Авторы неопубликованного перевода эссе П.Л. Бергера, написанного в начале 1990-х годов и увидевшего свет в журнале “Society” (1992), показывают актуальность и удивительную своевременность этой работы для широкой читательской аудитории. Социологическая наука подчас переживает кризисы и заходит в тупики как в теории, так и в области эмпирических исследований. Современные глобальные события усугубляют эти кризисные явления, и иногда создается впечатление, что социология больше не может справиться с исследованием и объяснением новых явлений и процессов. С точки зрения авторов, П.Л. Бергер, сетуя на недостатки современной ему социологической теории и недальновидность социологов, парадоксальным образом не разочаровывается в социологии и не отталкивает от нее, а еще раз и более настойчиво приглашает заняться этой наукой, вспомнив о том, что писали и делали классики социологии.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 316. Социология
Любопытно, что критическое эссе Питера Людвига Бергера (1929–2017)«(Не)приглашение в социологию?» (1992) фактически неизвестно профессиональной российской публике, тогда как «Приглашение в социологию» (1963) [Бергер, 1996], написанное более 60 лет назад, знают многие, прежде всего представители социальных наук, студенты и выпускники социологического бакалавриата. Поэтому заголовок «(Не)приглашение в социологию?» выглядит несколько неожиданным. Удивление от прочтения данного заголовка оказывается весьма оправданным — теперь Бергер уже не намерен приглашать в социологию? Очевидно, что взгляды Бергера эволюционировали, приняв более критический характер относительно социологии и социологов.
Список литературы
- Бергер П.Л. Капиталистическая революция: 50 тезисов о процветании, равенстве и свободе / Пер. с англ. Г.П. Бляблиной. М.: Прогресс; Универс, 1994.
- Бергер П.Л. Приглашение в социологию: гуманистическая перспектива / Под ред. Г.С. Батыгина / Пер. с англ. О.А. Оберемко. М.: Аспект пресс, 1996.
- Бергер П.Л. Священная завеса. Элементы социологической теории религии / Под ред. С.И. Елагиной / Пер. с англ. Р. Сафроновой. М.: Новое литературное обозрение, 2019.
- Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / Пер. с англ. Е.Д. Руткевич. М.: Медиум, 1995.
- Бергер П.Л., Бергер Б., Коллинз Р. Личностно-ориентированная социология / Пер с англ. В.Ф. Ануриной. М.: Академический проект, 2004. EDN: QOCTFX
- Гофман А.Б. “Интер”, “мульти”, “транс”, и “пост”: социология, дисциплинарность и постмодернизм // Социологические исследования. 2021. № 2. С. 15-25. DOI: 10.31857/S013216250013028-3 EDN: HJAWRU
- Иллуз Е. Почему любовь ранит? Социологическое объяснение / Пер. с англ. С.В. Сидоровой. М.; Б.: Директ-Медиа Паблишинг, 2020.
- Миллс Ч.Р. Социологическое воображение / Под ред. Г.С. Батыгина / Пер. с англ. О.А. Оберемко. М.: Издательский Дом NOTA BENE, 2001.
- Многоликая глобализация: Культурное разнообразие в современном мире / Под ред. П. Бергера, С. Хантингтона / Пер. с англ. В.В. Саповой. М.: Аспект Пресс, 2004.
-
Покровский Н.Е., Симонова О.А., Матвеева Е.В. Социология и общество в ХХI веке: кризисы и образы будущего (круглый стол) // Социологические исследования. 2020. № 4. C. 50-59. DOI: 10.31857/S013216250009157-5 EDN: EWHOEQ
-
Руткевич Е.Д. Питер Бергер - полвека творческого пути // Социологические исследования. 2011. № 1. С. 114-123. EDN: LVYJGT
-
Харрис С. Приглашение в социологию эмоций / Пер. с англ. О.А. Симоновой. М.: Изд. дом ВШЭ, 2020. DOI: 10.17323/978-5-7598-2308-7 EDN: NZEOHZ
-
Шацкий Е. История социологической мысли. Том 1-2. М.: Новое литературное обозрение, 2018.
-
Becker H.S., Rau W.C. Sociology in the 1990s // Society. 1992. Vol. 30. № 1. P. 70-74. DOI: 10.1007/BF02719108 EDN: IXPHYT
-
Bell M.M., Ashwood L.L. An Invitation to Environmental Sociology. New York: Sage Publications, 2015.
-
Berger P.L. Sociology: A Disinvitation? // Society. 1992. Vol. 30. № 1. P. 12-18. DOI: 10.1007/BF02719100 EDN: GYFCEU
-
Berger Р., Kellner Н. Sociology Reinterpreted: An Essay on Method and Vocation. New York: Anchor Press, 1981.
-
Bourdieu P., Wacquant L.J. An Invitation to Reflexive Sociology. Chicago: University of Chicago Press, 1992.
-
Hollander P. Sociology and the Collapse of Communism // Society. 1992. Vol. 30. № 1. P. 26-32. DOI: 10.1007/BF02719102 EDN: UENWQF
-
Selznick P. Review of Invitation to Sociology: A Humanistic Perspective // American Sociological Review. 1964. № 29. P. 285-286. DOI: 10.2307/1317637
-
Zuckerman P. Invitation to the Sociology of Religion. London: Routledge, 2010.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматривается 7-аспектная модель М. Шрайнера и его коллег по оценке экономической эффективности социальных программ на примере технологии «Организация работы междисциплинарной команды специалистов со случаем нарушения прав и законных интересов ребенка». Методом служит когнитивное интервью с экспертом, внедряющим данную социальную технологию, с помощью которого автор проверяет, насколько корректно были эксплицированы аспекты эвалюативной модели Шрайнера, насколько адекватно отечественному контексту воспринимаются отраженные в модели понятия и связанные с ними смыслы, а также насколько исчерпывающими предложенные элементы модели. Помимо этого, отдельное внимание уделяется возможности применения данной оценочной модели в рамках российской практики социальной работы. Учитывая контекст и оцениваемую технологию, в интервью помимо вопросов, направленных на аспекты эвалюативной модели, интегрируется блок вопросов, связанных с влиянием менеджмента на эффективность социального вмешательства. В результате проведенного анализа предлагаются уточнения как по когнитивному переосмыслению инструментария, так и самой базовой модели Шрайнера. Обосновывается необходимость модернизации модели М. Шрайнера и включения в нее новых переменных, которые могут влиять на итоговую экономическую эффективность социальной технологии.
В статье анализируются практики заботы о здоровье женщин из семей с низким социально-профессиональным статусом. В исследовании используется аналитическая категория «забота», под которой понимается особый вид домашнего труда, направленного на поддержание и сохранение своего здоровья и здоровья членов семьи. Для анализа практик в отношении здоровья применена концепция «жизненного стиля в отношении здоровья», разработанная в социологии медицины. Эмпирическую основу составляют проведенные в Санкт-Петербурге 16 интервью с женщинами из семей, члены которых не имеют высшего образования и заняты на работах с неблагоприятными условиями труда (по оценке информанток). В исследовании ставился вопрос о том, в каких ситуациях и каким образом женщины, принадлежащие к данной группе, осуществляют заботу о своем здоровье. Женщины с низким социально-профессиональным статусом, заботясь о близких, редко обращаются за медицинской помощью для себя. Их отношение к собственному здоровью можно охарактеризовать как инструментальное. Обнаружено, что в контексте опыта материнства отношение к здоровью меняется, оно становится более самосохранным, не утрачивая при этом инструментальности, но уже в интересах ребенка.
Конструирование национальной идентичности в цифровом обществе все больше перемещается в социальные сети, ставшие сценами для самовыражения, где она приобретает характер виртуального перформанса. Быть Х означает исполнять роль Х настолько убедительно, чтобы в это поверили зрители. При этом роль может в разной степени репрезентировать личность - от отражения, стремящегося к зеркальности, до симулякра, то есть символа, за которым не стоит реальное означаемое. Цифровая роль, оторванная от самосознания, может быть мотивирована как коммерческой стратегией борьбы за расширение аудитории и/или выполнения заказа, так и служебными функциями чиновника, менеджера или активиста, которым поручено создавать в сетях необходимые заказчику настроения.Статья представляет результаты эмпирического исследования технологий репрезентации национальной идентичности молодыми русскоговорящими блогерами. Основной исследовательский вопрос: в чем специфика технологии конструирования национальной идентичности в этой сети? Сбор эмпирических данных проведен с помощью анализа блогов в TikTok, где единицей анализа выступает блог как кейс. Национальная идентичность «исполняется» с помощью системной демонстрации национальной самоидентификации, языка, костюма, кухни; музыки; декораций (природа/интерьер дома и т.д.), национальных ритуалов и повседневных обычаев, туристических предпочтений. Потребность в национальной самоидентификации возрастает, во-первых, в мультикультурном контексте или в статусе меньшинства, во-вторых, в ситуациях национально окрашенных конфликтов, когда растет необходимость обозначить границу между «нами» и «ними» с помощью символов.
Статья посвящена медсестринскому труду, реализуемому в (не)благоприятных и (не)безопасных условиях, влияющих на эмоциональное и физическое состояние медсестер. Используя некоторые идеи неовеберианского подхода и остановившись на пандемическом кризисе как событии, разоблачившем незащищенность медсестринской практики, автор рассматривает разные вариации усовершенствования, в том числе самими медицинскими сестрами, условий их трудовой деятельности. Основная цель статьи - обобщить имеющиеся представления о медсестринской повседневности в период пандемии COVID-19 на основе зарубежных исследований, опубликованных в одном из авторитетных журналов, посвященных изучению медсестринских сообществ. На материалах отобранных статей представлены и описаны условия труда медицинских сестер, выявлены способы преодоления обусловленных пандемией трудностей, встречающихся в ежедневной медсестринской практике, среди которых самоорганизация и свобода принятия своевременных решений медсестринским персоналом. Показано, что признание менеджерами и врачами роли медицинских сестер в преодолении пандемического кризиса, предоставление им возможности быть услышанными, влиять на изменение условий труда и принимать участие в управлении рисками могут положительно сказаться на их эмоциональном и физическом состоянии, а также сократить количество реальных угроз, дезорганизующих медсестринский труд и качество ухода за пациентами. Статья вносит вклад в изучение медсестринского труда во время пандемии и дает представление о некоторых направлениях зарубежных исследований, развитие которых представляется важным и в рамках российской исследовательской практики.
В чем арт-сообщество видит ценность современного искусства? Данный вопрос обсуждается на основе 16 интервью с художниками, галеристами, кураторами и коллекционерами. Рынок современного искусства трактуется как «креативная индустрия», которая объединяет акторов, участвующих в производстве, дистрибуции и потреблении предметов искусства. Методология исследования построена на антропологическом подходе Игоря Копытоффа, идеях дискурсивной психологии Рома Харре, системе оценивания в креативной индустрии Ханны Вол и других, согласно которым история перемещений культурных объектов по социальному пространству и сопутствующие им дискурсы являются источником символических значений. Описаны рыночные практики дистрибуции предметов искусства: критерии отбора художников в галереи, юридические аспекты дистрибуции и потребления предметов искусства, неформальные практики покупок, моральные и прагматичные табу на покупку предметов искусства. Реконструированы четыре логики обоснования ценности предметов искусства: коммерческий успех, свидетельство времени, интеллектуальное развитие, эмоциональное переживание. Продемонстрировано, что потребление как коллекционерская практика требует следования правилам «профессионального подхода» для признания в арт-сообществе.
Издательство
- Издательство
- ФНИСЦ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- Юр. адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- ФИО
- Черныш Михаил Федорович (Директор)
- E-mail адрес
- fnisc@fnisc.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 1250079
- Сайт
- https://www.fnisc.ru