Статьи в выпуске: 8
Вниманию читателей представляется отзыв на восьмой выпуск «Словаря курских говоров». Подчеркивается значимость этого события, поскольку в научный оборот вводятся новые диалектные материалы, что является еще одним важным шагом в деле суммирования регионального своеобразия русской лексики в ее современном состоянии и исторической ретроспективе.
В статье рассматриваются аппозитивные сочетания в языке русской народной лирической песни. Выделяются различные типы таких сочетаний. Доказывается, что основными признаками их являются: выражение родо-видовых отношений между субстантивами; грамматическая эквивалентность приложения и определяемого; наличие потенциальной предикативности.
В работе представлен конкорданс служебных слов (предлогов), которые были использованы пудожским сказителем А.Е. Чуковым в былинах, исполненных им для П.Н. Рыбникова. Демонстрируются возможности конкорданса как инструмента для выявления идиолектных особенностей каждого исполнителя.
Фольклорное слово в частушках является носителем культурной информации. Особого внимания в фольклорном тексте заслуживают колоративы, так как в них актуализируются скрытые смыслы, погружающие слушателя и исполнителя в широкое поле культурных ассоциаций. В статье рассматривается семантика колоратива зелёный, который является одним из наиболее частотных цветовых прилагательных в курских частушках. Задача статьи - изучение синтагматических связей лексемы зелёный , ее функциональной характеристики в композиционной структуре частушки как жанра. Специфика употребления колоратива зелёный объясняется как семантическими особенностями (раскрывающими специфику русской языковой картины мира), так и формальными (характеризующими принадлежность образа к тексту определенного жанра).
Статья посвящена выявлению специфики загадок про город в целом и про город Мурманск в частности. Указывается, что загадки являются инструментом не только социализации читателя / слушателя, но и осмысления его региональной идентичности. Доказывается, что декодирование информации в загадках про город Мурманск возможно лишь с учетом вовлечения в социокультурную ситуацию региона. Выявлено, что в комплекс признаков, характерных для Мурманска и используемых в текстах загадок, включены три смысловых блока (блока кодирования информации) - морское пространство, особенности климата и достопримечательности местного масштаба.
В данной статье рассматривается ономастическое пространство песен периода Гражданской войны в России. Устанавливается состав ономастикона песен данного периода. Самую многочисленную группу составляют антропонимы - личные имена, отчества и фамилии героев - участников Гражданской войны со стороны разных политических лагерей. Вторую по употребительности группу представляют топонимы, названия городов, поселков, сел и населенных пунктов, где проходили военные действия. Также анализируется роль онимов в художественном пространстве песен. Выполненное исследование позволяет автору прийти к выводу, что ономастикон песен периода Гражданской войны состоит из исторических антропонимов и топонимов. Первые связаны с сюжетом песни и демонстрируют достоверность описанных событий, вторые выполняют временную и локальную функции, очерчивая границы и время происходящих военных действий.
В статье описываются лексические единицы, называющие птиц и составляющие лексико-семантическую группу «Орнитонимы». На материале курских лирических песен определяются основные тематические виды исследуемого класса слов, анализируются их семантические оттенки и характерные стилистические особенности. Делается вывод о том, что основные орнитонимы имеют глубокие символические ассоциации, являющиеся важной составляющей всей русской лингвокультуры.
В статье говорится об исследовательских возможностях лексикографических комплексов, создаваемых курскими лингвофольклористами. Проводится сопоставительное описание функционирования предлога при в текстах разных фольклорных жанров (лирическая песня, частушка, сказка). Дается анализ языковых конструкций с учетом семантики и частотности. На большом фактическом материале выявляются общежанровые и специфические для каждого жанра особенности использования указанного предлога, отмечаются характерные для необрядовой лирики предложно-падежные сочетания и указываются случаи территориальной дифференциации конструкций.