ISSN 2587-6953 · EISSN 2782-5868
Язык: ru

Статья: Параметры когнитивного потенциала учебного текста (2024)

Читать онлайн

ВВЕДЕНИЕ. Предметом исследования является когнитивный потенциал учебного текста. Цель исследования заключается в определении параметров когнитивного потенциала учебного текста, составляющих его концептуальную модель. Актуальность исследования объясняется недостаточной изученностью когнитивных характеристик учебного текста как средства познавательной деятельности.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Применены метод обобщения, систематизации и сравнения теоретического и практического материала, а также метод моделирования. В качестве материала для теоретического и практического анализа использованы отечественные и зарубежные исследования по проблеме учебного текста и электронные англоязычные учебные тексты для обучения английскому языку.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Для обобщения данных характеристик использовано понятие когнитивного потенциала. Под когнитивным потенциалом учебного текста понимается его способность накапливать, хранить и передавать в языковой форме различные типы знания. На основании отмеченной способности предложена модель когнитивного потенциала текста, включающая три основных параметра: целевой, параметр участников учебной деятельности и собственно текстовый параметр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Сделан вывод о взаимосвязи и неоднородности параметров. Отмечено, что некоторые параметры имеют уровневую структуру, поскольку субъектами познавательной деятельности являются автор и адресат учебного текста, а текстовый параметр должен рассматриваться в концептуальном и языковом аспектах. Развитие исследования может дополнить и уточнить предлагаемую модель когнитивного потенциала учебного текста. Перспектива заключается в изучении соотношения форматов знания, уровней знания в учебном тексте, а также изучении когнитивных и языковых моделей и механизмов формирования и репрезентации смысла.




Ключевые фразы: учебный текст, когнитивный потенциал текста, целевой параметр, параметр участников, собственно текстовый параметр, концептуальный уровень, языковой уровень
Автор (ы): КАЩЕЕВА Анна Владимировна
Журнал: НЕОФИЛОЛОГИЯ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
296.781.
Для цитирования:
КАЩЕЕВА А. В. ПАРАМЕТРЫ КОГНИТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧЕБНОГО ТЕКСТА // НЕОФИЛОЛОГИЯ. 2024. ТОМ 10, № 1