Архив статей журнала

"СНЕГУРОЧКА" А. Н. ОСТРОВСКОГО В РУССКОМ ТЕАТРАЛЬНО-ДЕКОРАЦИОННОМ ИСКУССТВЕ КОНЦА XIX - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX В. (НА МАТЕРИАЛАХ ФОНДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕМОРИАЛЬНОГО ПРИРОДНОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА "ЩЕЛЫКОВО") (2023)
Выпуск: Том 12 №4 (2023)
Авторы: Портнова Татьяна Васильевна

Статья посвящена художественному оформлению пьесы-сказки А. Н. Островского, законченной автором в 1873 г. Автор статьи обращается к первоисточнику природных мест, где зародился сказочный сюжет и впервые был воплощен в сценографии художников конца XIX - первой половины ХХ в., считающимися самыми значимыми постановочными решениями, некоторые из которых находятся в фондах музея-заповедника «Щелыково». Методология исследования основана на историко-хронологическом развитии визуальных образов сказки, начиная от литературного первоисточника к художественному воплощению в эскизах. Декорационный материал рассматривается в связи с литературно-эстетическими принципами писателя, жанровой формой, отразившими весенне-зимнее настроение, фантастические человеческие образы и пейзажные этюды. Изобразительный материал, включающий работы В. М. Васнецова, М. А. Врубеля, К. А. Коровина, А. А. Арапова, А. Ф. Буслаева, анализируется как своеобразная целостная система, вместе с тем привносящая в сценическую интерпретацию сказки свою эстетику, индивидуальный стиль и внутреннее наполнение.

Сохранить в закладках
А. Н. ОСТРОВСКИЙ - СОЗДАТЕЛЬ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ТЕАТРА. К 200-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ ХУДОЖНИКА. ЧАСТЬ II: СЦЕНИЧЕСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ (2023)
Выпуск: Том 12 №3 (2023)
Авторы: ИЛЬИН ВИКТОР ВАСИЛЬЕВИЧ

Обширное драматическое наследие Островского изучается посредством исследования преимущественно занимающих его ракурсов заявления «человеческого в человеке». С данной целью на основе однородных наблюдений производится выборка, устанавливающая распределение неких базовых параметров. Согласно такому способу действования драматический материал расценивается гуманитарным полем, в пределах которого осуществляется сценическое экспериментирование. В действительности речь идет о получении двух рядов генеральных совокупностей: одну устанавливает художник (выделением множества репрезентативных жизненных картин), другую - аналитик его творчества (выделением репрезентативных картин художественной трактовки жизни). Характеризация сценографии Островского проводится по функциям значения таких капитальных поэтических тематизаций, как сюжетика - «маленький человек»; «человеческое достоинство»; «самодурство»; «все всегда - в продаже»; «внутренняя опустошенность»; «путь России»; «счастье»; «историческое творчество».

Сохранить в закладках
А. Н. ОСТРОВСКИЙ - СОЗДАТЕЛЬ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ТЕАТРА. К 200-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ ХУДОЖНИКА. ЧАСТЬ I: АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПРЕАМБУЛА (2023)
Выпуск: Том 12 №2 (2023)
Авторы: ИЛЬИН ВИКТОР ВАСИЛЬЕВИЧ

Объемное драматическое наследие Островского подвергается осмыслению с позиций продумывания глубин национального состояния, пробуждения народного духа. Преимущественное внимание обращается на специфические задачи театра способствовать духовному прогрессу общественной жизни через гуманитарное зодчество. В определенном смысле работа восполняет пробел, связанный с недостаточным уяснением человеческого значения художественной деятельности родоначальника отечественной сцены.

Сохранить в закладках