Архив статей журнала
Данная статья посвящена актуализации концепции «коллективной опоры на собственные силы» (КОСС) с учетом становления многополярного мира. Особое внимание уделяется попыткам стран Африки выйти из центр-периферийной модели зависимого развития по- средством реализации данной концепции. Приводятся теоретические основания концепции КОСС, закрепленные в Арушской декларации 1967 г., Арушской программе коллективной опоры на собственные силы и переговорных рамках 1979 г., в ряде документов Организации африканского единства (ОАЕ) и Афросоюза (АС). Показано отношение к КОСС в работах западных экспертов, ученых из СССР и России, а также современных исследователей из бывших республик Югославии. Приведены трактовки концепции на основе трудов Й. Галтунга, С. Амина, немецких экспертов. Показана практика применения концепции в Буркина-Фасо, соседних странах, а также в Танзании. Проведен критический анализ итогов реализации концепции, возможностей ее имплементации в современных реалиях глобального капитализма. Особое внимание уделено уровням реализации концепции, а также теории и практики делинкинга – временного сокращения экономических связей со странами «коллективного Запада». Сделан вывод о том, что в 2020-е гг. многоуровневая имплементация концепции КОСС (локальный, страновой, уровень Альянса государств Сахеля, уровень Мирового большинства) представляется даже более реалистичной, нежели в момент ее разработки. Этому способствует доминирование незападных экономик в глобальном базисе, макроисторические процессы декаплинга (формирования отдельных блоков), а также ключевая роль стран Мирового большинства в текущих экономических связях стран Сахеля. Показан сдерживающий фактор в виде сохранения масштабных потоков западной помощи региону.
Когда в конце 1960-х – начале 1970-х гг. в Африке была сформулирована концепция права человека на развитие, идея заключалась не в том, чтобы просить помощи в целях развития, а в том, чтобы заявить о своем праве на самоопределение, или даже о праве на подлинное освобождение от продолжающегося внешнего господства, с тем, чтобы взять на себя суверенный контроль и самостоятельно определять судьбу развития континента. Однако в ходе эволюции идея права на развитие была в некоторой степени искажена и стала как раз подразумевать обращение к помощи в целях развития для ее реализации. От развитых стран требовалось выделять 0,7% своего годового валового внутреннего продукта в качестве иностранной помощи для содействия развивающимся странам, включая страны Африки. За более чем шесть десятилетий, с 1960 по 2022 г., страны-доноры Комитета содействию развитию Организации экономического сотрудничества и развития (КСР ОЭСР) предоставили 48 странам-получателям в Африке помощь в целях развития на общую сумму $1,23 трлн. В данной статье рассматривается вопрос о том, в какой степени иностранная помощь способствовала развитию стран-получателей в Африке. В ходе проведенного анализа удалось установить, что, несмотря на непрерывные поставки иностранной помощи в Африку, обнищание и отставание в развитии на всем континенте усугубились, что заставляет задаться вопросом, почему Африка должна оставаться в ловушке «мертвой помощи» КСР ОЭСР, когда можно опереться на альтернативные, взаимо- выгодные механизмы сотрудничества в целях развития.
Панафриканская интеграция, воплощением которой является Африканский союз (АС), преемник Организации африканского единства (ОАЕ), насчитывает уже шесть десятилетий. Немного меньше региональным организациям, таким как Экономическое сообщество государств Западной Африки (ЭКОВАС), Сообщество развития Юга Африки (САДК) и Восточноафриканское сообщество (ВАС). Несмотря на столь впечатляющую многолетнюю историю, многие проблемы АС и региональных экономических сообществ Африки сохраняются и стали чуть ли не хроническими.
В основе данного исследования – анализ научной литературы, средств массовой ин- формации, а также выводов и рекомендаций комиссий АС. Теоретической матрицей исследования послужили конструктивизм и панафриканизм.
По сравнению с аналогичными структурами в других странах «глобального Юга», Африканский союз и региональные организации оказались более успешными. Хотя АС критикуют в литературе, а Панафриканский парламент нередко подвергается насмешкам в средствах массовой информации, только Европейский союз добился большего успеха, отчасти благодаря наднациональному характеру, а также внушительному преимуществу в части ресурсов. К числу заметных успехов АС можно отнести факт утверждения им своей роли в глобальном управлении. Он координирует голосование африканских государств в Совете Безопасности ООН, а также создал прообраз дипломатического корпуса, который представляет его в крупных региональных и глобальных организациях и в двух мировых державах, США и КНР. Исследователи также должны учитывать те процессы континентального и многостороннего характера, положительно воздействующие на африканскую интеграцию, которые происходят за рамками АС, благодаря деятельности различных негосударственных структур и отраслевых объединений. Что же касается проблем АС и региональных экономических сообществ, то многие из них по сути являются проблемами правительств стран-членов этих организаций, транслированными на уровень субрегиональных и континентальных структур.
В условиях продолжающейся научной дискуссии по поводу сущности государственного суверенитета и возможных направлений его трансформации возникает потребность в комплексном анализе региональной специфики. Традиционно анализ суверенитета опирался на исторический опыт европейских государств, а вестфальская модель суверенитета рас- сматривалась как едва ли не универсальная. В то же время, такой подход не обеспечивает должного внимания к локальной и региональной специфике суверенитета. Поэтому цель данной статьи состоит в том, чтобы выявить и раскрыть основные особенности суверенитета стран Африки по четырем параметрам – целостность, неизменность, носители и направленность. Подобный анализ позволит не только вписать африканский политический опыт в академические изыскания, которые все еще сильно опираются на западные (европейские) кейсы суверенности. Важная задача данной статьи еще и в том, чтобы показать особенности суверенитета и вариативность африканских государств. Специфика суверенитета африканских государств исторически обусловлена наложением разных типов суверенитета – как выработанных на континенте, так и привнесенных извне. Это подразумевает заметную вариативность практической реализации суверенных прав и специфику реальных носителей суверенитета. В отличие от вестфальского суверенитета, в Африке сложился более широкий круг носителей суверенитета, который не ограничен формальными государственными механизмами принятия решений. Из-за особенностей наднациональной интеграции и внешних заимствований в странах Африки сложились некоторые ограничения внешнего суверенитета, способности вести дела с другими государствами, в том числе внерегиональными. Однако этот процесс пока слабо отражается на внутреннем суверенитете – в силу его разнородности, разноуровневости и сложности.
Проблемы сотрудничества Китая со странами Азии и Африки привлекают внимание отечественных и зарубежных ученых, что не случайно. Китай свыше 10 лет является главным торговым партнером Африки, одним из ведущих доноров и инвесторов в африканскую экономику. Он внес значительный вклад в развитие инфраструктуры на континенте и реализует свой глобальный международный проект «Один пояс, один путь», в котором задействованы почти все африканские страны, что, в свою очередь, положительно повлияло на увеличение производства товаров и услуг.
В статье представлено междисциплинарное исследование на стыке культурологии и африканистики. Автор предполагает, что на формирование и трансформацию ценностей и смыслов в Африке оказали влияние специфические факты истории субсахарской Африки. С одной стороны, это мощный фундамент традиционной культуры. С другой ‒ колоссальный культурный слой, связанный с колониальным прошлым африканских стран, с наслоениями западной культуры и западных ценностей. Колонизация континента, борьба за свободу и независимость, расовые проблемы определили самосознание африканцев, специфику их идентификации, необходимость восстановления собственного достоинства.
В статье рассмотрены специфические африканские ценностно-смысловые блоки, связанные с фактами африканской истории. Ставится вопрос о миссии Африки и «чернокожего человека», выраженный в ценностно-смысловом блоке «чернокожий человек – спаситель веры, хранитель духовности и чести»; вопрос об уникальной «космогонической» системе представлений африканца, воплотившийся в ценности связи с предками, с природой, с землей и с небом. Приведены примеры отражения ряда ценностно-смысловых блоков в образах африканской поэзии.
Статья посвящена отображению колониальных иерархий в сцене шаури (в германской колониальной практике – совет, собрание администрации колонии и местных жителей) в визуальных источниках Германской Восточной Африки (ГВА), а именно на открытках, в авторской фотографии, художественных зарисовках и на так называемых торговых карточках. Рассмотрение этих источников показывает, что положение в пространстве и позы участников шаури никогда не бывают случайными ‒ они демонстрируют доминирование, превосходство или, наоборот, подчиненность и отражают расклад сил, актуальный как для конкретных участников встречи, так порой и для всего региона.
Характерно, что в этом выражении доминирования особое место занимает арабо-суахилийская составляющая населения ГВА. Художественными и композиционными средствами подчеркивается существенное влияние арабов и арабизированных суахили на шаури; источники, изображающие их вне сцены совета, также демонстрируют визуальное превосходство над жителями колонии – африканцами. Также выявляются устойчивые контексты, в которых фигурируют арабы в визуальных источниках. Они позволяют проследить отражение расиализированной и иерархизированной картины мира и немецких колонизаторов, и местной арабской и арабо-суахилийской элиты.
Статья посвящена истории Британского Тоголенда, в частности, малоизученной в российской науке центральной части региона Вольта (юго-восток современной Ганы). Временные рамки исследования охватывают период с Первой мировой войны до присоединения региона Вольта к британской колонии Золотой Берег. В доколониальный период регион был зоной активных коммерческих сетей как в торговле рабами, так и широким ассортиментом товаров. Этническим большинством, проживающим в регионе, является группа народов эве. Переход от германского колониального правления (1890–1914 гг.) – непродолжительного по времени, но важного для истории Вольты фактора – привел к необходимости адаптации работы Бременских миссионеров в новых условиях, формированию у эве собственного синода и политических ассоциаций. Жители центральной части региона Вольта до 1957 г. пытались отстаивать свое право на объединение территории бывшего Германского Тоголенда и сохранения контактов с немцами. Управление Тоголендом также осложнялось расположением основного офиса колониальной власти в Золотом Береге: посредником выступала Шотландская свободная церковь, визиты которой также были эпизодическими.
В статье рассматриваются основные этапы оформления лесного хозяйства в самостоятельную отрасль экономики в африканских странах, лесные территории которых составляют общую экосистему, одну из крупнейших в мире по величине своей площади. Характеризуются особенности сложившейся в колониальный период системы отношений между основными субъектами хозяйственной деятельности в лесном секторе и ее последующей эволюции после перехода к планируемому формированию сферы лесопользования. Анализируются итоги выполнения планов управления лесными ресурсами на полученных в концессии территориях как необходимого условия получения лесозаготовительными компаниями официального подтверждения соответствия их деятельности международным стандартам устойчивого лесопользования. Рассматриваются меры по повышению эффективности применения нацио- нальных законодательств, пресекающих вывоз древесины, полученной нелегальными или сомнительными способами, и их влияние на изменение географии внешней торговли этим товаром. Отмечен опыт Габона по использованию ресурсного потенциала лесов для создания базовых основ собственной лесообрабатывающей отрасли.
Животноводство как издревле существующая во многих регионах Африки и одна из важнейших областей человеческой деятельности – неотъемлемая часть социально- культурного кода африканского населения. До настоящего времени поголовье стада – главный критерий имущественного и социального статуса его владельца. Будучи предметом торговли и натурального обмена, скот приносит значительный и стабильный доход его продавцам, одновременно выполняя функцию выкупа за невесту при заключении брачных союзов. Традиция разведения домашнего скота испытывает влияние многочисленных факторов современного развития: на животноводческую деятельность накладывают негативный отпечаток климатические изменения и эпизоотии1 последних десятилетий. Основой противоэпизоотических и профилактических мероприятий, помимо полевых исследований, становится использование в диагностике заболеваний животных современных информационных технологий.
В последние годы международное сотрудничество в сфере разработки и внедрения инноваций активно развивается, в результате чего на рынке возникают все новые инновационные продукты и технологии. В результате анализа критериев, предъявляемых к малым и средним предприятиям (МСП) в России и африканских странах выявлена их неоднородность, а иногда противоречивость, что требует гармонизации данных критериев на уровне национальных правительств и международных организаций. В исследовании приведен ряд ре- комендаций практического характера для малых и средних предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, связанную с разработкой и внедрением инноваций, а также для российских институтов развития, венчурных фондов и других организаций. Выявлены основные проблемы, с которыми могут столкнуться российские и африканские МСП, также определены основные направления их потенциального сотрудничества. В качестве главной стратегической цели развития сотрудничества российских и африканских МСП в сфере инноваций определен переход от догоняющего, имитационного технического прогресса к опережающему, инновационному развитию.
В последние годы в России растет интерес к судьбам соотечественников, которые в разные периоды истории страны оказались в Африке. Тема российской эмиграции в Южную Африку интересует как исследователей, так и широкий круг читателей, которые хотят расширить свои знания о стране, с которой Россия все теснее сотрудничает в рамках международного объединения БРИКС. Выходцы из России после революции 1917 г. и гражданской войны внесли в XX в. весомый вклад в развитие театральной и музыкальной культуры Южной Африки. Русская община в этой стране по сравнению с другими общинами была менее многочисленной, однако внесла крупный вклад в развитие страны, в том числе в области искусства, сохранив при этом русский язык и культуру. Особое внимание уделено творческой и общественной деятельности звезды русского немого кино О.И. Рунича и его жены, русской балерины Н.Н. Павлищевой.
- 1
- 2