Анализируются основные положения Зеленого соглашения (Green Deal), разрабатываемого в ЕС с конца 2019 г. Описаны принятые в его рамках стратегии - климатическая, инвестиционная, промышленная, продовольственная, по циркулярной экономике и сохранению биоразнообразия. Обозначены возможные противоречия и проблемы, с которыми Зеленое соглашение столкнется уже в ближайшем будущем.
Идентификаторы и классификаторы
В российской экспертной среде Зеленое соглашение уже привлекло к себе внимание специалистов 1 . Здесь прокомментируем документы, характеризующие динамику соглашения – то, как оно продвигалось с конца 2019 г. по настоящее время. (Принципиально важные моменты этого движения ниже выделены шрифтом). Итак, в декабре 2019 г. Еврокомиссия выступила с презентацией Зеленого соглашения. Главной целью инициативы, вбирающей в себя все остальные ее цели, была объявлена декарбонизация европейского экономического пространства. Считается, что это огромный шаг ЕС в направлении по-настоящему системной борьбы с изменением климата – шаг, аналогов которому в мире не существует. Поставлена задача к 2050 г. сформировать в ЕС углеродно нейтральное пространство, а к 2030 г. – сократить выбросы парниковых газов на 50% (по позднейшим решениям – на 55%) сравнительно с уровнем 1990 г. В январе 2020 г. был опубликован «Инвестиционный план Зеленого соглашения» (параллельный титул – «Инвестиционный план для устойчивой Европы») и вместе с ним «Механизм справедливого перехода». В плане обозначено, что для решения задач, намеченных на ближайшие 10 лет, предполагаются «дополнительные инвестиции» в размере ежегодных 260 млрд евро; тем временем для решения задач соглашения должно быть мобилизовано не менее 1 трлн евро союзных, государственных (национальных) и частных инвестиций. Финансированию подлежат проекты по климатической устойчивости, борьбе с загрязнениями, продвижению циркулярной экономики, получению чистой энергии, технологиям реноваций, биоразнообразию, производству продовольствия и «умному транспорту» 2 . В «Механизм справедливого перехода» заложена та идея, что страны (и группы населения в них), решая задачи Зеленого соглашения, будут находиться в изначально неравных условиях, а также в них будут широко различаться и последствия «зеленых реформ»; «Механизм» нацелен на то, чтобы, насколько это в принципе возможно, сгладить различия такого рода.
Список литературы
-
Никуличев Ю.В. Глобальные климатические изменения и “безопасность человека” // Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы. Вып. 40 (56). ИНИОН, 2016. - С. 2-4. EDN: WCWVIT
-
Демидова О. Еврокомиссия намерена добиться климатической нейтральности ЕС к 2050 году // DW.com. - 11 ноября 2019 г. - https://www.dw.com/ru.
-
“Зеленая сделка” ЕС: когда и для чего? // Euronews. - 15 января 2020 г. - https://ru.euronews.com/2020/01/15/rb-03-european-green-dealhttps://ru.euronews.com/2020/01/15/rb-03-european-green-deal.
-
Белов В.Б. Европейская зеленая сделка // Европейский союз: факты и комментарии. - Вып. 99, дек. 2019 - февр. 2020. - С. 33-39. Он же: Инвестиционный план Европейской зеленой сделки и механизм справедливого перехода. - Там же. - С. 39-43. EDN: JGODOL
-
Communication from the Commission to the European parliament, the Сouncil, the European economic and social committee and the Committee of the regions. Sustainable Europe Investment Plan. European Green Deal Investment Plan. - Brussels. - January 14, 2020. - file:///C:/Users/%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80/Downloads/Commission_Communication_on_the_European_Green_ Deal_Investment_Plan_EN.pdf.
-
Financing the green transition: The European Green Deal Investment Plan and Just Transition Mechanism. - Brussels. January 14, 2020. - https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_20_17.
-
Committing to climate-neutrality by 2050: Commission proposes European Climate Law and consults on the European Climate Pact. - Brussels. - March 4, 2020. - https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_20_335.
-
Making Europe’s businesses future-ready: a new industrial Strategy for a globally competitive, green and digital Europe. - Brussels. - March 10, 2020. - https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_20_416.
-
Changing how we produce and consume: New Circular Economy Action Plan shows the way to a climate-neutral, competitive economy of empowered consumers. - Brussels. - March 11, 2020. - https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_20_420.
-
Questions and Answers. EU Biodiversity Strategy for 2030 - Bringing nature back in our lives. - https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/qanda_20_886.
-
Саможнев А. "Зеленая сделка" фон дер Ляйен расколола Евросоюз // Российская газета. - 30 июня 2020 г. - https://rg.ru/2020/06/30/zelenaia-sdelka-fon-der-liajen-raskolola-evrosoiuz.html.
-
Leonard M., Pisani-Ferry J., Shapiro S., Tagliapietra S., Wolff G. The geopolitics of the European Green Deal // European Council on Foreign Relations. - February 3, 2021. - 2021. - https://www.bruegel.org/wp-content/uploads/2021/02/PC-04-GrenDeal-2021-1.pdf.
-
Куликов А. "Зеленый пакт Европы": в чем угроза для России? - Pravda.ru/ - 23.07.2020. - https://www.pravda.ru/economics/1515118-greendeal.
-
Указ Президента Российской Федерации "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года". - http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd=102430636.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Современное состояние российско-чешских отношений характеризуется в статье как «продолжающийся и глубокий кризис». Отмечается отсутствие единства мнений в чешском обществе и среди политической элиты относительно российской агрессивной политики. Выявляется антироссийская риторика во внешнеполитических документах чешского правительства, которое в настоящее время не способно урегулировать отношения между Россией и Чехией. Предполагается, что будущее российско-чешских отношений зависит от парламентских выборов в Чехии (ноябрь 2021 г.), по результатам которых будет сформировано новое правительство.
В статье исследуется вопрос изменения внешней политики Австрии после прихода С. Курца сначала на пост министра иностранных дел (2013), а затем - канцлера страны (2017). После вступления Австрии в ЕС в 1995 г. внешнеполитическая активность страны как в Европе, так и за ее пределами стала постепенно идти на спад, что объяснялось не столько ограниченностью ресурсов, сколько поглощенностью политической элиты внутренними делами. Ситуация стала меняться после назначения в декабре 2013 г. С. Курца главой австрийского МИДа. Именно с его именем были связаны попытки поднять престиж страны на международной арене. В первую очередь он использовал нейтральный статус Австрии и традиции проведения встреч на самом высоком уровне в австрийской столице для повышения престижа страны. Переговоры между западными странами, Россией, КНР и Ираном по ядерной программе в 2014-2015 гг., заключительный этап которых прошел в Вене, стал крупным успехом австрийской дипломатии. Наряду с этим Австрия стала жестче отстаивать свои национальные интересы в Европе, развивая параллельно сотрудничество с ЕС в сфере обороны и безопасности границ. Большое внимание уделялось и отношениям с Россией, которая является традиционным экономическим партнером Австрии. Однако вместе с тем активизация внешней политики имела и ряд негативных последствий. В частности, она привела к некоторому ухудшению отношений с ЕС, а также Турцией и ближневосточными странами из-за произраильской позиции Вены. Делается вывод о том, что основной задачей австрийской внешней политики в ближайшее время станет поиск баланса между национальными интересами и международными обязательствами.
В статье рассматривается феномен евроскептицизма как многоплановое направление, являющееся составной частью партийной системы Европейского союза. Анализируется современное состояние «евроскептического» сегмента европейской политики в контексте прихода к власти в США администрации Джо Байдена, изменение внутриполитической и внешнеполитической повестки дня в европейских странах в условиях новых вызовов и угроз, рассматриваются перспективы «евроскептической» политики на ближайшие годы. Исследуются правопопулистские партии ЕС на примере «Национального объединения» Франции и «Альтернативы для Германии». Обобщается влияние евроскептицизма на отношения Британии и ЕС после Брекзита. Делается предположение о перспективах и сценариях дальнейшего расширения ЕС на государства Западных Балкан. Автор приходит к выводу о том, что Европейский союз является более устойчивым объединением, чем могло бы показаться, поскольку он способен абсорбировать оппозиционные по отношению к европейской интеграции течения, сделав их позиции в консенсусном варианте одним из элементов европейской повестки дня.
Издательство
- Издательство
- ИНИОН РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117418, Москва, Нахимовский проспект, д. 51/21
- Юр. адрес
- 117418, Москва, Нахимовский проспект, д. 51/21
- ФИО
- Кузнецов Алексей Владимирович (Руководитель)
- E-mail адрес
- igpran@igpran.ru
- Контактный телефон
- +7 (916) 5591912
- Сайт
- http:/inion.ru