Архив статей журнала
Современное состояние российско-чешских отношений характеризуется в статье как «продолжающийся и глубокий кризис». Отмечается отсутствие единства мнений в чешском обществе и среди политической элиты относительно российской агрессивной политики. Выявляется антироссийская риторика во внешнеполитических документах чешского правительства, которое в настоящее время не способно урегулировать отношения между Россией и Чехией. Предполагается, что будущее российско-чешских отношений зависит от парламентских выборов в Чехии (ноябрь 2021 г.), по результатам которых будет сформировано новое правительство.
В статье рассматриваются современные праворадикальные партии Чешской и Словацкой Республик. На основе анализа их программных и идеологических установок выявляются особые и общие черты этих политических субъектов.
Основываясь на результатах опросов общественного мнения, проведенных чешскими исследовательскими организациями, автор анализирует отношение чешских граждан и политических сил к вступлению и членству их страны в НАТО, к роли Североатлантического альянса в деле обеспечения безопасности Чешской Республики и в целом в международных отношениях. Проанализированы позиции наиболее влиятельных политических партий ЧР по вопросу членства их страны в НАТО и в ЕС. Делается вывод о том, что стремление к расширению Североатлантического альянса со стороны ряда стран Запада явилось следствием проатлантических настроений политической элиты и общества стран ЦВЕ.
В настоящее время мы являемся свидетелями глубокого общеевропейского кризиса. Все громче звучат голоса, заявляющие, что будущая Европа не будет ни по-настоящему единой, т.е. унитарной или федеративной, ни Европой национальных государств, связанных между собой чем-то вроде конфедеративных отношений, а будет Европой регионов. Именно на региональный уровень, по мнению сторонников данной теории, перейдет большая часть полномочий, сосредоточенных ныне в руках национальных правительств и брюссельской «еврократии» – органов Евросоюза. Региональное сотрудничество представляет в этом отношении разумный компромисс, находясь между «еврократическим» и национально-государственным уровнями управления. В рамках ЕС уже существует весьма успешная модель такого сотрудничества – Бенилюкс (Бельгия, Нидерланды, Люксембург). Черты мощного регионального объединения приобретает и франко-германский тандем, есть неплохие перспективы взаимодействия у Скандинавских стран, а в Центральной Европе с переменным успехом, но в целом полезно для всех ее участников работает «Вышеградская четверка» (Венгрия, Польша, Словакия, Чехия).