Архив статей журнала

EINLAGE К ПАРОДИИ "ГВОЗДИКА И ПЕРЧАТКА" И. Н. НЕСТРОЯ КАК ТЕКСТОЛОГИЧЕСКАЯ, ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКАЯ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ЗАГАДКА (2024)
Выпуск: №4 (48) (2024)
Авторы: Власов Алексей Андреевич

Статья посвящена рассмотрению Приложения к партитуре одной из оперных пародий австрийского драматурга Иоганна Непомука Нестроя (1801-1862) «Гвоздика и перчатка, или Судьба семейства Максенпфуч» с музыкой Адольфа Мюллера-старшего (1801-1886). Предпринята попытка ответить на типичные вопросы, которые могут возникнуть во время изучения подобных музыкальных документов, относящихся к традиции венского народного театра: для чего предназначалось это приложение, когда оно было создано и кто был его автор.

Сохранить в закладках
"40 КИТАЙСКИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН В ПОЛИФОНИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКЕ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО" ЧЭНЬ ХУНДУО КАК ПРИМЕР ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ ПО ПОЛИФОНИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ В КИТАЕ (2024)
Выпуск: №3 (47) (2024)
Авторы: Цао Синьюй

Освоение европейских форм и методов организации музыкальной ткани китайскими композиторами - актуальная проблема современного музыкознания. На примере сборника «40 китайских народных песен в полифонической обработке для фортепиано» Чэнь Хундуо анализируются приёмы, характерные для полифонического двухголосия на основе китайских народных песен.

Сохранить в закладках
ТАТАРСКАЯ МУЗЫКА НАЧАЛА ХХ ВЕКА В ГРАМЗАПИСИ: СОЛО НА ГАРМОНИКЕ (2024)
Выпуск: №3 (47) (2024)
Авторы: Газиев Идрис Мударисович

Данная статья посвящена рассмотрению записей татарских музыкантов-гармонистов - соло на гармонике, осуществлённых в начале XX века граммофонными компаниями и фирмами, работавшими в России. Автор расширяет границы изучения татарской музыкальной культуры за счёт введения в научный оборот граммофонных записей (аудиодокументов) соло на гармонике. Автор анализирует архивные документы, сохранившиеся граммофонные пластинки из архивов и частных коллекций с записями соло на гармонике музыкантов-гармонистов И. Кудашева-Ашказарского, Х. Юсипова, М. Бабажанова, В. Нурлгатинова.

Сохранить в закладках
К ИСТОРИИ ПСАЛТИРЕВИДНЫХ ГУСЛЕЙ РОССИИ: ГИПОТЕЗА Ф. П. ПАВЛОВА - Р. Б. ГАЛАЙСКОЙ (2024)
Выпуск: №3 (47) (2024)
Авторы: Кондратьев Михаил Григорьевич

Статья посвящена дискуссионным вопросам истории шлемовидных (псалтиревидных) гуслей России. Анализируя гипотезу А. С. Фаминцына, автор предлагает рассматривать как альтернативную версию происхождения псалтиревидных гуслей, складывающуюся в работах Р. Б. Галайской, Ф. П. Павлова, М. Н. Нигмедзянова.

Сохранить в закладках
ТЕМБР И АРТИКУЛЯЦИЯ В ПОЭТИКЕ БАЯННЫХ СОНАТ КИРИЛЛА ВОЛКОВА (2024)
Выпуск: №3 (47) (2024)
Авторы: Бурлаков Михаил Сергеевич

В статье рассматривается темброво-артикуляционная специфика трёх баянных сонат К. Волкова. Выделяются элементы фактуры, связанные с фонетикой и дикцией речи. Опосредованно затронуты и другие музыкальные средства данных композиций в темброво- артикуляционном контексте.

Сохранить в закладках
ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ ТЕХНИКИ ПЕНИЯ БЫСТРЫХ ПАССАЖЕЙ В МУЗЫКЕ ЭПОХИ БАРОККО (2024)
Выпуск: №3 (47) (2024)
Авторы: Круглова Елена Валентиновна

Целью данной статьи является попытка реконструкции ранней техники пения пассажей и украшений, которой пользовались музыканты в эпоху барокко. Автор статьи выдвигает гипотезу о важности изучения данной техники современными певцами, исполняющими старинную музыку, что позволит приблизиться к исторически информированному пению.

Сохранить в закладках
ПЕНТАТОНИКА В ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ДИСКУССИЯХ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА (2024)
Выпуск: №3 (47) (2024)
Авторы: Маглыгин Александр Львович

Статья посвящена проблеме научной трактовки пентатоники в музыкальной теории первой половины ХХ века. Показана специфика данного лада, терминологические версии, эволюция в его трактовке. Отражён относительно широкий спектр научных подходов в понимании пентатоники, обусловленный общетеоретическим и идеологическим контекстом времени конца ХIХ - первой половины ХХ века. Принципиально фокусируется внимание на проблеме тонально-многоголосной трактовки пентатоники, получившей разное теоретическое толкование.

Сохранить в закладках
КАРЛ II СТЮАРТ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ СКРИПИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ В АНГЛИИ (2024)
Выпуск: №3 (47) (2024)
Авторы: Шлемов Игорь Валентинович

В статье рассматривается роль короля Карла II Стюарта в формировании интернациональной скрипичной школы в Англии; освещаются его музыкальные вкусы, а также продиктованные ими действия, имевшие прямое или косвенное влияние на исполнительское искусство в стране.

Сохранить в закладках
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛАДОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КЫРГЫЗСКИХ КОМПОЗИТОРОВ (НА ПРИМЕРЕ КУУ А. ОГОНБАЕВА "МАШ БОТОЙ") (2024)
Выпуск: №2 (46) (2024)
Авторы: Жолдошбек кызы Гульмира

Инструментальная музыка - одно из ярких явлений музыкальной культуры кыргызского народа. Куу «Маш ботой» А. Огонбаева – визитная карточка кыргызского народа, энциклопедия применяемых на комузе штрихов и приёмов.

Сохранить в закладках
КОНЦЕПЦИЯ ДИАЛОГА В ФОРТЕПИАННОМ КОНЦЕРТЕ "ОГОНЬ" ТАНЬ ДУНЯ (2024)
Выпуск: №2 (46) (2024)
Авторы: Ван Цзясинь

В статье обозначены духовные основы творчества современного китайско-американского композитора Тань Дуня и показано их проявление в его фортепианном концерте «Огонь». Философия концепции инь-ян воплощена в нём через многоплановое раскрытие принципа диалогичности.

Сохранить в закладках
ПРОЦЕСС ЕВРОПЕИЗАЦИИ ОПЕРНОГО ТЕАТРА КИТАЯ (2024)
Выпуск: №2 (46) (2024)
Авторы: Ши Вэньсинь

Предпринят анализ европейского оперного репертуара в театрах Китая. Рассмотрены важные постановочные проблемы: модификация сюжетов, трактовка образов главных персонажей, сочетание вокальных техник - национальной и bel canto.

Сохранить в закладках
МУЗЫКА В КЛАССИФИКАЦИИ НАУК ШИГАБУТДИНА МАРДЖАНИ. ИЗ ИСТОРИИ ТАТАРСКОЙ МЫСЛИ О МУЗЫКЕ (2024)
Выпуск: №2 (46) (2024)
Авторы: Сайфуллина Гузель Рустемовна

В статье рассматривается раздел до сих пор не публиковавшегося труда Ш. Марджани «Мукаддима», посвящённый музыке как науке и как практике. Это первый известный в истории татарской мысли о музыке опыт научного подхода к музыке, понимаемой в традициях классической музыкальной науки исламского Востока.

Сохранить в закладках
← назад вперёд →