Статьи в выпуске: 24
Статья посвящена рассмотрению истории и современному взгляду на применение принципа наглядности для развития математических представлений у детей дошкольного возраста путем использования аудиовизуальных средств. Их интерактивность и комплексность воздействия на различные органы чувств, способность развивать основы логического мышления позволяют формировать у детей полноценные математические представления.
В статье раскрыты особенности геймификации образовательного процесса в условиях цифровой образовательной среды дошкольного образования с учетом соблюдения цифровой гигиены. Выделены основные направления этой работы с детьми старшего дошкольного возраста. Подчеркивается мысль о том, что цифровое оборудование должно использоваться не для того, чтобы развивать у детей какие-то особые новые качества, а расширять и углублять естественные для дошкольного возраста стороны развития.
В статье рассматривается проблема актуализации отечественного педагогического наследия в области дошкольного образования. Обсуждается вопрос оказания методической поддержки педагогам на основе создания виртуального музея истории дошкольного образования России. Подчеркивается значимость исторического просвещения педагогов. Освещаются основные положения отечественной истории дошкольного воспитания, способствующие развитию компетенций современных педагогов.
В статье рассматривается использование новых форм дополнительного образования детей дошкольного возраста, в том числе такая форма, как художественная лаборатория. Раскрывается возможность использования традиционных и новых форм в организации художественного образования и проектной технологии в профессиональной деятельности современного педагога дополнительного образования.
В статье рассматриваются новые подходы к пониманию роли родного (русского) языка на всех ступенях дошкольного образования в процессе решения задач эстетического развития.
В статье представлена характеристика модели-конструктора проведения профессионального (демонстрационного) экзамена будущих педагогов дошкольного образования. Описана логика построения модели, представлено содержательное наполнение четырех взаимосвязанных блоков - целевого, содержательного, технологического и критериально-оценочного; обоснованы вариативные и инвариантные компоненты.
Освоение будущими педагогами (вожатыми) проектной деятельностью требует взаимодействия образовательной среды вуза и площадок летних педагогических практик. В статье представлен и прокомментирован опыт прохождения летней практики студентами Новосибирского государственного педагогического университета и развития культуры проектной деятельности будущих педагогов в ходе подготовки и реализации летних тематических смен в Центре анимационной педагогики «Зеленая улица».
В статье дан ретроспективный анализ академических и прикладных исследований зарубежных авторов по проблеме воздействия на учителя негативных факторов, следствием которых являются стресс, выгорание, эмоциональное истощение, которые, в конечном счете, приводят к тревоге и депрессивным состояниям психики субъекта педагогической практики. Представлен широкий спектр фактических данных, наглядно показывающих серьезность психологических проблем в профессиональной деятельности учителя во всех странах мира. Раскрыты основные причины стресса, такие как выгорание, тревога и депрессия, которые имеют множественные последствия, включая отрицательное влияние на здоровье, благополучие и педагогическую деятельность. Рассмотрены факторы, которые позволяют укрепить психологическое здоровье учителя и снизить стресс, связанный с его образовательной деятельностью.
В статье анализируются результаты исследования, проведенного в ноябре 2024 г. среди руководителей общеобразовательных организаций российских школ. Данные, представленные в статье, будут интересны руководителям образовательных организаций, сотрудникам органов управления образованием всех уровней, специалистам системы научно-методического сопровождения профессионального развития руководителей школ. Кроме того, полученные результаты могут быть использованы провайдерами дополнительных образовательных услуг для проектирования содержания программ персонифицированного обучения, а также корректировки маркетинговой и коммуникационной стратегий, что позволит за счет совершенствования необходимых профессиональных навыков руководящего звена развивать кадровый потенциал системы общего образования более эффективно.
Статья посвящена вопросам формирования и эволюции профессиональных ценностей инженера. Данный процесс рассмотрен с точки зрения системного подхода. Утверждается, что формирование ценностных ориентиров в нашей стране носил длительный и противоречивый характер.
В статье рассматриваются возможности применения информационных технологий при подготовке обучающихся школ к сдаче Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Цифровые инструменты обладают особым педагогическим потенциалом в контексте реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Отдельное внимание уделено использованию искусственного интеллекта. Представлены задания, демонстрирующие технологии и приемы применения различных цифровых инструментов при подготовке к ЕГЭ по истории и обществознанию.
В статье анализируются подходы к развитию мышления средствами системы образования; выделяются особенности такого процесса; рассматривается взаимосвязь процессов формирования предметных результатов и универсальных компетенций; предлагаются критерии отбора заданий, способствующих целенаправленному и сбалансированному развитию отдельных умений, составляющих компетенцию критического мышления как одной из ключевых составляющих компетентности мышления современного человека.
В статье описывается важность курса обществознания, который играет особую роль, так как знакомит учащихся с основами социального устройства, правами и обязанностями граждан и формирует регулятивные, познавательные и коммуникативные умения. Эти умения становятся основой для формирования личности, способной к критическому мышлению, эффективному взаимодействию с окружающими и успешному решению проблем. Описываются значение и способы формирования регулятивных, познавательных и коммуникативных умений в курсе обществознания.
В статье представлен анализ отечественного и зарубежного опыта применения цифровых технологий для развития экологической грамотности младших школьников. В процессе работы проведен обзор существующих платформ и инструментов, возможных для применения в проектной деятельности обучающихся начальных классов.
В статье актуализируются задачи патриотического воспитания современных дошкольников как одной из составляющих содержания воспитательного процесса в дошкольной образовательной организации. Утверждается роль духовно-нравственных ценностей в решении задач патриотического воспитания. Представляется обзор научной литературы, раскрывающий аспекты изученности проблемы воспитания патриотизма в дошкольных организациях. На основе определения понятия духовно-нравственных ценностей обозначена специфика образовательной среды и выделены задачи, решаемые педагогами в процессе воспитания патриотизма на основе духовно-нравственных ценностей в дошкольной организации. Раскрыто авторское понимание патриотического воспитания на основе духовно-нравственных ценностей православной культуры. Представлены основные принципы и направления работы по воспитанию патриотизма у детей дошкольного возраста в условиях духовно-нравственной образовательной среды. Делается вывод о целесообразности построения духовно-нравственной образовательной среды как условия прочного единства, где она служит «социальным клеем», объединяющим детей вместе посредством общих духовно-нравственных ценностей, общего чувства принадлежности к родной культуре, приверженности общему благу и любви к своей Родине.
В настоящее время проблемы адаптации детей беженцев в общеобразовательных учреждениях встают достаточно остро. За последние годы количество вынужденных переселенцев значительно возросло в связи с конфликтами на границе России. Большой процент людей, прибывающих в статусе беженцев, составляют женщины и малолетние дети, вынужденные покидать зоны конфликта. В работу по адаптации вынужденных переселенцев включены все социальные институты, призванные обеспечить здоровье, образование и социальное благополучие новоприбывших. Министерство образования уделяет пристальное внимание школьной адаптации детей беженцев. Это обусловлено тем, что дети являются наиболее уязвимой социальной группой. Благополучие детей всегда являлось приоритетом нашего государства и всей социальной системы. Грамотное психолого-педагогическое сопровождение детей беженцев поможет переселенцам адаптироваться к новым условиям жизни.
В статье рассмотрены актуальные проблемы реформирования системы образования в информационно-цифровом обществе. Раскрыты преимущества и недостатки основных концептуальных моделей образования (репродуктивная и авторизованная); уточнены и раскрыты противоречия трансформации системы образования в информационно-цифровую эпоху и главное из них - противоречие между постоянно возрастающими темпами смены поколений технологических новаций, с одной стороны, и качественным и скоростным «застоем» процессов трансформации образовательных технологий, с другой. Обоснована объективная необходимость перехода репродуктивной модели образования в креативно-авторизованную. Предложен методологический подход к поиску и определению концептуальной модели обра зовательного «конфигурирования тренда реформирования», а также концептуальная модель авторизованного обучения и приобщения к социальности.
Развитая социальная инфраструктура является базовым ресурсом для реабилитирующего пространства подростков группы риска, которая нейтрализует виктимогенные факторы, окружающие подростка, качественно преобразует его жизнь, способствует ресоциализации подростка группы риска и направляет его социализацию в русло социально одобряемого поведения.
В статье представлены результаты ретроспективного анализа отечественного опыта организация предпрофессионального образования и профильного обучения детей. Даны характеристики основных направлений академических и прикладных исследований и стратегий организации предпрофессионального образования и профильного обучения детей. Отмечено, что ядро первой стратегии составляют «проектирование-программа-среда-школа», второй - адаптивная интеграция школы и вузов, третьей - сетевая структура. Рассмотрены подходы, принципы и организационно-педагогические условия, реализация которых обеспечивает результативность предпрофессионального образования и профильного обучения детей. Выявлены свойства и определены тренды дальнейшего совершенствования механизмов организации предпрофессионального образования и профильного обучения детей.
Традиционные маркетинговые подходы не учитывают цикличность, сезонные колебания, ежегодное обновление программ дополнительного образования и необходимость постоянной адаптации к изменяющимся потребностям детей и родителей. В статье описывается разработанный автором маркетинговый цикл, обеспечивающий стабильный рост организации, максимально удовлетворяющей потребности обучающихся и их родителей. Для этого автор использовал категориально-символьный метод «Пентаграмма у-син», позволяющий структурировать маркетинговую деятельность и выявить взаимосвязи между пятью ее ключевыми компонентами. Предложенная модель маркетингового цикла представляет собой гибкий и адаптивный инструмент, позволяющий эффективно планировать и оптимизировать маркетинговую деятельность в сфере дополнительного образования детей.
Статья посвящена анализу кибербезопасности в контексте образовательной практики и разработки рекомендаций для учителей по формированию цифровой грамотности у школьников. Особое внимание уделено современным угрозам, таким как фишинг, кибербуллинг и кибершпионаж. Рассматриваются различные подходы к обучению кибербезопасности, анализируются точки зрения российских и зарубежных исследователей. Предложена авторская позиция на понятие кибербезопасности, что позволяет установить теоретические основания для разработки педагогических методик.
В статье рассмотрено содержание понятия «принцип» на уровнях науки управления и теории внутришкольного управления. Представлена эволюция данного понятия на протяжении последнего столетия, показаны особенности конкретизации принципа развития на примере разработки, обсуждения, утверждения и реализации программы развития.
Статья посвящена анализу современных теоретических подходов в управлении негосударственными учебными заведениями в странах мира. Рассмотрены основные группы рисков в контексте управленческой деятельности (стратегические, финансовые, операционные, законодательные). Исследована роль стиля руководства, организационной структуры, аспекта расширения полномочий персонала как важных составляющих для достижения эффективного управления. Проведен анализ категории преподавателей как ключевых участников деятельности негосударственной образовательной организации: рассмотрены особенности стратегии преподавания, а также требования к современным методикам преподавания. Выделены особенности управленческой деятельности в странах ОЭСР: делается вывод о доминировании эффективных и действенных процессов управления как главном элементе для построения гармоничной управленческой деятельности со стороны руководства. Выделены основополагающие принципы реализации стратегической управленческой деятельности негосударственной образовательной организации. Отмечается значимость разработки управленческого подхода с учетом волатильности внешней среды и удовлетворения ожиданий всех учредителей (заинтересованных лиц) негосударственной образовательной организации.
Формирование и развитие региональной системы обеспечения высококвалифицированными кадрами социально-экономического развития региона требует определения соответствующих методологических основ. Наиболее востребованными являются комплексный и кластерный подходы. Востребованность комплексного подхода обусловлена сложностью социальноэкономической и политической действительности. Кластерный подход к «выращиванию» высококвалифицированных кадров региона основывается на признании ведущей роли регионального педагогического университет с его социально-гуманитарным потенциалом. Благодаря взаимовыгодному партнерству хозяйствующих субъектов и системы высшего образования преумножается синергетический эффект регионального кластера, постоянно испытывающего потребности в высококвалифицированных кадрах.