Архив статей журнала

ОПЕРА Н. Г. ЖИГАНОВА "НАМУС": КОНТЕКСТЫ ЗАБВЕНИЯ (2024)
Выпуск: №4 (48) (2024)
Авторы: Бекирова Дая Надировна, Маглыгин Александр Львович

Объектом внимания стала опера Н. Жиганова «Намус» (1950), сценическая судьба которой оказалась весьма драматичной: несмотря на обильное использование востребованных в то время художественных идеологизмов, произведение фактически сразу было снято с репертуара Оперного театра. До сих пор «Намус» находится в забвении в отличие от других опер Жиганова. В статье рассматривается комплекс причин, вызвавших историческую краткосрочность оперы, в которой наиболее рельефно в творчестве Жиганова отразилась «сталинская тема».

Сохранить в закладках
ОПЕРА "ЭЙНШТЕЙН" САЛИМА КРЫМСКОГО КАК ПРИМЕР АВТОРСКОГО СТИЛЯ КОМПОЗИТОРА (2024)
Выпуск: №4 (48) (2024)
Авторы: Швец Екатерина Александровна

Статья посвящена опере «Эйнштейн» советского и российского композитора Салима Крымского (1930-2022), написанной в 2018 году. Целью исследования стало выявление характерных черт его авторского стиля в контексте ранее рассмотренных нами опер «Мандельштам» и «Спиноза», определение особенностей либретто и драматургии произведения. Ключевая роль в формообразовании отведена целому лейткомплексу (состоящему из лейттем, лейтмотивов и лейтжанра), благодаря которому посредством симфонической логики преодолевается дискретный характер сюжета. Таким образом, композитору в сравнительно небольшой опере удалось охватить важнейшие события жизни Эйнштейна, создать реалистический и многогранный музыкальный портрет учёного и показать катастрофические события, к которым привели его открытия спустя много лет.

Сохранить в закладках
ПЕНТАТОНИКА И ПОЛИФОНИЯ: О ЦИКЛЕ "24 ПРЕЛЮДИИ И ФУГИ" ВИТАЛИЯ ХАРИСОВА (2024)
Выпуск: №4 (48) (2024)
Авторы: Васирук Ирина Ивановна

В статье рассматривается фортепианный цикл «24 прелюдии и фуги» Виталия Харисова в контексте ладового компонента. Именно ладотональное решение большого полифонического цикла отечественного композитора отличается своеобразием и уникальностью, что проявляется в тональной структуре опуса, но более всего, в многообразных способах применения ангемитонной пентатоники. Полифонические пьесы демонстрируют огромные возможности этой ладовой системы, которая придаёт им особый национальный татарский колорит. При этом пентатоника коллаборирует со всеми тональностями темперированного строя, двенадцатитоновой серийностью, политональностью.

Сохранить в закладках
ОРАТОРИЯ-ПОЭМА В. САЛМАНОВА "ДВЕНАДЦАТЬ": ОБРАЗ КРАСНОГВАРДЕЙЦЕВ В КОНТЕКСТЕ НАРОДНОЙ СМЕХОВОЙ КУЛЬТУРЫ (2024)
Выпуск: №4 (48) (2024)
Авторы: Бериглазова Екатерина Васильевна

В настоящей статье предлагается новый, нетрадиционный взгляд на центральный художественный образ оратории В. Н. Салманова «Двенадцать». Автор рассматривает его сквозь призму русского бунтарства и концентрирует внимание на обнаруживающих себя в процессе исследования взаимосвязях данного коллективного персонажа с традициями русской народной смеховой культуры. Результатом анализа стала реконструкция образа двенадцати красногвардейцев, позволившая идентифицировать его как концепт.

Сохранить в закладках
EINLAGE К ПАРОДИИ "ГВОЗДИКА И ПЕРЧАТКА" И. Н. НЕСТРОЯ КАК ТЕКСТОЛОГИЧЕСКАЯ, ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКАЯ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ЗАГАДКА (2024)
Выпуск: №4 (48) (2024)
Авторы: Власов Алексей Андреевич

Статья посвящена рассмотрению Приложения к партитуре одной из оперных пародий австрийского драматурга Иоганна Непомука Нестроя (1801-1862) «Гвоздика и перчатка, или Судьба семейства Максенпфуч» с музыкой Адольфа Мюллера-старшего (1801-1886). Предпринята попытка ответить на типичные вопросы, которые могут возникнуть во время изучения подобных музыкальных документов, относящихся к традиции венского народного театра: для чего предназначалось это приложение, когда оно было создано и кто был его автор.

Сохранить в закладках
"СЛАВЯНСКИЕ" СОЧИНЕНИЯ АНТОНИНА ДВОРЖАКА (2024)
Выпуск: №2 (46) (2024)
Авторы: Шавырина Елизавета Андреевна

Статья посвящена «славянским» сочинениям чешского композитора Антонина Дворжака. Автор статьи, анализируя элементы музыкального языка Дворжака (гармонии, оркестровки, формы), акцентирует внимание на разных способах претворения славянского колорита в зависимости от жанра произведения.

Сохранить в закладках
СТАРИННАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ПЕСНЯ "БОГОРОДИЦА": ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ (2024)
Выпуск: №2 (46) (2024)
Авторы: Вискова Ирина Владимировна

«Богородица» - это старинная религиозная песня. Она была создана приблизительно в XI-XIII веках на территории нынешней Восточной Европы, в те времена - Великого княжества Литовского и Королевства Польского. Интерес к истории религиозного гимна «Богородица» не утихает с начала XIX века. За это время были опубликованы исследования по истории языка, гимнографии, содержащие анализ стихосложения и мелодии песни. Белорусские и польские исследователи оспаривают её национальную принадлежность. В наше время мелодия «Богородицы» была использована в сочинениях ряда польских композиторов. В статье рассматриваются следующие сочинения: Третья симфония “Sinfonia Sacra” Анджея Пануфника, “Miserere” для смешанного хора a cappella и Третья симфония Хенрика Миколая Гурецкого, Шестая «Польская» симфония Кшиштофа Мейера.

Сохранить в закладках
О СООТНОШЕНИИ СЛОВА И МУЗЫКИ В "РУССКОЙ ПЕСНЕ" И НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ РИТМИКИ КАМЕРНО-ВОКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ М. МУСОРГСКОГО (2024)
Выпуск: №2 (46) (2024)
Авторы: Смирнова Елена Михайловна

Тенденция к ослаблению законов тактового метра и усилению квантитативности, характерная для европейской музыки XIX-ХХ веков, впервые в наиболее законченном виде проявилась в творчестве М. Мусоргского. Причиной, побудившей композитора обратиться к метрическим возможностям долготы, явилась «русская песня» и сложившиеся в ней слогоритмические нормы. В статье показано, каким образом чуткость слуха композитора позволила ему услышать нечто новое в давно известном, придав этому новому эстетически совершенный облик.

Сохранить в закладках
ПЯТЫЙ КОНЦЕРТ АНТОНА РУБИНШТЕЙНА И ЕГО ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ СУДЬБА (2024)
Выпуск: №1 (45) (2024)
Авторы: Цзэн Ии

Статья посвящена рассмотрению Пятого концерта для фортепиано с оркестром выдающегося российского композитора и пианиста Антона Григорьевича Рубинштейна. В наши дни это произведение, сыгравшее значимую роль в эволюции жанра концерта в российской музыкальной культуре, практически пребывает в забвении. Между тем, оно оказало значительное воздействие на формирование композиторского стиля таких последователей Рубинштейна, как П. Чайковский, С. Рахманинов. Цель работы - рассмотреть образный и стилистический строй Пятого концерта (особенности его архитектоники, мелодизма, ритмической организации), проанализировать средства исполнительской выразительности, а также выявить причины, предопределившие недостаточную востребованность Концерта у пианистов прошлого и современности. Новизна работы заключается в том, что подобное комплексное рассмотрение Пятого концерта, имеющее теоретическую и практическую значимость, предлагается в музыкознании впервые.

Сохранить в закладках