Статьи в выпуске: 8
Введение. В 2024 г. исполняется 270 лет со дня рождения выдающегося российского государственного и общественно-политического деятеля Н. С. Мордвинова. Его взгляды и конкретные проекты до сих пор вызывают живой интерес, но при этом сравнительно слабо изучены. Целью исследования являются компаративный анализ и оценка политико-экономических воззрений Н. С. Мордвинова и их актуальности в контексте необходимости сохранения устойчивого характера поступательного развития национальной экономики.
Материалы и методы. В исследовании использованы историко-ретроспективный, историко-генетический и герменевтический, программно-целевой и структурно-функциональный методы изучения проблемных вопросов истории экономической науки. Исследование основано на сочинениях самого Н. С. Мордвинова, а также на исследованиях разных авторов, опубликованных в различное время и освещающих конкретные аспекты политико-экономических взглядов мыслителя.
Результаты исследования. Даны анализ и оценка политико-экономических идей Н. С. Мордвинова по аграрному вопросу, в области развития кредитно-финансовых отношений, протекционистской и промышленной политики. Раскрыты отличия экономических взглядов Н. С. Мордвинова от идей физиократизма, меркантилизма, смитианства, содержание его проектов по реформированию банковской и финансовой системы России. Охарактеризованы оценки идей Н. С. Мордвинова в зарубежной и российской историко-экономической науке.
Обсуждение и заключение. Показаны разные оценки политико-экономических взглядов Н. С. Мордвинова в зарубежной (Й. Цвайнерт), отечественной дореволюционной (Н. Н. Заколпский, В. С. Иконников, Н. Л. Мордвинова и др.), советской (Э. Я. Брегель, И. Блюмин и др.) и современной (А. А. Аникеева, С. Н. Чагин, В. А. Лушникова и др.) историко-экономической науке. Раскрыты протекционистская основа подходов Н. С. Мордвинова к экономической политике государства и критическое отношение к отдельным положениям либеральной экономической доктрины (фритредерство и др.).
Введение. Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР) является стратегически важным для Китайской Народной Республики (КНР) в силу географического положения, экономической роли и этнорелигиозной обстановки. Одним из ключевых инструментов контроля за неспокойной провинцией является Синьцзянский производственно-строительный корпус (СПСК). СПСК, который в КНР часто называется Бинтуань («Корпус»), занимает во многом центральное место как в экономике СУАР, так и в системе управления автономным районом и поддержания в нем безопасности.
Материалы и методы. К изучению темы в разные годы обращались китайские, зарубежные и отечественные исследователи: Бао Яцзюнь, К. Л. Сыроежкин, В. Г. Гельбрас и др. Источниковой базой настоящей статьи стали прежде всего статистические материалы, представленные на официальных сайтах правительства Синьцзян-Уйгурского автономного района и Синьцзянского производственно-строительного корпуса. Для решения научной задачи автором использован метод анализа, позволивший путем обращения к различным аспектам деятельности СПСК рассмотреть его как комплексный социальный институт. В работе раскрываются экономическая, социальная и политическая сферы деятельности СПСК.
Результаты исследования. Синьцзянский производственно-строительный корпус был создан в 1954 г. Сегодня он является гибридным образованием (сложным социально-экономическим и военно-политическим институтом), которое, несмотря на комплекс проблем, продолжает развиваться. По своему статусу корпус является учреждением министерского уровня при Госсовете КНР. Он обладает административной властью над городами, поселками и фермами в своих границах в рамках СУАР. Номинально подчиняясь правительству СУАР, корпус является, по сути, самостоятельным образованием. СПСК - крупная экономическая организация, занимающаяся сельскохозяйственным, промышленным производством, строительством, торговлей, оказанием услуг. Численность населения СПСК превышает 3,6 млн чел., что составляет почти 14 % от общей численности населения автономного района. Синьцзянский производственно-строительный корпус стремится быть самодостаточной и универсальной системой и включает в себя значительное количество учреждений образования, науки, культуры и здравоохранения.
Обсуждение и заключение. Синьцзянский производственно-строительный корпус является уникальным социальным институтом, представляя собой сочетание масштабной производственной корпорации, социальной и военно-политической организации. Несмотря на то что численность СПСК продолжает увеличиваться, он не является в полной мере устойчивой организацией. Корпус сталкивается как с внутренними, так и с внешними рисками. В современных условиях корпус выступает проводником политики КНР в Синьцзян-Уйгурском автономном районе.
Введение. В статье исследуется, как колониальная логика правления во французском мандате Лиги Наций в Сирии и Ливане потеряла свою позитивность и вступила в противоречие с международной логикой технократического правления Лиги, особенно в экономической и политической сферах. Нехватка золота во всем мире повлияла на французскую политику не только в том, как она выкристаллизовалась в денежно-кредитной дипломатии, но и в том, как она отразилась на экономике Франции, на Брюссельской конференции 1920 г. и Генуэзской конференции 1922 г., но также и на экономических трудностях, с которыми сталкивался низкий уровень государственного управления на границах Французской империи.
Материалы и методы. В исследовании используются материалы Центра экономических и финансовых архивов, Савиньи-Ле-Тампль, Франция (CAEF). Применяется проблемно-хронологический метод, а также макроисторический подход для рассмотрения общемировых событий на уровне средиземноморского региона.
Результаты исследования. Исследовав эволюцию французского имперского капитала, авторы констатировали, что совокупность механизмов, которые названы «президентскими деньгами», предоставила ПМК частично подходящую почву для анализа и критики, а также для поддержки французского имперского правления.
Обсуждение и заключение. Основное внимание уделяется созданию и развитию Банка Сирии и Большого Ливана в начале 1920-х гг., а также новым бумажным деньгам, которые он выпустил. На основе исследований имперской и международной политики этой подвергшейся резкой критике новой валюты в статье содержится предложение больше уделять внимания деньгам как ключевому элементу, использовавшемуся Францией в стремлении урегулировать собственную экономическую систему за счет использования ресурсов международных институтов.
Введение. В статье проанализирована трудовая деятельность детей и подростков в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. На фронт из Мордовии было мобилизовано более 250 тыс. чел. На заводах, фабриках, в колхозах и совхозах стала остро ощущаться нехватка рабочих рук.
Результаты исследования. Дефицит рабочей силы покрывался увеличением длительности рабочего дня и вовлечением в трудовую деятельность детей и подростков. Школьники помогали в сельском хозяйстве, трудились на промышленных предприятиях, собирали лекарственные травы, участвовали в подготовке продуктов для фронта, выполняли различные домашние и хозяйственные работы. В 1941-1943 гг. в Мордовской АССР в полевых работах приняли более 140 тыс. школьников. За свой труд и помощь в тылу многие из них были награждены почетными грамотами и подарками. Активно функционировало тимуровское движение, которое являлось характерной чертой жизни пионерских организаций.
Обсуждение и заключение. Труженики тыла отдавали свои силы на обеспечение фронта. Достойный вклад в общенародное дело внесли юные герои, которые трудились в сельском хозяйстве и промышленности. Дети и подростки внесли посильный вклад в экономику и обороноспособность страны в военный период, обеспечение фронта всем необходимым - продуктами, одеждой, техникой.
Введение. На основе рассекреченных в настоящее время документов исследуются актуальная проблема эволюции государственной экономической политики, определение ее результативности и правомерности технико-экономических показателей развития народного хозяйства СССР во второй половине 1960-х гг. Целями публикации являются более полное определение эффективности экономической политики в исследуемый период, осуществление сравнительного анализа достигнутого с показателями ведущих стран мира на основе архивных документов.
Материалы и методы. Методологической основой исследования явились принципы историзма, объективности и достоверности. В качестве базовой принята теория модернизации. Архивные документы дают возможность не только полнее и объективнее изучить технико-экономические показатели народного хозяйства, но и назвать факторы, обусловившие отставание.
Результаты исследования. Доказано, что руководство СССР располагало вполне реальными данными о технико-экономическом развитии страны. Сравнительный анализ с ведущими странами позволял как определить основные тенденции, наблюдавшиеся в экономике ведущих западных стран, так и выявить секторы, в которых наблюдалось отставание СССР.
Обсуждение и заключение. Сформулированы выводы, что по ряду важнейших показателей (национальный доход на душу населения, производительность труда, фондоотдача и материалоемкость) в исследуемый период СССР продолжал отставать от ведущих стран. В ряду отраслей, которые требовали безотлагательной поддержки государства, приборостроение, разработка и развитие вычислительной техники, химия, машиностроение, электроэнергетика, нефтепереработка. Специалистам справедливо представлялось необходимым повышение доли в структуре производства некоторых отраслей промышленности наиболее прогрессивных видов продукции, а также удельный вес эффективных технологических процессов в СССР. Целесообразными рекомендациями явились и предложения о развитии такой прогрессивной формы организации производства в машиностроении, как межотраслевая специализация. Требовалось повышение эффективности капитальных вложений в СССР, которая снижалась из-за сроков строительства и медленного ввода в действие производственных мощностей. Одним из самых значимых условий весьма точно была названа оптимальная организация внедрения новой техники в производство.
Введение. В статье исследуется тракторный парк советских хозяйств Урала в весьма интересный и сложный исторический период. Актуальность темы определяется тем, что именно трактора, наряду с другими сельскохозяйственными механизмами, составляли основу машинного парка советских хозяйств. Последние появились уже в 1917 г. и представляли собой крупные государственные сельскохозяйственные предприятия, будучи второй (после колхозов) основной формой аграрного производства в экономике СССР. Научная новизна работы обеспечивается двумя обстоятельствами: во-первых, поднимаемая в статье проблема на сегодня фактически не исследована, во-вторых, основная часть публикуемых нами архивных материалов из фондов федеральных архивов вводится в научный оборот впервые.
Материалы и методы. Основной источниковой базой исследования являются хранящиеся в Российском государственном архиве экономики (РГАЭ) материалы ЦСУ СССР, что позволило проследить количественную и качественную динамику тракторного парка советских хозяйств (совхозов) Урала в исследуемом периоде. Работа основывается на использовании комплекса методов: общенаучных и специально-научных (историко-генетического, историко-сравнительного, историко-системного).
Результаты исследования. Проведен анализ динамики численности совхозов Урала и числа работников в них в исследуемом десятилетии. Подчеркивается, что в годы Великой Отечественной войны количество совхозов в большинстве регионов и в целом на Урале значительно снизилось из-за передачи основных фондов многих совхозов крупным оборонным предприятиям. Констатируется, что даже к началу исследуемого периода все регионы Урала без исключения так и не смогли восстановить довоенную численность тракторов. Утверждается, что начиная с 1957 г. в сельском хозяйстве на Урале начался процесс значительного расширения совхозного сектора. Одновременно за счет поступления современной техники шло укрепление его тракторного парка.
Обсуждение и заключение. В исследуемом периоде во всех регионах Урала шел процесс насыщения советских хозяйств тракторной техникой. Стремительный рост тракторного парка совхозов был предопределен столь же быстрым ростом тракторостроения в СССР. В результате количество тракторов в совхозах Урала и их суммарная мощность за исследуемое десятилетие увеличились в несколько раз. При этом на протяжении всего десятилетия непрерывно происходило и качественное обновление тракторного парка. Все это позволило значительно увеличить производительность труда в совхозах и способствовало повышению уровня продовольственной безопасности страны.
Введение. В 2024 г. исполняется 100 лет с момента завершения одного из значимых нэповских событий - денежной реформы 1922-1924 гг. В представленном материале предпринимается попытка проанализировать основные направления денежной реформы 1922-1924 гг. в Советской России и СССР, показать как ее сильные стороны, так и трудности, которые наиболее рельефно в период ее проведения проявились в регионах. Показано, что началу проведения денежной реформы предшествовала серьезная дискуссия в среде российских экономистов, занимающихся проблемами денежного обращения и кредита о направленности, способах и возможных последствиях для экономики денежной реформы. В статье на широкой архивной базе анализируется процесс поэтапной реализации денежной реформы в Симибрской губернии в начале новой экономической политики, показывается ведущая роль симбирского отделения Государственного банка в ее проведении, которое действовало в полном взаимодействии с финансовым управлением симбирского губисполкома.
Материалы и методы. Среди используемых нами методов специально-исторического исследования можно назвать метод актуализации, выражающийся в определении ценности тех или иных исторических знаний (подходов, теорий), в которых описываются роль и место Государственного банка. Методы логического и конкретного анализа позволили нам изучить исторические и историографические факты с учетом условий их появления и оказываемого друг на друга влияния, что помогло нам во многом найти причины, их породившие. Использование историко-генетического метода помогло нам раскрыть основные направления деятельности отделений Госбанка в процессе нэповских преобразований, понять причинно-следственные связи при анализе тех или иных действий отделения в условиях известных исторических событий. Основой используемого нами историко-сравнительного метода является аналогия. Выражение в одних и тех же сходных формах разного содержания работы Госбанка в разных исторических условиях помогло объяснить имеющиеся научные факты и раскрыть их сущность.
Результаты исследования. Успех денежной реформы 1922-1924 гг. был во многом обусловлен тем, что эмиссия червонцев производилась не благодаря напечатанию новых денег, а при помощи эффективного кредитования промышленности, самих кредитных организаций со стороны Госбанка, успешного развития государственной торговли. Государственный банк зорко следил за состоянием рынка, прекращая выдачу новых кредитов в случаях, когда рынок замедлял свое развитие или находился в состоянии стагнации. В целом итоги денежной реформы 1922-1924 гг. оказались позитивными, в чем был немалый вклад отделений Государственного банка. Постепенно доверие к государственному денежному обращению возвращалось к населению, в 1924-1925 гг. налогообложение окончательно перешло к денежной форме. В стране оживился товарооборот, заметно снизился уровень инфляции, а у населения появился стимул к зарабатыванию денег с целью улучшить материальное положение.
Обсуждение и заключение. После перехода к новой экономической политике в стране разразился кризис денежного обращения, который необходимо было разрешить в кратчайшие сроки, иначе поступательное развитие советской экономики и восстановление разрушенного войной народного хозяйства было бы под большим вопросом. ?какие-либо экономические преобразования были практически невозможны без проведения денежной реформы, так как обвальное обесценение рубля - совзнака препятствовало воссозданию в стране товарно-денежных рынков. Государственному банку удалось добиться устойчивой покупательной силы новых денег и соответствующего золотому содержанию соотношения с золотом и иностранной валютой, что было достигнуто немедленной оплатой в кассе Госбанка возрастающей по объему и неизменной по покупательной сумме совзнаков, установлением контроля над всеми кредитно-финансовыми операциями. Отделение Госбанка следило за тем, чтобы не было налоговых недоимок, ликвидировался бюджетный дефицит всех уровней, увеличивался товарооборот на основе роста промышленного, сельскохозяйственного и кооперативного производства. Государственный банк и его отделения на местах, для того чтобы в том числе укрепить вновь введенную валюту, приняли активное участие в административном давлении на рынок, с тем чтобы сдержать рост цен на потребительские товары и повысить доверие населения к вновь созданной денежной системе.
Введение. Использование исторического опыта решения причин накопления и способов минимизации налоговых недоимок необходимо для повышения эффективности налоговых поступлений, от которых зависят формирование доходной части государственного бюджета и реализация государством его приоритетных функций и задач. Цель статьи заключается в попытке выяснения причин роста и используемых официальными властями способов погашения податных недоимок в белорусских губерниях Российской империи в первой половине XIX в.
Материалы и методы. В работе использованы преимущественно неопубликованные данные официальной переписки и статистические материалы из фондов архивов Санкт-Петербурга, Минска, Гродно, Вильнюса. В качестве теоретико-методологической модели исследования используется марксистский подход при изучении социально-экономических явлений и процессов во взаимосвязи с системным и модернизационным подходами.
Результаты исследования. В статье представлены размышления легальных властей и автора о причинах накопления и официально узаконенных способах погашения податных недоимок на территории белорусских губерний Российской империи в дореформенный период. Устойчивый рост недоимок государственных налогов и сборов на этих землях, обусловленный крепостнической социально-экономической системой, зависел от совокупности объективных условий и субъективных факторов. Немаловажной причиной накопления налоговых недоборов в городах, местечках и сельской местности была размытость личной материальной ответственности налогоплательщиков и должностных лиц местной администрации на фоне солидарной групповой ответственности обществ консолидированных налогоплательщиков за результаты финансовых поступлений податных недоимок в государственную казну. Господствовало взаимное переложение сфер податной ответственности между различными уровнями категорий потенциальных налогоплательщиков и местной администрации за налоговые недоборы прежних лет. Разные административно-фискальные и военно-принудительные формы и методы воздействия на неплательщиков оставались неэффективными и не смогли остановить рост податных недоимок. Основной причиной невозможности единовременной быстрой выплаты сумм податных долгов государству был недостаток материально-финансовых ресурсов у крестьян и мещан. Одновременно возможности быстрого погашения податных недоимок зависели от традиционных стереотипов поведения и образа действия, социально-психологических установок ответственных субъектов налогообложения.
Обсуждение и заключение. Предлагаемые автором фактические материалы, положения и выводы создают условия для дальнейшего более углубленного сопоставительного изучения темы в пространственных и временных рамках. Они могут быть использованы для повышения качества образовательного процесса по социально-гуманитарным дисциплинам братских народов Российской Федерации и Республики Беларусь. Ключевые слова: прямые налоги, окладные подати, подушное налогообложение, белорусские губернии, Российская империя.