Архив статей журнала
Цветообозначения можно считать одним из ключевых элементов концептуальной и языковой картины мира. Центральным в колористической палитре цветов является белый цвет. В славянской культуре белый цвет, с одной стороны, означал почитание, благородство, истину, сакральность, чистоту, с другой стороны, ассоциировался со смертью, вечностью и пустотой. Рассмотрение символики белого цвета, отраженной в курской частушке, - задача данной статьи. Материалом исследования послужил свод «Частушки Курского края», в который вошли тексты, записанные в двадцати восьми районах Курской области в период с 1968-го по 2012-й год.
В работе представлен конкорданс служебных слов (союзов и частиц), которые были использованы пудожским сказителем А.Е. Чуковым в былинах, исполненных им для П.Н. Рыбникова. Демонстрируются возможности конкорданса как инструмента для выявления идиолектных особенностей каждого исполнителя.
Фольклорное слово в частушках является носителем культурной информации. Особого внимания в фольклорном тексте заслуживают колоративы, так как в них актуализируются скрытые смыслы, погружающие слушателя и исполнителя в широкое поле культурных ассоциаций. В статье рассматривается семантика колоратива зелёный, который является одним из наиболее частотных цветовых прилагательных в курских частушках. Задача статьи - изучение синтагматических связей лексемы зелёный , ее функциональной характеристики в композиционной структуре частушки как жанра. Специфика употребления колоратива зелёный объясняется как семантическими особенностями (раскрывающими специфику русской языковой картины мира), так и формальными (характеризующими принадлежность образа к тексту определенного жанра).