В статье рассмотрены некоторые особенности мусульманского города как туристического пространства, спецификация которого обусловлена особенностью исламского вероучения. Теоретические наработки немецкого социолога Макса Вебера по поводу социологии города, его экскурс в историю образования городов и городского управления, позволили нам объяснить сохранившиеся в городской культуре Дагестана традиционализм и консерватизм, которые по определению должны быть более характерны для сельской общины, но распространены среди горожан и выступают сдерживающим фактором развития туризма. В качестве подтверждающего фактологического материала выступают приведённые результаты пилотажного исследования, показавшие некоторую озабоченность различных категорий респондентов по поводу роста турпотоков, которые могут привести к социальной напряжённости в регионе. Проводимая в республике политика по развитию туристической отрасли, шаги, которые предпринимаются правительством и ведомствами - всё это напоминает «иорданский сценарий» развития туризма, который является тупиковым для Дагестана и может спровоцировать протестные настроения в неспокойном и без того регионе.
Идентификаторы и классификаторы
Не секрет, что для туристических дестинаций особенно важны объекты, в которых
находят отражение духовный облик и внутренний мир человека. Речь идет о сакральных
объектах культуры, которые в конечном счете способны уберечь человека от
обезличивания, помочь ему ощутить связь времен и поколений, получить поддержку,
необходимую в трудную минуту. Потому знакомство с инокультурной средой, её религией,
укладом, гастрономией и т. д., является важной и наиболее востребованной частью
программы туристического маршрута. Без посещения духовных и культурных центров
поездка не рассматривается как целостная, завершённая. Поэтому представляется, что
условная туристическая карта России может «маркироваться» не только по линиям
административных округов и муниципальных образований, но и по тематическому
содержанию (например, религиозному), позволяющему в полном объёме увидеть всё
культурное многообразие нашей страны и связать воедино даже отдалённые друг от друга
регионы.
Список литературы
-
Агларов М.А. Сельская община в Нагорном Дагестане в XVII - начале XIX в. - М.: Наука, 1988. - 237 с. EDN: TIRWKD
-
Альжанов А.М., Туманик А.Г. Основные этапы и памятники истории мусульманской культовой архитектуры // Творчество и современность. 2018. № 1 (5). - С. 7-11. EDN: UPMFPI
-
Бахтияров А.А. Брюхо Петербурга. Очерки столичной жизни. - Л.: РИА “Ферт”, 1994. - 224 с.
-
Берснева И.В. Мусульманские общины столичных городов России в XIV - начале XX веков // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 1-1. - С. 12-16. EDN: YWWPHV
-
Брюханова Е.А., Неженцева Н.В., Чекрыжова О.И. Мусульманское население в городах Сибири: по материалам переписи 1897 года // Журнал фронтирных исследований. 2021. Т. 6, № 4 (24). - С. 135-154. EDN: VEIUBE
-
Вебер М. Образ общества. Избранное: пер. с нем. - М.: Юрист, 1994. - 704 с.
-
Гусенова Д.А. Почему торговля является наиболее одобряемым видом хозяйствования в исламе? // Kant. 2020. № 3 (36). - С. 125-129. EDN: ZFDIZT
-
Кузеева З.З. Дагестанский туризм и дресс-код // Культурное наследие Северного Кавказа как ресурс межнационального согласия: программа и тез. докл. участ. IX Межд. науч. форума (Краснодар, 21-24 сентября 2023 г.). - М.: Институт наследия, 2023. - С. 141. EDN: ZIEVJM
-
Надырова Х.Г. Средневековые “исламские” города в зарубежной историографии // Известия КазГАСУ. 2011. № 1 (15). - С. 46-50. 10. Первая Всеобщая перепись населения Российской империи. - СПб: Изд. Центр. Стат. комитета Мин-ва внутренних дел, 1897-1905. Т. 24. - С. 237. EDN: NWDGAP
-
Рыбак Д. Побывавшие в Дагестане россияне рассказали об упреках со стороны местных жителей / Lenta.ru. 8 ноября 2022. - Режим доступа: https://lenta.ru/news/2022/11/08/dagestan/?ysclid=lwmhm2vnkc31440021.
-
Рыбак Д. Побывавшие в Дагестане россияне рассказали об упреках со стороны местных жителей / Lenta.ru. 8 ноября 2022. - Режим доступа: https://lenta.ru/news/2022/11/08/dagestan/?ysclid=lwmhm2vnkc31440021.
-
Сефербеков Р.И. Современная культура питания сельского населения Дагестана: традиционное и новое // Вестник Дагестанского государственного университета Сер. 2. Гуманитарные науки. 2022. Т. 37, вып. 1. - С. 7-23. EDN: TPDQOR
-
Сефербеков Р.И., Булатов Б.Б., Зульпукарова Э.М.-Г., Гасанова М.А., Сефербеков М.Р. Антропология дагестанского города: влияние глобализации на трансформацию культуры и быта горожан Дагестана в постсоветский период. - 2-е изд., доп. - Махачкала: Алеф, 2022. - 312 с.
-
Стародуб Т.Х. Мусульманские культовые здания в системе средневекового арабского города // Городская художественная культура Востока: сб. ст. Гос. музея искусства народов Востока. - М., 1990. - С. 190-200.
-
Шейбак В.В., Рахимова Н.Н. Аспекты безопасности россиянина, выезжающего за границу // Актуальные проблемы геологии, географии, техносферной и экологической безопасности: cборник статей XLIII Студенческой научной конференция геолого-географического факультета. - Оренбург: ИП Востриков К "Полиарт", 2021. - С. 128-132. EDN: XCJLKT
-
Ahmed Abu Al Haija. Jordan: Tourism and con ict with local communities // Habitat International. 2011, nо. 35. - Pр. 93-100.
-
Atef Al-Kharabsheh. Challenges to Sustainable Water Management in Jordan // Jordan Journal of Earth and Environmental Sciences. 2020, nо. 11 (1). - Pр. 38-48.
-
Bosworth C.E. Historic Cities of the Islamic World. - Leiden, Brill, 2007. - Р. 615.
-
Daher R. Urban regeneration/heritage tourism endeavours: the case of salt, Jordan "Local Actors, International Donors, and the State" // International Journal Heritage Studies, September, 2005, № 11(4). - Pр. 289-308.
-
Hamdouni H. Petra region and transportation (trans.), in the workshop of Petra infrastructure and tourism. Jordan: Jordanian Engineering Association, 2009.
-
Moser S. New Cities in the Muslim World: The Cultural Politics of Planning an ‘Islamic' City // Hopkins, P., Kong, L., Olson, E. (ed.) Religion and Place. Landscape, Politics and Piety. - London: Springer, Dordrecht. 2013. - Pp 39-55.
-
Shtewi M. Overview on labour force in Jordan, in the seminar: Labour force in Jordan and future horizons. - Jordan: Philadelphia University, 2008.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Существует множество определений современности. Одно из них называет настоящее время «постпривычным» или «промежуточным периодом, когда старые ортодоксии умирают, новые еще не родились, и очень немногое имеет смысл». Данное определение в 2010 году было дано Зияуддином Сардаром, британским мусульманским мыслителем-энциклопедистом, в ключевой статье «Добро пожаловать в постпривычное время». Эта концепция стала главным структурообразующим элементом интервью с доктором Шамимом Миа (Лондон, Великобритания). В интервью были рассмотрены вопросы современной общественной жизни с точки зрения мусульманского мировоззрения в контексте постпривычного времени. В нем предлагается разбор ключевых компонентов теории постпривычного времени, таких как комплексность, хаос и противоречия, и их проявлений в современных мусульманских сообществах по всему миру. Также собеседники затронули тему разделения в современной академической науке исламоведения и мусульманских исследований, что может помочь осознанию и правильным выводам в отношении ряда острых вопросов, связанных с современным исламом и теми, кто его исповедует. В интервью была затронута и тема политического ислама, его места и роли в современном развитом обществе, а также говорилось о необходимости развития критического мышления у исповедующих ислам.
Исследование репрезентации нормативной телесности в мусульманской периодике актуализировано формированием социальной ситуации новой нормальности, которая возникла во время пандемии коронавирусной инфекции. На примерах материалов изданий «Хикмет» и «Хилял» Тюменской и Челябинской областей и ряда тематических всероссийских изданий показаны основные и дополнительные дискурсивные производства нормативной телесности, а также обнаружено противоречие между некоторыми воспроизводящимися нарративами и возникшими барьерами в процессе адаптации к новой нормальности. Поскольку в мусульманской антропологии существует приоритет медицинского знания над богословским, в дискурсивном производстве стало возможным акцентирование высшей ценности здоровья во время пандемии и положительное решение богословов о допустимости вакцинации. В исследуемых материалах сделан акцент на развитие личностных качеств мусульман, которые стали необходимыми для преодоления нарушенных инфекцией социальных порядков, при этом не проговаривались методы улучшения психического здоровья.
В статье дана оценка взглядам Мусы Бигиева в отношении роли разума в исламском праве. Разум (акл) - это особый источник права в ряде правовых систем. Таковым он является в английском и исламском праве. В эпоху «золотого века ислама» отношение к акл было несравненно выше, чем в последующий период. Во многом благодаря свободе человеческого разума исламское право развивалось весьма активно и плодотворно, создавая прочный механизм правового регулирования общественных отношений. Такое отношение обеспечило в мусульманском мире расцвет науки, поэтому обращение к теме разума, как источника исламского права имеет особую актуальность. В основе изучения роли акл в исламском праве прежде всего лежат сравнительно-правовой и историко-правовой методы исследования. Эпоху «золотого века» Муса Бигиев воспринимал как идеальное время в развитии исламской юридической науки. Акл, охвативший в то время своим влиянием всю систему источников исламского права, начал продуцировать новые концепции государственно-правового развития мусульманского мира. Эти концепции должны были обеспечить соблюдение права личности и защитить ее законные интересы, а также оградить жизнь человека от неправомерного вмешательства в нее государства. Но этого не произошло. Во второй половине XIII века эпоха «золотого века» завершилась. Разум в мусульманском мире погрузился в глубокий сон. Динамику прогрессивного развития Востока перенял Запад. Анализ взглядов Мусы Бигиева показал, что он отдавал должное эпохе европейского Ренессанса и Реформации, которые смогли восстановить величие западной цивилизации после пребывания ее мысли в «темных веках». Однако он критически высказывался касательно предложений провести подобные мероприятия в мусульманском мире. М. Бигиев считал, что ислам не нуждается в реформах, но при этом был убежден в необходимости усиления роли разума для возрождения исламского права.
В статье рассматриваются коранические мотивы и образы в макамах Абуль-Касима Махмуда аз-Замахшари, знаменитого средневекового ученого-филолога, литератора и философа из Хорезма. Блестящий знаток и толкователь Корана, он в своем труде «Ал-Кашшаф» комментирует Священную книгу мусульман не только с точки зрения её религиозных предписаний, но также как филолог, одним из первых уделяет глубокое внимание изучению стилистических достоинств, лексического богатства, риторики, красоты изречений Корана. Влияние Корана сказывается и на художественном литературном наследии аз-Замахшари, включившего много коранических реминисценций и образов, несущих в произведениях литератора различные смысловые нагрузки. Перенося нравственно-этические и эстетические ценности Корана в свои макамы, аз-Замахшари решает и воспитательные задачи среди молодежи, направляя её на путь знания и созидания, формируя высокие нравственные устои.
В статье на основе собранного в селениях Гумбетовского и Казбековского районов Дагестана полевого материала и литературных источников с использованием общенаучных методов (историко-генетический, ретроспективный и системный) и специальных методов этнологии (опрос, наблюдение) дан анализ корреляции местного и исламского компонентов в календарной и семейно-бытовой обрядности одной из субэтнических групп аварцев - гумбетовцев. Исламская составляющая в форме проведения обрядов «зикр», «мавлид», чтения сур из Корана, участия в ритуалах мусульманских священнослужителей, раздачи милостыни садакъа органически вплетена в проявляющие устойчивость архаические традиционные церемонии. Это обстоятельство свидетельствует о сложившейся многовековой практике бытования особой синкретической формы верований народов Дагестана, называемой «народный ислам». Он демонстрирует недостаточное знание большинством населения исламских канонов, нежелание в силу особенностей этнической психологии и менталитета отказываться от укоренившейся в духовной культуре традиционной обрядности, которая является значимой составляющей этнической, религиозной и культурной идентичностей в эпоху глобализации.
В статье рассматриваются актуальные особенности и основные характеристики развития радикального политического ислама в современной Индонезии в первой половине 2020-х гг. Новизна исследования состоит в анализе социальной и идеологической истории современного индонезийского радикального ислама в первой половине 2020-х годов. Методологически статья относится к современной междисциплинарной историографии. Предполагается, что актуальная история современного радикального ислама начинается с запрета Фронта защитников ислама. Идеология современного исламизма анализируется через призму интеллектуальной истории и истории идей. Политическая программа радикального ислама воспринимается как совокупность идеологических конструктов и изобретенных традиций. Идеологические противоречия и организационные трудности развития исламизма в Индонезии стали существенными факторами, которые влияют на векторы и траектории развития исламизма. Проанализированы идеологические особенности развития индонезийского радикального политического ислама. В статье показано, что радикальный ислам в Индонезии является единственной реальной альтернативой политической и идеологической программе, предлагаемой правящими светскими политическими элитами.
В результате исследования авторы приходят к выводу о потенциальном совпадении публичных дискурсов изучаемых субъектов по теме консолидации, формирования единого образа будущего мусульманского и тюркоязычного мира. С точки зрения идеологии и с учетом сложившейся практики взаимодействия, публичная позиция Диянета по консолидации мусульман и тюркоязычных народов, традиционно исповедующих ислам, пересекается с конструктом неоевразийского толка, выразителями которого с той или иной степенью активности являются ведущие российские мусульманские организации (прежде всего Духовное управление мусульман Российской Федерации, Центральное духовное управление мусульман России). При этом интерес Диянета к северокавказским муфтиятам и муфтияту Татарстана сравнительно слабо проявляется в публичном пространстве, однако является весьма устойчивым.
В статье рассматривается роль религиозной идентичности мусульман Индонезии в контексте противостояния двух ведущих организаций региона: Нахдатул Улама и Мухаммадии. Обе организации на начальном этапе своей деятельности в первой половине XX века призывали мусульман Индонезии вернуться к корням, к истинному исламу. Мухаммадия в своей идеологической повестке продвигала идеи возвращения к исламу времен Пророка, тогда как Нахдатул Улама отстаивала позиции национального индонезийского ислама, сформировавшегося в ходе длительного взаимодействия с буддийскими, индуистскими и анимистическими верованиями. Исследование показало, что на территории Индонезии не существует универсальной исламской религиозной идентичности, объединяющей всех мусульман региона. Во многом современное мирное сосуществование уммы обеспечено государственной концепцией «Панчасила» («Пять основ») и идеями защиты религиозного и национального многообразия, транслируемыми исламской организаций Нахдатул Улама. Любые попытки внедрить в индонезийскую умму мысль об унификации исламского пространства вызывают негативную реакцию у верующих. Это подтверждают крах исламских партий на парламентских выборах в Индонезии в 1997 году и несостоятельность политики исламской организации Мухаммадия, которая стремится распространить в регионе арабский унифицированный ислам.
Издательство
- Издательство
- ДГУ
- Регион
- Россия, Махачкала
- Почтовый адрес
- 367000, Республика Дагестан, город Махачкала, ул. Магомета Гаджиева, д. 43-а
- Юр. адрес
- 367000, Республика Дагестан, город Махачкала, ул. Магомета Гаджиева, д. 43-а
- ФИО
- Рабаданов Муртазали Хулатаевич (Ректор)
- E-mail адрес
- dgu@dgu.ru
- Контактный телефон
- +7 (872) 2682326
- Сайт
- https://dgu.ru