Настоящее краткое исследование выполнено в контексте работы по истории присутствия Русской Церкви в Индии. При работе с источниками и литературой была обнаружена книга “Жизнь во Христе: записки индийского миссионера”, выпущенная после Второй мировой войны без обозначения авторства. Цель работы - рассмотреть вышеупомянутое издание, обозначив его содержание и отметив исторические упоминания, и выдвинуть гипотезу касательно предполагаемого автора. Методами стали не только изучение самой книги “Жизнь во Христе”, но и использование литературы при выдвижении гипотезы авторства. Актуальность темы обусловлена обозначением роли Русской Церкви в Индийском государстве и ее видении на миссионерство в данной стране и на других территориях. Новизна исследования заключается в том, что ни одна работа еще не была посвящена книге “Жизнь во Христе”, а сама она не использовалась в иных исследованиях.
Настоящий текст посвящен малоизвестному святому - митрополиту Сарскому и Подонскому Серапиону. Его житие редко печатается, при этом ограничивается несколькими строками. Данная работа - попытка восстановить житие святителя. Таке автор хотел обратить внимание на фигуру иерарха и указать на его значимость в церковной истории. Исследование захватывает истории нескольких обителей (Калязинская, Спасо-Андрониковская, Владимирская, Богородицерождественская) Крутицкого подворья.
Настоящий текст представляет собой доклад, произнесенный на епархиальной конференции “По стопам святого благоверного князя Александра Невского” в Просветительском центре при Богоявленском соборе г. Ногинска, приуроченной к 800-летию со дня рождения праведного мужа. Автор обращает внимание на существующие службы благоверному князю Александру и на их различия, а также - на акафист. Рассказывается кратко история создания богослужебных текстов святому и их различие между собой. Также отмечается о его почитании в разных достоинствах.
Настоящее краткое исследование является рассмотрением практического совершения Божественной Литургии в начале XXI столетия от заметок “Служебника” дореволюционного и послереволюционного периода Отечественной истории. Были использованы элементы сравнения и попытка объяснения изменений в богослужебной книге. Работа важна как для литургической, так и для церковно-исторической дисциплин.
Настоящее исследование выполнено в контексте изучения русской религиозной музыки и церковного пения со стороны светского учебного заведения. Архимандрит Матфей (Мормыль), бывший знаменитый регентом во второй половине ХХ - в нач. XXI столетия, вошел в историй русской культуры и музыки и повлиял на церковное пение. В работе рассматриваются труды пастыря, изменение литургической жизни благодаря его регентской деятельности. Также приведены общие оценки современников трудов отца Матфея.
Настоящее исследование важно с исторической точки зрения. Во время работы Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. был составлен чин диаконского погребения. Уникальность работы заключается в том, что известные данные об этом последовании значительно дополнены материалом из дела, хранящегося в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ). В качестве дополнения приводятся сведения из книги протоиерея Николая Балашова “На пути к литургическому возрождению”. С точки зрения литургической науки проект последования диаконского погребения представляет из себя уникальный чин, который до этого не рассматривался из-за неизвестности его в годы советской власти. Настоящая работа объединяет в себе исследования и с исторической, и с литургической точек зрения. В приложении указаны проект чина диаконского погребения и последование отпевания в Коптской Церкви в переводе на русский язык, которую использовали при составлении последования во время работы Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг., взятые из того же дела, хранящегося в ГАРФ. Эти приложения также важны для литургической и исторической науки как письменный памятник.
В настоящей работе автор пытается проследить историю отдельного малоизвестного, но употребляемого до сих пор Чинопоследования Обедницы с причащением Святых Христовых Таин. В тексте прослеживается то, как развивалась служба в течение нескольких веков. Затем показывается то, как сегодня, в большинстве случаев, совершается Чинопоследование. Также обосновывается необходимость данного вида службы. Текст будет полезен каждому, кто интересуется литургикой.
Настоящее исследование посвящено истории переводов богослужебных текстов на русский язык в период с XIX по XXI столетие и раскрытию смысла деятельности переводчиков. Трудам дана характеристика и оценка. Параллельно с установлением исторического развития выявлены переводческие издания, а затем составлен список таковых по авторам.
Настоящее краткое исследование посвящено рассмотрению Божественной литургии свт. Иоанна Златоуста в русской и греческой традициях. Цель исследования - показать на основе богослужебной литературы и перевода греческого Служебника на русский разницу между двумя национальными группами. Благодаря работе можно познакомиться с греческой литургической традицией.
В статье исследованы существующие на нач. XXI в. описанные варианты последования Обедницы с причащением Святых Христовых Таин, совершаемая священником на приходе для причащения мирян запасными Дарами. Автор показывает версии чина: первая представлена автором данной статьи в 2021 г. в “Вестнике Омской православной духовной семинарии”, а вторая - священником Вадимом Коржевским в 2024 г. в книге “Литургион”. В исследовании описаны оба предлагаемых последования, после чего они сравниваются: выявляются общие различные элементы. Автор приходит к заключению, что оба варианта неуставного богослужения могут существовать, т.к. служба не отражена в Типиконе и имеет скорее народный характер.
Настоящее исследование посвящено проблеме присутствия ектении об оглашенных в Божественной литургии в нач. XXI в., а также ее восприятии в контексте символического толкования. Через анализ прошений и молитв об оглашенных рассматривается актуальность ектении и существующие предположения о ее вариациях.
В данной статье дается краткая информация о богослужениях, совершаемых мирянских чином, а также историческая справка о развитии данного направления в литургической науке. Также приводятся аргументы в пользу актуальности мирянского чина в настоящее время для миссионерской работы в России и за рубежом, о применимости подобной практики в приходах, по уважительной причине не имеющих постоянно служащего священника.
 
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                            