В статье рассматриваются эффективные модели развития инклюзивного профессионального образования в странах БРИКС (Бразилия, Россия, Индия Китай, Южная Африка), с особым акцентом на опыт Российской федерации и Московской области. Анализируются ключевые стратегии, нормативно-правовые основы, инфраструктурные и методические решения, направленные на обеспечение доступности профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.
Представлены, выявленные в результате анализа моделей инклюзивного профессионального образования в России, правовые, организационные, образовательные, кадровые, методические, социальные, рефлексивные структурные компоненты моделей развития инклюзивного профессионального образования. Особое внимание уделено российскому опыту, включая федеральные программы и региональные практики создания безбарьерной среды в колледжах и вузах.
На примере Московской области рассматривается успешный опыт адаптации образовательных программ, использования инклюзивных технологий, организации межведомственного взаимодействия и социального партнерства.
Проведен сравнительный анализ подходов стран БРИКС, выявлены общие тенденции и специфические особенности реализации инклюзивного профессионального образования.
Сделан вывод о необходимости дальнейшего развития инклюзивного профессионального образования в целях обеспечения равного доступа к образовательным услугам и соблюдения общепринятых мировых законодательных актов.
Цель. Выявить особенности представлений государственных служащих – мужчин и женщин – о психологических характеристиках современного российского руководителя.
Процедура и методы. Было проведено эмпирическое исследование с использованием опросника, разработанного авторами на основе по лученных ранее данных. Для обработки результатов использовался факторный анализ с varimax-вращением.
Результаты. В результате анализа эмпирических данных были выявлены психологические характеристики и описаны образы современных российских руководителей, которые присутствуют в представлениях государственных служащих независимо от их пола, а также показано, что содержание этих образов может варьироваться в зависимости от пола респондентов.
Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в дальнейшее развитие как психологии управления, так и теории социальных представлений, и могут быть использованы в практике кадровой работы, личностно-профессионального консультирования руководителей, а также в ходе организационного консультирования для выявления проблем во взаимодействии между руководителем и членами коллектива и выбора наиболее продуктивных методов преодоления конфликтов между руководителем и подчинёнными.