Alimbekov A., Mete M., Cücük E., Yokuş E. "Türk Dünyası Birliği" Algısı // Gazi Akademik Bakış. 2017. № 21. - S. 55-85.
-
Emir K. Secularism and State Religion in Modern Turkey: Law, Policy Making and the Diyanet. - I.B. Tauris & Co Ltd, 2018. - 320 p.
-
Istar Gozaydın, Ahmet Erdi Ozturk. The Management of Religion in Turkey // Republic. 05.12.2014 - Режим доступа: https://www.turkeyinstitute.org.uk/assets/docs/The-Management-of-Religion-in-Turkey.pdf (дата обращения: 08.06.2024).
-
Kemper M. Religious political technology: Damir Mukhetdinov's ‘Russian Islam' // The Image of Islam in Russia. Routledge. 2020. - Pp. 41-60.
-
Sarfati Y. Religious authority in Turkey: Hegemony and resistance // Rice University Center for the Middle East. Baker Institute for Public Policy. 2019. - Pp. 1-17.
-
Seufert G. The Changing Nature of the Turkish State Authority for Religious Affairs (ARA) and Turkish Islam in Europe // SWP Working Papers 2. 2020. - Pp. 4-43.
-
Sönmez M.F. Türkiye Diyanet Vakfinin tarihçesi ve faaliyetleri // Uluslararası Geçmişten Günümüze Karabük ve Çevresinde Dini, İlmi ve Kültürel Hayat Sempozyumu. - Karabük, 2019. - S. 464-484.
-
Uzunoğlu A. Diyanet Vakfi (Türkiye Diyanet Vakfı) // Türkiye Diyanet Vakfı İslam Ansiklopedisi. 1994. - S. 460-464.
-
Yaldız F. The Political Vision of the Organization of Turkic States: an Analysis of the Turkic World Vision 2040 // Eurasian Research Journal. 2023. Vol. 5, nо. 2. - Pp. 61-79. EDN: PJYGZP
-
Yilmaz I. Islamic populism and creating desirable citizens in Erdogan's new Turkey // Mediterranean Quarterly. 2018. Vol. 29, nо. 4. - Pp. 52-76.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Существует множество определений современности. Одно из них называет настоящее время «постпривычным» или «промежуточным периодом, когда старые ортодоксии умирают, новые еще не родились, и очень немногое имеет смысл». Данное определение в 2010 году было дано Зияуддином Сардаром, британским мусульманским мыслителем-энциклопедистом, в ключевой статье «Добро пожаловать в постпривычное время». Эта концепция стала главным структурообразующим элементом интервью с доктором Шамимом Миа (Лондон, Великобритания). В интервью были рассмотрены вопросы современной общественной жизни с точки зрения мусульманского мировоззрения в контексте постпривычного времени. В нем предлагается разбор ключевых компонентов теории постпривычного времени, таких как комплексность, хаос и противоречия, и их проявлений в современных мусульманских сообществах по всему миру. Также собеседники затронули тему разделения в современной академической науке исламоведения и мусульманских исследований, что может помочь осознанию и правильным выводам в отношении ряда острых вопросов, связанных с современным исламом и теми, кто его исповедует. В интервью была затронута и тема политического ислама, его места и роли в современном развитом обществе, а также говорилось о необходимости развития критического мышления у исповедующих ислам.
Исследование репрезентации нормативной телесности в мусульманской периодике актуализировано формированием социальной ситуации новой нормальности, которая возникла во время пандемии коронавирусной инфекции. На примерах материалов изданий «Хикмет» и «Хилял» Тюменской и Челябинской областей и ряда тематических всероссийских изданий показаны основные и дополнительные дискурсивные производства нормативной телесности, а также обнаружено противоречие между некоторыми воспроизводящимися нарративами и возникшими барьерами в процессе адаптации к новой нормальности. Поскольку в мусульманской антропологии существует приоритет медицинского знания над богословским, в дискурсивном производстве стало возможным акцентирование высшей ценности здоровья во время пандемии и положительное решение богословов о допустимости вакцинации. В исследуемых материалах сделан акцент на развитие личностных качеств мусульман, которые стали необходимыми для преодоления нарушенных инфекцией социальных порядков, при этом не проговаривались методы улучшения психического здоровья.
В статье дана оценка взглядам Мусы Бигиева в отношении роли разума в исламском праве. Разум (акл) - это особый источник права в ряде правовых систем. Таковым он является в английском и исламском праве. В эпоху «золотого века ислама» отношение к акл было несравненно выше, чем в последующий период. Во многом благодаря свободе человеческого разума исламское право развивалось весьма активно и плодотворно, создавая прочный механизм правового регулирования общественных отношений. Такое отношение обеспечило в мусульманском мире расцвет науки, поэтому обращение к теме разума, как источника исламского права имеет особую актуальность. В основе изучения роли акл в исламском праве прежде всего лежат сравнительно-правовой и историко-правовой методы исследования. Эпоху «золотого века» Муса Бигиев воспринимал как идеальное время в развитии исламской юридической науки. Акл, охвативший в то время своим влиянием всю систему источников исламского права, начал продуцировать новые концепции государственно-правового развития мусульманского мира. Эти концепции должны были обеспечить соблюдение права личности и защитить ее законные интересы, а также оградить жизнь человека от неправомерного вмешательства в нее государства. Но этого не произошло. Во второй половине XIII века эпоха «золотого века» завершилась. Разум в мусульманском мире погрузился в глубокий сон. Динамику прогрессивного развития Востока перенял Запад. Анализ взглядов Мусы Бигиева показал, что он отдавал должное эпохе европейского Ренессанса и Реформации, которые смогли восстановить величие западной цивилизации после пребывания ее мысли в «темных веках». Однако он критически высказывался касательно предложений провести подобные мероприятия в мусульманском мире. М. Бигиев считал, что ислам не нуждается в реформах, но при этом был убежден в необходимости усиления роли разума для возрождения исламского права.
В статье рассматриваются коранические мотивы и образы в макамах Абуль-Касима Махмуда аз-Замахшари, знаменитого средневекового ученого-филолога, литератора и философа из Хорезма. Блестящий знаток и толкователь Корана, он в своем труде «Ал-Кашшаф» комментирует Священную книгу мусульман не только с точки зрения её религиозных предписаний, но также как филолог, одним из первых уделяет глубокое внимание изучению стилистических достоинств, лексического богатства, риторики, красоты изречений Корана. Влияние Корана сказывается и на художественном литературном наследии аз-Замахшари, включившего много коранических реминисценций и образов, несущих в произведениях литератора различные смысловые нагрузки. Перенося нравственно-этические и эстетические ценности Корана в свои макамы, аз-Замахшари решает и воспитательные задачи среди молодежи, направляя её на путь знания и созидания, формируя высокие нравственные устои.
В статье на основе собранного в селениях Гумбетовского и Казбековского районов Дагестана полевого материала и литературных источников с использованием общенаучных методов (историко-генетический, ретроспективный и системный) и специальных методов этнологии (опрос, наблюдение) дан анализ корреляции местного и исламского компонентов в календарной и семейно-бытовой обрядности одной из субэтнических групп аварцев - гумбетовцев. Исламская составляющая в форме проведения обрядов «зикр», «мавлид», чтения сур из Корана, участия в ритуалах мусульманских священнослужителей, раздачи милостыни садакъа органически вплетена в проявляющие устойчивость архаические традиционные церемонии. Это обстоятельство свидетельствует о сложившейся многовековой практике бытования особой синкретической формы верований народов Дагестана, называемой «народный ислам». Он демонстрирует недостаточное знание большинством населения исламских канонов, нежелание в силу особенностей этнической психологии и менталитета отказываться от укоренившейся в духовной культуре традиционной обрядности, которая является значимой составляющей этнической, религиозной и культурной идентичностей в эпоху глобализации.
В статье рассмотрены некоторые особенности мусульманского города как туристического пространства, спецификация которого обусловлена особенностью исламского вероучения. Теоретические наработки немецкого социолога Макса Вебера по поводу социологии города, его экскурс в историю образования городов и городского управления, позволили нам объяснить сохранившиеся в городской культуре Дагестана традиционализм и консерватизм, которые по определению должны быть более характерны для сельской общины, но распространены среди горожан и выступают сдерживающим фактором развития туризма. В качестве подтверждающего фактологического материала выступают приведённые результаты пилотажного исследования, показавшие некоторую озабоченность различных категорий респондентов по поводу роста турпотоков, которые могут привести к социальной напряжённости в регионе. Проводимая в республике политика по развитию туристической отрасли, шаги, которые предпринимаются правительством и ведомствами - всё это напоминает «иорданский сценарий» развития туризма, который является тупиковым для Дагестана и может спровоцировать протестные настроения в неспокойном и без того регионе.
В статье рассматриваются актуальные особенности и основные характеристики развития радикального политического ислама в современной Индонезии в первой половине 2020-х гг. Новизна исследования состоит в анализе социальной и идеологической истории современного индонезийского радикального ислама в первой половине 2020-х годов. Методологически статья относится к современной междисциплинарной историографии. Предполагается, что актуальная история современного радикального ислама начинается с запрета Фронта защитников ислама. Идеология современного исламизма анализируется через призму интеллектуальной истории и истории идей. Политическая программа радикального ислама воспринимается как совокупность идеологических конструктов и изобретенных традиций. Идеологические противоречия и организационные трудности развития исламизма в Индонезии стали существенными факторами, которые влияют на векторы и траектории развития исламизма. Проанализированы идеологические особенности развития индонезийского радикального политического ислама. В статье показано, что радикальный ислам в Индонезии является единственной реальной альтернативой политической и идеологической программе, предлагаемой правящими светскими политическими элитами.
В статье рассматривается роль религиозной идентичности мусульман Индонезии в контексте противостояния двух ведущих организаций региона: Нахдатул Улама и Мухаммадии. Обе организации на начальном этапе своей деятельности в первой половине XX века призывали мусульман Индонезии вернуться к корням, к истинному исламу. Мухаммадия в своей идеологической повестке продвигала идеи возвращения к исламу времен Пророка, тогда как Нахдатул Улама отстаивала позиции национального индонезийского ислама, сформировавшегося в ходе длительного взаимодействия с буддийскими, индуистскими и анимистическими верованиями. Исследование показало, что на территории Индонезии не существует универсальной исламской религиозной идентичности, объединяющей всех мусульман региона. Во многом современное мирное сосуществование уммы обеспечено государственной концепцией «Панчасила» («Пять основ») и идеями защиты религиозного и национального многообразия, транслируемыми исламской организаций Нахдатул Улама. Любые попытки внедрить в индонезийскую умму мысль об унификации исламского пространства вызывают негативную реакцию у верующих. Это подтверждают крах исламских партий на парламентских выборах в Индонезии в 1997 году и несостоятельность политики исламской организации Мухаммадия, которая стремится распространить в регионе арабский унифицированный ислам.
Издательство
- Издательство
- ДГУ
- Регион
- Россия, Махачкала
- Почтовый адрес
- 367000, Республика Дагестан, город Махачкала, ул. Магомета Гаджиева, д. 43-а
- Юр. адрес
- 367000, Республика Дагестан, город Махачкала, ул. Магомета Гаджиева, д. 43-а
- ФИО
- Рабаданов Муртазали Хулатаевич (Ректор)
- E-mail адрес
- dgu@dgu.ru
- Контактный телефон
- +7 (872) 2682326
- Сайт
- https://dgu.ru