ISSN 2587-6953 · EISSN 2782-5868
Язык: ru

Статья: Рецепция «мифа Достоевского» в философском творчестве Н.А. Бердяева и В.И. Иванова (2024)

Читать онлайн

ВВЕДЕНИЕ. Статья посвящена рассмотрению особенностей рецепции художественной ан- тропологии Ф.М. Достоевского в философских работах мыслителей «русского религиозного ренессанса». Актуальность такой постановки вопроса состоит в широком исследовательском интересе к междисциплинарному изучению творчества Достоевского на пересечении литературоведения, философии, культурологии; в активном обращении современных литературоведов и философов к вопросам «присутствия» Достоевского в культуре ХХ века; а также в значимости философских открытий Н.А. Бердяева и В.И. Иванова для исследований художественной философии Достоевского. Научная проблема кроется в самой глубине влияния философского мировоззрения Достоевского на литературу и философию последующего века, которая до сих пор не прояснена полностью. Целью исследования является выявление и характеристика основных особенностей рецепции художественной антропологии Достоевского в философских работах Н.А. Бердяева и В.И. Иванова.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Авторы обращаются к объекту исследования – философскому творчеству Н. Бердяева и В. Иванова, вписанному в контекст рецепции «мифа Достоевского», опираясь на интертекстуальный и историко-генетический методы в контексте общего герменевтического подхода.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Ф.М. Достоевский всем своим художественным и публицистическим творчеством совершил сдвиг в понимании человека, в его произведениях был реализован новый подход к художественной антропологии, отводившей человеку совершенно особое место. Как мы можем увидеть, в своѐм антропоцентрическом мировоззрении Достоевский даѐт философский синтез абсолютности отдельной личности и принципа духовного единства всех людей. Эпоха русского религиозного ренессанса сыграла уникальную роль в истории рецепции художественных открытий и философских интуиций Достоевского.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Ф.М. Достоевский был, как считали Н.А. Бердяев, А.Ф. Лосев, Д.С. Мережковский, духовным первоисточником мысли всего Серебряного века, вставшей «под знак» Достоевского, поскольку именно он с силой актуализировал мир апокалиптического самоопределения человека. Антроподицея Н.А. Бердяева погружена в особую эсхатологическую атмосферу, в которой философ и обращается к творчеству писателя. В интерпретации В.И. Иванова мистический реализм Достоевского обнажает вечную «трагедию духа», разыгрывающуюся между божественным и тварным началами в человеке.

Ключевые фразы: русский религиозный ренессанс, эсхатология, художественная антропология, персонализм, ТРАГЕДИЯ, миф Достоевского
Автор (ы): СЕРЕБРЯКОВ Анатолий Алексеевич, ЖЕЛЕЗНЯК Дарья Романовна
Журнал: НЕОФИЛОЛОГИЯ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
82.0. Теория литературы. Изучение литературы. Литературная техника Данные специальные определители применяются в классах всех национальных литератур, а также в классах литературных жанров, например,
Для цитирования:
СЕРЕБРЯКОВ А. А., ЖЕЛЕЗНЯК Д. Р. РЕЦЕПЦИЯ «МИФА ДОСТОЕВСКОГО» В ФИЛОСОФСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ Н.А. БЕРДЯЕВА И В.И. ИВАНОВА // НЕОФИЛОЛОГИЯ. 2024. ТОМ 10, № 1