Под инициацией предложено рассматривать совокупность испытаний, проводимых в специально организованных условиях под присмотром наставника с целью преодоления трудностей и перехода студента от позиции наблюдателя, потребляющего контент, к роли автора-творца. Вслед за В. С. Мухиной и В. С. Басюком инициации понимаются как практические действия, требующие послушания, выносливости, здравомыслия и мужества. В рамках исследования предложено использовать понятие «триада инициаций», включающее несколько последовательных этапов перехода («желание» (хочу) – «необходимость» (надо) – «готовность к действию» (могу)) в специально организованных условиях, опирающихся на идеи Э. Берна о структуре личности.
Идентификаторы и классификаторы
Одной из ключевых задач периода студенчества в жизни человека является профессиональное самоопределение. За это время с будущей профессией необходимо познакомиться в теории и на практике. Руководители региональных средств массовой информации Кузбасса, принимая на практику студентов первого – второго курсов направления «Журналистика», отмечают, что практиканты имеют теоретическое представление о профессии, не до конца понимают, как устроена работа редакции, суть своей временной роли в коллективе, оказываются психологически не готовыми к новым задачам и обстоятельствам.
Список литературы
- Геннеп А. ван. Обряд перехода: Систематическое изучение обрядов / пер. с франц. Ю. В. Ивановой, Л. В. Покровской. М., 2002.
- Ефимкина Р. П. Социально-психологическое содержание возрастных кризисов женщины в инициатических сюжетах волшебных сказок: автореф. дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2003.
- Демина Н. В. Институционализация в сообществе ученых: защита кандидатской диссертации как обряд перехода // Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. № 1. С. 97–112.
- Мокшина Е. А., Мальцева Е. Ю. Педагогическая инициация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72–3. С. 242–244.
- Мухина В. С., Басюк В. С. Инициации подростков как условие личностного роста: проведение инициаций страхом // Развитие личности. 2011. № 1. С. 133–154.
- Проценко Л. М. Социально-психологические инициации подростков во временных объединениях как условие развития личности: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2001.
- Сидоришин Ф. А. Психологические инициации как средство повышения эффективности межличностного общения и рефлексии у подростков во временных объединениях: На материале работы психолога в летних лагерях отдыха: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1999.
- Хухлаева О. В. Психология подростка. М., 2004.
- Зимина И. С. Современный вариант инициации в процессе взросления подростков // Педагогическое образование в России. 2010. № 2. С. 75–82.
- Випулис И. В. Ритуальный комплекс архаической инициации в процессе культурогенеза: автореф. дис. … канд. культурологии. М., 2021.
- Головко А. В. Инициация как ритуальная практика // Система ценностей современного общества. 2016. № 46. С. 13–18.
- Лисина Е. А. Инициация как недостаточный ритуал современного социума // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. 2017. № 3–4. С. 23–26.
- Шкурина Т. Г. Инициация как социальная практика // Вестник Самарского государственного университета. 2011. № 85. С. 60–65.
- Капишин А. Е. Инициация в традиционных культурах как социальная практика // Теория и практика общественного развития. 2016. № 12. С. 57–62.
- Белова Т. Л., Золотова Т. А., Логинова А. В., Сергеева И. Б. Обряды посвящения в молодежной среде: традиции и новации // Вестник Марийского государственного университета. 2017. № 2 (26). С. 7–17.
- Дзвоник В. П. Инициация как инструмент развития лидерских качеств социально активных старшеклассников (на примере школы лидеров КемГУ «Кузбасс беспокойных сердец») // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2019. № 4 (12). С. 309–315.
- Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1989.
- Терентьева В. Б. Взгляд на взрослость с позиций инициации // Вестник Новосибирского государственного аграрного университета. 2006. № 4. С. 130–133.
- Берн Э. Трансактный анализ в психотерапии / пер. с англ. Н. Ф. Цветковой. СПб., 1992.
- Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М., 2004.
- Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Диагностика «эмоционального интеллекта» (Н. Холл) // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. C. 57–59.
- Реан А. А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования: практикум. СПб., 2006.
Выпуск
Другие статьи выпуска
26 августа 1910 г. Встречу организовал Рихард Непаллек*. Нидерланды, Лейден, отель «Золотой лев». Место встречи: Ин ден Вергульден Тюрк**.
Аналитический разговор во время четырехчасовой прогулки по городу Лейдену. Вдоль Академического корпуса, Ботанического сада и Рапенбурга***. Встреча завершилась поздно вечером.
С. С. Аверинцев филолог, богослов, философ. Автор четырехтомного собрания: «Многоценная жемчужина», «София-Логос Словарь», «Евангелие от Матфея. Евангелие от Марка. Евангелие от Луки. Книга Иова. Псалмы Давидова», «Связь времен».
В «Словарь» вошли все наиболее значительные статьи С. С. Аверинцева, написанные для энциклопедий и словарей. Среди этих статей важно назвать «Византийскую философию», «Нашу философию» – материалы, которые обращены к той же проблеме, к которой обращается мыслитель в публикуемой здесь статье, посвященной двум типам духовности, рожденным Византией и Русью. Автор рассматривает связь позиций православной Византии и Руси в контексте типов духовности.
Рассматривается внедрение STEM – и STEAM-технологий для развития речи детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Обсуждается значимость современных технологий в работе логопедов над улучшением коммуникативных навыков детей с ОВЗ. Подчеркивается необходимость разработки и использования инновационных методов, таких как STEAM-технологии, для стимулирования творческого потенциала детей и обогащения их образовательного опыта. Также анализируется эффективность различных подходов, включая игры, конструкторы и модули обучения, в контексте развития речи, мышления и творческого воображения детей.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью выявления личностных механизмов, способствующих социализации иностранных студентов. Цель исследования – выявление особенностей развития личности в контексте механизмов идентификации и обособления. Методологической основой исследования является идея академика РАО, доктора психологических наук, профессора В. С. Мухиной о механизмах идентификации и обособления, опосредующих процессы социализации (уподобление другим людям через присвоение всесторонней человеческой и социальной сущности) и индивидуализации (развитие собственного «Я», стремление к отстаиванию своей уникальности). Развитие личности через механизмы идентификации и обособления – противоречивый процесс, сопровождающийся вариациями личностных черт, позитивными и негативными эмоциями. Исследование проведено среди студентов-иностранцев первых и выпускных курсов. Студенты первых курсов набирают более высокие баллы по шкалам «экстраверсия – интроверсия», «привязанность – отдаленность», «контролирование – естественность», «эмоциональность – эмоциональная сдержанность», что обусловливает личностные черты: энергичность, сотрудничество, стремление к достижениям, эмоциональную стабильность. Социальное развитие студентов первых курсов в контексте механизма идентификации идет в направлении совершенствования личностных качеств, обеспечивающих возможность успешной адаптации в стране пребывания. Выявлена личностная тревожность студентов выпускных курсов, их склонность к частым и интенсивным переживаниям, тревожности и беспокойству. Известно, что тревожность имеет приспособительное значение и является неотъемлемой частью личности, адаптирующейся к новым условиям. Механизмы идентификации и обособления имеют место там, где студенты мобилизуют внутренние ресурсы при столкновении с трудностями. По шкале «игривость – практичность» у студентов первых и выпускных курсов выражены высокие баллы, что говорит о готовности иностранных студентов успешно адаптироваться к новой среде, об открытости опыту, гибкости реагирования на инокультурные ситуации. Механизмы идентификации и обособления дают основание для позиций открытости/закрытости опыту, которые определяют развитие личности. В выраженности личностных черт студентов в зависимости от курса обучения закономерно и неоднозначно проявляются парные механизмы идентификации и обособления, определяющие процесс присвоения сущностных черт члена общества и постепенной индивидуализации через обособление.
Издательство
- Издательство
- МПГУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119991, ЦФО, Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, строение 1.
- Юр. адрес
- 119991, ЦФО, Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, строение 1.
- ФИО
- Алексей Владимирович Лубков (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- mail@mpgu.su
- Контактный телефон
- +7 (499) 2466011