Методика обучения литературе как педагогическая наука в Республике Таджикистан определяет цели и задачи преподавания литературы в средней и высшей школе, содержание литературного образования, разрабатывает научные критерии отбора произведений для изучения из богатейшей сокровищницы мировой литературы, наиболее эффективные методические приемы, посредством которых учащиеся познают ценность изученных литературно-художественных произведений, и при этом опирается на традиции советской и российской методики преподавания литературы. В статье обращается внимание на особую значимость звуковой и зрительной наглядности в обучении, которая активизирует работу воображения, рождает ассоциации, выводит на сопоставления. Использование сопоставительного анализа произведений таджикской и русской классической литературы, освоение изобразительных средств родного и русского языка, адаптация российских учебников по литературе для условий работы в Республике Таджикистан, реализация когнитивного и креативного подходов, игровых технологий обучения – все это рассматривается в качестве эффективных методических путей совершенствования преподавания русской классической литературы в университетах Республики Таджикистан.
Идентификаторы и классификаторы
Методика изучения русской классической литературы в университетах Республики Таджикистан тесно связана с другими смежными науками, среди которых языкознание, литературоведение, эстетика, педагогика, психология. При этом она основывается на традициях советской и российской методики преподавания русской литературы в национальной школе, заложенных в трудах А.А. Липаева, К.В. Мальцевой, З.С. Смелковой, Л.В. Тодорова, М.В. Черкезовой и др. [3; 5; 7–9], учитывает поиски и достижения современных специалистов, занимающихся вопросами изучения русской литературы в национальной средней и высшей школе, в том числе и в Республике Таджикистан [1; 4; 10].
Список литературы
- Аминов А.Д., Прокофьева И.О. Специфика изучения русской литературы // Междисциплинарность науки как фактор прогресса: сборник статей международной научной конференции (Вологда, май 2023 г.). СПб., 2023. С. 16–18. [Aminov A.D., Prokofyeva I.O. Specifics of studying Russian literature. Mezhdisciplinarnost nauki kak faktor progressa. Sbornik statej mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii (Vologda, may 2023 g.). St. Petersburg, 2023. Pp. 16–18. (In Rus.)]
- Барышникова Е.Н., Саидов З.З. Актуальные принципы и критерии отбора художественного текста при работе с таджикскими учащимися // Филологические науки. 2020. № 3. С. 295–299. [Baryshnikova E.N., Saidov Z.Z. Current principles and criteria for selecting a literary text when working with Tajik students. Filologicheskie nauki. 2020. No. 3. Pp. 295–299. (In Rus.)]
- Липаев А.А. Изучение произведений русской литературы в национальной школе. VIII–X классы. М., 1957. [Lipaev A.A. Izuchenie proizvedenij russkoj literatury v nacionalnoj shkole. VIII–X klassy [Studying works of Russian literature in national schools. VIII–X grades]. Moscow, 1957.]
- Меркулова Г.Т. Использование игровых практик и технологий на уроках русского языка и литературы в таджикской школе // Международный научный конгресс «Русский язык в глобальном научном и образовательном пространстве» (6–10 декабря 2021 г.): сборник материалов: в 3 ч. Ч. II. М., 2021. С. 67–69. [Merkulova G.T. The use of gaming practices
and technologies in Russian language and literature lessons in a Tajik school. Mezhdunarodnyj nauchnyj kongress «Russkij yazyk v globalnom nauchnom i obrazovatelnom prostranstve» (6–10 dekabrya 2021 g.). In 3 parts. Part II. Moscow, 2021. Pp. 67–69. (In Rus.)] - Методика объяснительного и литературного чтения в национальной школе / под ред. К.В. Мальцевой, З.С. Смелковой. Л., 1978. [Metodika obyasnitelnogo i literaturnogo chteniya v nacionalnoj shkole [Methods of explanatory and literary reading in the national school]. K.V. Maltseva, Z.S. Smelkova (eds.). Leningrad, 1978.]
- Нагзибекова М.Б., Ходжиматова Г.М. Из опыта работы над адаптацией учебников по русскому языку и литературе для русскоязычных школ Республики Таджикистан // Современный учебник русского языка для средней школы: теория и практика: материалы международной научно-практической конференции (Москва, 25–26 марта 2021 г.) / отв. ред. А.Д. Дейкина, В.Д. Янченко. М., 2021. С. 409–414. [Nagzibekova M.B., Hodzhimatova G.M. From the experience of working on the adaptation of textbooks on Russian language and literature for Russian-language schools in the Republic of Tajikistan. Sovremennyj uchebnik russkogo yazyka dlya srednej shkoly: teoriya i praktika. Materialy mezhdunarodnoj nauchnoprakticheskoj konferencii (Moskva, 25–26 marta 2021 g.). A.D. Dejkina, V.D. Yanchenko (eds.). Moscow, 2021. Pp. 409–414. (In Rus.)]
- Смелкова З.С. Слово в художественном тексте. Преодоление языковых трудностей при изучении русской литературы в национальной школе. М., 1980. [Smelkova Z.S. Slovo v hudozhestvennom tekste. Preodolenie yazykovyh trudnostej pri izuchenii russkoj literatury v nacionalnoj shkole [The word in a literary text. Overcoming language difficulties when studying Russian literature in a national school]. Moscow, 1980.]
- Тодоров Л.В. Методика изучения поэтических произведений на уроках русской литературы в национальной школе РСФСР: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 1988. [Todorov L.V. Metodika izucheniya poeticheskih proizvedenij na urokah russkoj literatury v nacionalnoj shkole RSFSR [Methodology for studying poetic works in Russian literature lessons at the national school of the RSFSR]. PhD Dis. Moscow, 1988.]
- Черкезова М.В. Проблемы преподавания русской литературы в инокультурной среде: методическое пособие. М., 2007. [Cherkezova M.V. Problemy prepodavaniya russkoj literatury v inokulturnoj srede [Problems of teaching Russian literature in a foreign cultural environment]. Moscow, 2007.]
- Якубова А.А., Саидов З.З. Стимулирование чтения художественных произведений на русском языке // Научно-педагогическое обозрение. 2022. № 2. С. 24–31. [Yakubova A.A., Saidov Z.Z. Stimulating reading works of fiction in Russian. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. 2022. No. 2. Pp. 24–31. (In Rus.)]
- Ятимов А.Р. Восприятие лирических стихотворений студентами педагогических университетов Республики Таджикистан // Современное литературное образование: традиции и стратегии развития. XXVII Голубковские чтения: материалы международной научно-практической конференции [Yatimov A.R. Perception of lyrical poems by students of pedagogical universities of the Republic of Tajikistan. Sovremennoe literaturnoe obrazovanie:
tradicii i strategii razvitiya. XXVII Golubkovskie chteniya. V.F. Chertov (ed.). Moscow, 2020. Pp. 118–120. (In Rus.)] - Ятимов А.Р., Валиев Н.У. Методика преподавания русской литературы в национальной школе // Вестник педагогического университета. 2020. № 4. С. 130–133. [Yatimov A.R., Valiev N.U. Methods of teaching Russian literature in national schools. Vestnik pedagogicheskogo universiteta. 2020. No. 4. Pp. 130–133. (In Rus.)]
Выпуск
Другие статьи выпуска
В 2023 г. среди российских подростков, которые изучают иностранный (английский) язык в школах и заведениях среднего профессионального образования, был проведен опрос, посвященный самооценке языковых способностей и оценке различных параметров, касающихся преподавания иностранного (английского) языка в российских учебных заведениях. Одним из параметров для оценки были профессиональные стили педагогов в различных разрезах учебной работы (подготовка к занятиям, план рование хода урока, подход к подаче материала, мотивирование учащихся, разрешение конфликтов и др.). Опрос позволил выявить, что подростки в основном оценивают уровень своих языковых способностей как средний, но в их видении учителя английского языка чаще являются профессионалами с достаточным уровнем предметной подготовки и коммуникативных компетенций. По результатам исследования автор делает вывод о том, что к стараниям учителей и умению работать с аудиторией чаще положительно относятся более способные, ответственные и заинтересованные ученики, которые применяют и осваивают язык не только на уроках, но и за пределами школы, в т.ч. при выполнении домашней работы и знакомстве с культурой англоязычных стран.
Употребление наркотиков, как и многие нездоровые модели поведения, обычно начинается в подростковом возрасте, но зависит от множества факторов (как защитных, так и факторов риска). К факторам риска можно отнести некоторые личностные и поведенческие особенности подростка, поэтому важным направлением научных исследований является их изучение. Не менее важным представляется психолого-педагогический аспект проблемы, в частности, в рамках данной статьи разработаны практические рекомендации для педагогов и психологов в работе с наркозависимыми подростками, пребывающими в стрессовых ситуациях. В основу практических рекомендаций легли результаты эмпирического исследования пове- денческих стратегий преодоления стресса наркозависимыми подростками. В исследовании приняли участие в общей сложности 48 подростков в возрасте от 14 до 17 лет (из них 16 подростков с наркотической зависимостью и 32 подростка, у которых при тестировании на зависимость не было обнаружено высоких баллов ни по одной шкале). Исследование поведенческих
стратегий проводилось с помощью методики «Диагностика стратегий преодоления стрессовых ситуаций» (С. Хобфолл), позволяющей определить степень выраженности девяти моделей преодолевающего поведения и общий индекс конструктивности поведения в стрессовых ситуациях. По результатам исследования можно сделать вывод, что подростки с наркозависимостью в стрессовых ситуациях достоверно чаще по сравнению со сверстниками без признаков зависимости выбирают такие стратегии поведения, как импульсивные действия, избегание и асоциальные действия, среднегрупповой индекс конструктивности поведения у них низкий.
В статье рассматриваются особенности взаимосвязи когнитивных стилей и психологических предикторов в юношеском возрасте. Исследуется проблема изучения когнитивных стилей, показывается специфика их проявления. Рассматриваются психологические предикторы как условие проявления субъективного благополучия личности. Показана актуальность изучения данного феномена во взаимосвязи с субъективным благополучием личности как интегрального психологического образования. Для анализа обозначенных проблем автором на базе Самарского филиала Московского городского педагогического университета проведено эмпирическое исследование. В нем приняли участие 100 студентов 1–4 курсов факультета педагогики и психологии. Полученные результаты предложено использовать в разработке приоритетных направлений, программ мероприятии конкретных практических рекомендаций по трансформации когнитивных стилей, а также изменений личностного благополучия. Следует отметить, что в процессе исследования был выявлен дефицит диагностического инструментария, позволяющего комплексно определять когнитивные стили и их особенности.
В последние годы в отечественных вузах растет число китайских студентов-вокалистов, стремящихся овладеть академическим вокалом, включая стиль бельканто. При этом обучение пению таких студентов сопряжено с рядом проблем, обусловленных различием типологии голосов, эстетических и технических принципов исполнения партий в операх западно-европейских композиторов и национальной китайской манеры пения, что и определяет актуальность исследования. Цель работы – выявление специфики обучения китайских студентов-вокалистов с учетом различий типов теноров и особенностей оперных партий, предназначенных для особых тембров высокого мужского певческого голоса. Задачами работы стали определение специфики тенора как певческого голоса, дифференциация типов теноров и их характеристик, формулировка основных проблем обучения китайских студентов-вокалистов и путей их решения в связи со спецификой и типологией тенора. В ходе исследования проанализированы и обобщены научные труды, посвященные тенору как певческому голосу и его типам. Сравнительному анализу подвергнуты западноевропейский и национальный китайский стили пения. Критически рассмотрены теория и практика обучения китайских студентов-вокалистов, определены пути решения проблем профессиональной подготовки обучающихся из КНР. Результатом исследования стали рекомендации, касающиеся профессиональной подготовки китайских студентов-вокалистов. В работе делается вывод о том, что специфика тенора как певческого голоса и его различных типов играет важную роль в профессиональной подготовке китайских студентов-вокалистов, поскольку овладение ими теми или иными качествами тенорового голоса, навыками и умениями вокально-исполнительского искусства, основанного на принципах западноевропейской оперы и культуры бельканто, напрямую связаны с музыкальным языком и стилем партий, предназначенных для того или иного типа певёческого голоса.
Вопросы редизайна технологии обучения профессиональному иностранному языку в магистратуре приобретают особую актуальность в связи с необходимостью качественной, соответствующей запросу времени подготовки выпускников. Практико-ориентированное и профессионально-ориентированное обучение средствами сценарного подхода позволяет сформировать языковые и профессиональные компетенции в процессе обучения. Статья нацелена на исследование особенностей редизайна технологии обучения иностранному языку делового и профессионального общения в магистратуре. Авторы рассматривают основные характеристики концепта «технология обучения», выделяют отличительные черты технологии обучения профессиональному иностранному языку, требующие переформатирования. Особое внимание фокусируется на возможностях искусственного интеллекта в процессе обучения профессиональному иностранному языку магистрантов направления «Категорийный менеджмент». В статье представлен опрос преподавателей и магистрантов Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова о процессе обучения иностранному языку в магистратуре. Полученные результаты позволяют сделать вывод о перспективности использования сценарного подхода как основы модернизации технологии.
Использование методов взаимооценивания становится неотъемлемым компонентом современных образовательных технологий и привлекает внимание преподавателей высших учебных заведений в контексте оптимизации процессов оценки учебных достижений, а также активного вовлечения студентов в образовательный процесс. Данное исследование основано на анализе использования практик взаимооценивания и взаимной обратной связи в курсе «Академическое письмо» на английском языке и отношения студентов к участию в процессе взаимооценивания. В статье рассмотрены виды заданий, примеры организации работы, а также этапы процедуры взаимооценивания и предоставления обратной связи. В ходе опытного обучения, проводившегося в рамках данного исследования в экспериментальной (n = 42) и контрольной (n = 45) группах, были получены данные о влиянии практик взаимооценивания на развитие системных компетенций учащихся. Они были проанализированы с помощью оценки средних значений, стандартных отклонений и t-критерия Стьюдента для независимых выборок, что позволило выявить общие тенденции и статистически значимые показатели. Полученные результаты свидетельствуют о том, что взаимооценивание может служить инструментом для развития таких системных компетенций, как результативность и коммуникативные навыки. Кроме того, в результате использования практик взаимооцениваёния значительно улучшилось качество письменных работ, студенты научились анализировать, оценивать и комментировать работы друг друга, работать в атмосфере сотрудничества, предоставлять полезную и конструктивную обратную связь. Результаты исследования могут быть использованы преподавателям университетов в качестве теоретического и практического основания для разработки учебно-методических материалов с использованием практик взаимооценивания и взаимной обратной связи.
Особую значимость в современном мире в связи с социально-культурными изменениями приобретает профессиональная деятельность преподавателей художественных дисциплин, ответственных за сохранение традиционных духовно-нравственных ценностей и развитие творческих способностей обучающихся. Специфика профессиональной деятельности таких специалистов заключается в сложном интегративном единстве художественной и педагогической деятельностей. Цель предлагаемого исследования – уточнить характеристики профессиональной деятельности преподавателей художественных дисциплин на иностранном языке. Автор проводит анализ теоретических исследований и отмечает, что профессиональной деятельности преподавателей художественных дисциплин присущи такие характеристики, как личностно-ориентированный характер, интерактивность, коммуникативно-когнитивный характер и творческая направленность. В статье описывается компонентная структура профессиональной деятельности преподавателей художественных дисциплин, определяется комплекс знаний и умений, необходимых такому специалисту для выполнения профессиональных обязанностей на иностранном языке. В результате исследования было установлено, что качественная иноязычная подготовка преподавателей художественных дисциплин должна отражать структуру профессиональной деятельности таких преподавателей и учитывать ее характерные особенности. Это позволит обеспечить развитие личности специалиста, готового к взаимодействию на иностранном языке для продуктивного профессионального диалога и эффективного решения профессиональных задач.
Современные преподаватели рисунка в связи с небольшим количеством часов, выделенных на обучение рисунку портрета в стенах художественно-графического факультета, обращают большое внимание на работу с натуры, часто забывая, что помимо этого есть другие виды рисунка, и редко стремятся разнообразить методы преподавания. В связи с этим страдает подготовка специалистов в области рисунка, что в дальнейшем создает у студентов трудности в создании живописного произведения, графической и живописной композиции. Авторами данной статьи проводится анализ методов преподавания, направленных на создание грамотного рисунка портрета, предлагаются пути решения выразительного художественного образа. Предлагаемые методики были разработаны специалистами художественно-графического факультета Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета и апробированы при обучении будущих художников-педагогов. Установлено, что педагог должен опираться не только на работу с натуры, но и на другие виды рисования, активно пользоваться педагогическим рисунком и призывать студентов выполнять конструктивные рисунки, знакомить обучаемых с историей методов преподавания рисунка портрета.
Авторами статьи предложена методика формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в средней школе, апробированная в условиях реального учебного процесса. Обучение школьников приемам анализа текста представляет определенные сложности, т.к. недостаточный читательский опыт детей не позволяет им в должной мере сформировать интеллектуальный инструментарий, необходимый для освоения текста на эмпирическом уровне. Недостаточность читательских умений является серьезным препятствием успешного школьного обучения еще и потому, что оно по сути строится на основе освоения письменных текстов и устных высказываний. Авторы делятся опытом включения методических приемов читательской грамотности в канву урока русского языка и литературы, что способствует формированию умений работы с исходными текстами и развитию навыков создания вторичных текстов в ходе информационной переработки исходной информации, а также обеспечивает достижение личностных и метапредметных результатов, предусмотренных ФГОС основного общего и среднего общего образования.
Издательство
- Издательство
- МПГУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119991, ЦФО, Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, строение 1.
- Юр. адрес
- 119991, ЦФО, Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, строение 1.
- ФИО
- Алексей Владимирович Лубков (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- mail@mpgu.su
- Контактный телефон
- +7 (499) 2466011