Статьи в выпуске: 7
Объектом исследовательского интереса автора статьи являются труды известных интеллектуалов, которые внесли особый вклад в деколонизацию системы образования и научных знаний. Большинство из них родились накануне и в первое десятилетие независимости. Становление суверенитета происходило на их глазах, что во многом определило вектор профессионального интереса. Особый акцент в статье сделан на использование африканцами оригинальных подходов к изучению прошлого и настоящего Африки. Специфика их работ состоит в учете собственного академического и личного опыта, полученного в колониальный и постколониальный периоды, – на перекрестке эпох.
В качестве теоретико-методологической основы в статье используются идеи М. М. Бахтина, основоположника хронотопического метода исследования в гуманитарных науках, касающиеся «хронотопа пути/дороги». Ценность инструментария М. М. Бахтина еще более возрастает при изучении историко-культурных («цивилизационных») перекрестков.
Автор данной статьи анализирует современную – переходную – ситуацию в развитии африканских исследований с позиций хронотопа. В статье подчеркивается, что большинство ученых приняло универсальную академическую модель развития научных знаний. Однако очевидным стало изменение самой матрицы африканских исследований, а вместе с ней их тематики и стиля. И если когда-то Африка изучалась исключительно в контексте европейской истории – преимущественно «снаружи», в настоящее время гораздо больше внимания предлагается уделять проблемам ее исследования «изнутри». Как следствие, центральное место в трудах африканских авторов занимают проблемы расы, этноса, идентичности, формирования государств и наций, а дискуссионными становятся вопросы периодизации истории континента, ее инвентаризации, реконструкции и репрезентации.
Проживающее на территории Ботсваны этническое меньшинство сан – носители койсанских языков – сталкивается с многочисленными проблемами в условиях языкового, культурного, экономического и политического доминирования со стороны большинства. Социально-политическая и экономическая динамика складывается далеко не в их пользу, не в последнюю очередь потому, что сан оказываются вынуждены отказываться от своего исконного охотничье-собирательского образа жизни. В данной статье предпринята попытка критически проанализировать положение сан в Ботсване и обосновать необходимость деколонизации сознания, которая позволит освободить их от языковой и культурнолингвистической зависимости. Зависимость формируется в том числе из-за того, что более образованные люди заключают земельные сделки на эксплуатацию природных ресурсов с ТНК, при этом на данных территориях проживает сельское население. Автор демонстрирует, что сообщества сан крайне уязвимы как с социальной, так и с лингвистической точки зрения. Столь драматические процессы все еще происходят в наше время, в постколониальной, независимой Африке. Теории, использованные в данном исследовании, помогают критически взглянуть на социальные условия, в которых оказались сан в Ботсване. В статье утверждается, что в настоящее время сан находятся в чем-то похожей ситуации, что и другие африканские сообщества во времена правления европейского империализма. Автор приходит к выводу, что без деколонизации сознания навязывание народу сан политики развития и социальнополитической гегемонии большинства приводит к печальным последствиям. Таким образом обосновывается настоятельная необходимость деколонизации сознания, которая приведет к защите этнического и языкового меньшинства сан.
В статье представлен аналитический обзор подходов к возникновению африканской протестной идентичности. В ней рассматриваются причины и формы протестной идентичности в Африке как в историческом ракурсе, так и в современности. Африканская протестная идентичность связана с колониальным культурным давлением и представляет собой реакцию на дискредитацию африканской культуры и личности африканца.
В исследовании выделены два противоположных подхода к колонизации. Европоцентристский подход рассматривает колонизацию как благотворный цивилизационный проект, тогда как сами африканцы видят в ней трагедию, приведшую к кризису идентичности и конструированию новых форм идентичности (Э. Блайден, негритюд Л. С. Сенгора). Африканская протестная идентичность сформировалась в противостоянии культуре белого человека и белой расе в целом. Механизм ее формирования включает создание новых бинарных оппозиций, смену оценочных полюсов, акцентирование внимания на уникальности и превосходстве африканской культуры и африканского человека. Исторический анализ и метод сравнительного анализа используются в исследовании для выявления различий и табуированных областей в межкультурном взаимодействии. Делается вывод, что африканская протестная идентичность в большинстве своих проявлений носит антиколониальный, антиглобалистский, расовый и цивилизационный характер. Процессы формирования «антинеоколониальной» африканской протестной идентичности могут активизироваться и принять форму стремления к суверенитету, субъектности, к поиску своего пути. Это требует отдельного исследования, которое автор уже начал.
Данную статью можно считать продолжением ранее опубликованного материала автора «Ценностно-смысловые блоки в образах африканской поэзии (в контексте исторических и социальных изменений)».
Данная статья посвящена проблеме информационного суверенитета, попыткам его обретения и поддержания на Африканском континенте. Наследие колониализма и неоколониальная политика бывших метрополий не позволяли африканским странам достичь информационной независимости, без которой невозможны государственная независимость и суверенитет. Новые независимые государства видели роль СМИ прежде всего в работе по созданию, укреплению и поддержанию национального единства, формированию национальной культурной идентичности, а также в борьбе с колониализмом.
В статье анализируются особенности формирования масс-медиа в Африке, основные направления деятельности СМИ после обретения независимости, влияние западных стран и транснациональных корпораций на культурно-информационную сферу Африканского континента. Особое внимание уделяется попыткам африканских стран добиться нового справедливого информационного порядка. Период либерализации информационного пространства в Африке привел к противоречивым результатам: борьба за свободу информации и насыщения СМИ национальным контентом приняла формы борьбы с внутриполитическим авторитаризмом. При этом проблема господства транснациональных информационных корпораций и их продукции отошла на второй план, затушевывалась. В этот период проявилась трансформация неоколониализма, который стал не только глобальным, но и лишил государства возможности проводить суверенную информационную политику.
В африканском информационном пространстве сохраняется доминирование западных нарративов, которые, оперируя тезисами развития, прогресса, модернизации, международного сотрудничества, человеческого потенциала, укрепления «демократических институтов» на самом деле пропагандируют интересы доминирующих держав, что способствует сохранению новой неоколониальной повестки дня, закреплению неравенства и дисбаланса сил.
Статья посвящена анализу исторической динамики процессов деколонизации африканских исследований в период с 1960 г. по настоящее время. Тема деколонизации знания в последние десятилетия под влиянием постколониального дискурса приобретает особую актуальность и становится предметом оживленных дискуссий в академических кругах стран Африки южнее Сахары. В центре внимания автора ‒ теории и практики освобождения системы производства знаний, предложенные и полностью или частично реализованные исследователями и общественными и политическими деятелями африканского происхождения.
В работе рассматриваются инициативы консолидации ученых, в частности история создания панафриканской неправительственной исследовательской организации КОДЕСРИА, действующей и по сей день. Затронута проблема дебатов, проходивших в период с середины 1960-х по 1980 г. в Дар-эс-Саламском университете. Указано, что одним из ориентиров для африканских интеллектуалов первых двух десятилетий независимости была интеграция на уровне континента, диаспоры и международного академического сообщества. Сделан акцент на факторах, обусловливающих необходимость продолжения трансформации научнообразовательной сферы в XXI в. В их числе эпистемическая и эпистемологическая несправедливость, а также академическая асимметрия. Отмечено, что труды современных интеллектуалов таких как А. Мбембе и С. Ндлову-Гатшени образуют «идейный континуум» с работами их предшественников – Клода Аке, Самира Амина, Шейха Анта Диопа. В статье введено и охарактеризовано понятие «плюриверсальности». Автор приходит к выводу о том, что современные африканские исследователи, занимающиеся проблемами деколонизации науки и образования, в стремлении создать собственный сегмент в плюриверсальной системе знания зачастую обращаются к идеям предшественников.
Статья посвящена анализу научной и политической деятельности выдающегося мыслителя Африки ХХ столетия – Шейха Анта Диопа, который считается родоначальником африканской исторической науки и символом африканского возрождения. Она приурочена к 100-летию со дня его рождения. В работе показана его многодисциплинарная научная деятельность как в области гуманитарных, так и точных наук. Обращено внимание на разработку различных методов датирования археологических и геологических образцов, которая помогла Ш. А. Диопу внести вклад в изучение происхождения человека и продвижение идей о том, что Древний Египет был неразрывно связан с народами Африки. Исследуется политический аспект его деятельности от активиста студенческого движения за независимость Черной Африки во Франции, до создателя и руководителя политических партий в Сенегале.
В статье рассматривается его оппозиционная деятельность по отношению к политической власти страны, включая президента Л. С. Сенгора. Противоречия касались несогласия Ш. А. Диопа с существующей политической системой Сенегала, которая, как он полагал, не была демократической и независимой. В работе делается вывод о значении наследия африканского мыслителя для современной исторической науки и развития общественной мысли в Африке. Его труды продолжают вдохновлять африканцев и людей африканского происхождения по всему миру, несмотря на негативное отношение некоторых представителей европейской школы к его теории о зарождении человеческой цивилизации в Африке. В работе анализируется не только вклад ученого в мировую историческую науку, но также и перспективы для будущего поколения африканских исследователей, которые продолжат работу по основным направлениям его деятельности.
В данной статье рассматривается феномен расовой колонизации Африки европейцами и последующих продолжительных усилий по деколонизации Африканского континента. Колонизация порождала бедность. Она лишила африканцев прав и суверенитета, она стремилась уничтожить их идентичность и способность мыслить и рассуждать по-своему, она превратила все африканское в товар. Для обеспечения «эффективной» оккупации при создании колониальных государств использовались три вида инструментов: военный, административный и миссионерский.
Некоторые жители покоренных территорий не задавались вопросами, они попросту приспосабливались и принимали новый порядок как данность. Другие были вынуждены принять новый порядок, потому что не имели средств противиться ему, но при этом они продолжали размышлять о причинах своего поражения, а также о методах и целях нового порядка. Многие из тех, кто сомневался и ставил вопросы, стали антиколониалистами, возглавившими различные этапы деколонизации колониальных государств. Они оспаривали расовую основу колониализма, но не всегда ‒ созданные колонизаторами государственные структуры.
В разгар «холодной войны» это привело к попыткам придать национальный характер некоторым аспектам колониального государства, в основном через академические дисциплины, чтобы привнести в каждую из них что-то «африканское». Подобное происходило в истории, политологии, философии и теологии, а также в литературе. Это вернуло колониальным народам некоторую уверенность в себе, но колониальные структуры по-прежнему сохранялись. Такое положение привело к тому, что деколонизация стала задачей постколониального периода, вопросом свободы разума.