Освоение европейских форм и методов организации музыкальной ткани китайскими композиторами - актуальная проблема современного музыкознания. На примере сборника «40 китайских народных песен в полифонической обработке для фортепиано» Чэнь Хундуо анализируются приёмы, характерные для полифонического двухголосия на основе китайских народных песен.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.48201/22263330_2024_47_87
- eLIBRARY ID
- 75169413
Самым популярным сюжетом среди выбранных для обработок песен является расставание мужчины и женщины из-за трудных жизненных условий — военных действий (период антияпонской войны), революций, партизанского движения, трудовых отрядов для освоения новых земель и т. п. Основными мотивами выступают твёрдость духа, патриотизм, смирение, любовь, печаль, тоска по родине. Песни антивоенного содержания объединяет революционный, пропагандистский и агитационный к противостоянию характер, они были призваны побуждать рабочих и крестьян к борьбе.
Список литературы
1. Пэн Чэн. Ладовая система юнь-гун-дяо и её претворение в творчестве китайских композиторов ХХ века. СПб.: Композитор, 2013. 220 с.
Pjen Chjen. Ladovaja sistema jun’-gun-djao i ee pretvorenie v tvorchestve kitajskih kompozitorov 20 veka [The modal system of yun-gong-diao and its implementation in the works of Chinese composers of the 20th century]. Saint Petersburg, Kompozitor, 2013, 220 р. (In Russ.).
2. У На. Дин Шан Дэ и Хиндемит: черты преемственности в цикле “Четыре маленькие прелюдии и фуги” // Известия РГПУ имени А. И. Герцена. 2008. № 12(89). С. 168-175.
U Na. Din Shan Dje i Hindemit: cherty preemstvennosti v cikle “Chetyre malen’kie preljudii i fugi” [Ding Shang De and Hindemith: Continuity in the Cycle of Four Little Preludes and Fugues]. Izvestija RGPU im. A. I. Gercena. 2008, no. 12(89), pp. 168-175. (In Russ.).
3. Хоу Юэ. Профессиональное фортепианное исполнительство и обучение в Китае в первой трети XX века // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. № 85. С. 132-136. EDN: JVWMDH
Hou Juje. Professional’noe fortepiannoe ispolnitel’stvo i obuchenie v Kitae v pervoj treti 20 veka [Professional Piano Performance and Teaching in China in the First Third of the 20th сentury]. Izvestija RGPU im. A. I. Gercena. 2008, no. 85, pp. 132-136. (In Russ.). EDN: JVWMDH
4. Цзо Чжэньгуань. Музыкальная культура Китая: очерки. СПб.: Композитор, 2023. 276 с.
Czo Chzhjen’guan’. Muzykal’naja kul’tura Kitaja: ocherki [Musical Culture of China: Essays]. Saint Petersburg, Kompozitor, 2023, 276 p. (In Russ.).
5. Чжао Цзэхуа. Фортепианное творчество Ван Лисана в контексте музыкальной культуры Китая второй половины ХХ века: Дис. … канд. искусствоведения. Нижний Новгород: НГК им. М. И. Глинки, 2023. 282 c.
Chzhao Czjehua. Fortepiannoe tvorchestvo Van Lisana v kontekste muzykal’noj kul’tury Kitaja vtoroj poloviny 20 veka [Piano Works of Wang Lisan in the Context of Chinese Musical Culture of the Second Half of the 20th сentury]. PhD thesis. Nizhnij Novgorod, Nizhegorodskaja konservatorija, 2023, 282 p. (In Russ.).
6. 40首中国民歌的多声部钢琴编曲 / 编者, 前言 陈洪多. 上海 上海音乐出版社, 2003. 第三版. 31页.
40 китайских народных песен в полифонической обработке для фортепиано / Сост. Чэнь Хундуо. 3-е изд. Шанхай: Шанхайское музыкальное издательство, 2003. 31 с.
Shǒu zhōngguó míngē de duō shēng bù gāngqín biān qǔ [40 Chinese Folk Songs in Polyphonic Arrangement for Piano]. Ed. Chén Hóng Duō. Shànghǎi, Shànghǎi yīnyuè chūbǎn shè, 2003, 31 p. (In Chinese).
7. 陈铭志. 复调音乐教程. 北京: 人民音乐出版社, 1986. 293页.
Чэнь Минчжи. Создание полифонической музыки: фундаментальный курс. Пекин: Народное музыкальное издательство, 1986. 293 с.
Chén Míngzhì. Fù diào yīnyuè jiàochéng [Polyphonic music creation: fundamental course]. Běijīng, Rénmín yīnyuè chūbǎn shè, 1986, 293 p. (In Chinese).
8. 龚晓婷. 复调音乐基本. 北京:人民音乐出版社, 2013. 267页.
Гун Сяотин. Основы полифонической музыки. Пекин: Народное музыкальное издательство, 2013. 267 с.
Gōng Xiǎotíng. Fù diào yīnyuè jīběn [Basics of Polyphonic Music]. Běijīng, Rénmín yīnyuè chūbǎn shè, 2013, 267 p. (In Chinese).
9. 胡艺. 谢功成《中国民歌儿童钢琴曲30首》的音乐特征及教学应用: 研究生硕士论文 / 武汉音乐学院. 武汉, 2020. 46页.
Ху И. Исследование музыкальных особенностей и применения в педагогическом репертуаре “30 китайских народных фортепианных пьес для детей” Се Гунчэна: Магистерская диссертация. Ухань: Уханьская консерватория, 2020. 46 с.
Hú Yì. Xiègōngchéng “zhōngguó míngē értóng gāngqín qǔ 30 shǒu” de yīnyuè tèzhēng jí jiàoxué yìngyòng: Yánjiūshēng shuòshì lùnwén [Research on the Musical Features and Application in the Pedagogical Repertoire of Xie Gongcheng’s “30 Chinese Folk Piano Pieces for Children”]. Wǔhàn, Yīnyuè xuéyuàn Wǔhàn, 2020, 46 p. (In Chinese).
10. 林华. 复调音乐简明教程. 上海: 上海音乐学院出版社, 2006. 290页.
Линь Хуа. Краткий курс полифонической музыки. Шанхай: Шанхайская консерватория, 2006. 290 с.
Lín Huá. Fù diào yīnyuè jiǎnmíng jiàochéng [A Brief Course in Polyphonic Music]. Shànghǎi, Shànghǎi yīnyuè xuéyuàn chūbǎn shè, 2006, 290 р. (In Chinese).
11. 刘福安. 民族化复调写作. 上海: 上海音乐出版社, 1989. 446页.
Лю Фуан. Китайское национальное полифоническое письмо. Шанхай: Шанхайское музыкальное издательство, 1989. 446 с.
Liú Fú’ān. Mínzú huà fù diào xiězuò [Chinese nationalized polyphonic writing]. Shànghǎi, Shànghǎi yīnyuè chūbǎn shè, 1989, 446 p. (In Chinese).
12. 王新. 试论内蒙古科尔沁民歌的风格特点. 人间. 上海, 2015. № 3. 22-23页.
Ван Синь. Экспериментальное исследование стилистических особенностей народных песен хорчин Внутренней Монголии // Земля. 2015. № 3. С. 22-23.
Wáng Xīn. Shì lùn nèiménggǔ kē’ěrqìn míngē de fēnggé tèdiǎn [Experimental Study of Stylistic Features of Folk Songs of the Khorchin People of Inner Mongolia]. Rénjiān. 2015, no. 3, pp. 22-23. (In Chinese).
13. 王鑫沂. 黄河流域几首“绣荷包调“民歌研究. 大众文艺. 石家庄 2014. № 3. 46-49页.
Ван Синьи. Исследование некоторых народных песен из “Вышитый кисет” бассейна Жёлтой реки // Популярная литература и искусство. 2014. № 7. С. 46-49.
Wán Gxīnyí. Huánghé liúyù jǐ shǒu “xiù hébāo diào” míngē yánjiū. [A Study of Some Folk Songs from the Yellow River Basin’s “Embroidered Pouch”]. Dàzhòng wényì. 2014, no. 3, pp. 46-49. (In Chinese).
14. 萧淑贤. 关于复调音乐创作的几个问题. 音乐研究. 北京. 1958. № 06. 54-71页.
Сяо Шусянь. Несколько вопросов о написании полифонической музыки // Домашняя драма. 1958. № 6. C. 54-71.
Xiāo Shūxián. Guānyú fù diào yīnyuè chuàngzuò de jǐ gè wèntí [Some questions about writing polyphonic music]. Yīnyuè yánjiū. 1958, no. 6, pp. 54-71. (In Chinese).
15. 叶欣. 《中国民歌钢琴复调小曲40首》之四川民歌研究 // 北方音乐. 哈尔滨, 2012. № 02. 75页.
Е Синь. Исследование сычуаньских народных песен в сборнике “40 китайских народных песен в фортепианной полифонии” // Северная музыка. 2012. № 2. C. 75.
Yè Xīn. “Zhōngguó míngē gāngqín fù diào xiǎoqǔ 40 shǒu” zhī sìchuān míngē yánjiū [A Study of Sichuan Folk Songs in the Collection “40 Chinese Folk Songs in Piano Polyphony”]. Běifāng yīnyuè. 2012, no. 2, p. 75. (In Chinese).
16. 弛, 陈苏蕾, 张熳. 中国传统音乐理论视角下《绣荷包》研究 // 古今文创. 武汉 2022. №. 1. 96-98 页.
Чжан Чи, Чэнь Сувэй, Чжан Бинь. Исследование песни “Вышитый кисет” с точки зрения теории китайской традиционной музыки // Древняя и современная культура и творчество. 2022. № 1. C. 96-98.
Zhāng Chí, Chén Sūlěi, Zhāng Màn. Zhōngguó chuántǒng yīnyuè lǐlùn shìjiǎo xià “xiù hébāo” yánjiū [A Study of the Song “Embroidered Pouch” from the Perspective of Chinese Traditional Music Theory]. Gǔjīn wén chuàng. 2022, no. 1, pp. 96-98. (In Chinese).
17. 张楠. 中国民歌主题钢琴改编曲多种复调技法研究 // 戏剧之家.武 2017. № 03. 113页.
Чжан Нань. Исследование различных полифонических приёмов в фортепианных обработках китайских народных песен // Домашняя драма. 2017. № 3. С. 113.
Zhāng Nán. Zhōngguó míngē zhǔtí gāngqín gǎibiān qǔ duō zhǒng fù diào jìfǎ yánjiū [A study of various polyphonic techniques in piano arrangements of Chinese folk songs]. Yīnyuè yánjiū. 2017, no. 3, p. 113. (In Chinese).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Данная статья посвящена рассмотрению записей татарских музыкантов-гармонистов - соло на гармонике, осуществлённых в начале XX века граммофонными компаниями и фирмами, работавшими в России. Автор расширяет границы изучения татарской музыкальной культуры за счёт введения в научный оборот граммофонных записей (аудиодокументов) соло на гармонике. Автор анализирует архивные документы, сохранившиеся граммофонные пластинки из архивов и частных коллекций с записями соло на гармонике музыкантов-гармонистов И. Кудашева-Ашказарского, Х. Юсипова, М. Бабажанова, В. Нурлгатинова.
Статья посвящена дискуссионным вопросам истории шлемовидных (псалтиревидных) гуслей России. Анализируя гипотезу А. С. Фаминцына, автор предлагает рассматривать как альтернативную версию происхождения псалтиревидных гуслей, складывающуюся в работах Р. Б. Галайской, Ф. П. Павлова, М. Н. Нигмедзянова.
В статье рассматривается темброво-артикуляционная специфика трёх баянных сонат К. Волкова. Выделяются элементы фактуры, связанные с фонетикой и дикцией речи. Опосредованно затронуты и другие музыкальные средства данных композиций в темброво- артикуляционном контексте.
Целью данной статьи является попытка реконструкции ранней техники пения пассажей и украшений, которой пользовались музыканты в эпоху барокко. Автор статьи выдвигает гипотезу о важности изучения данной техники современными певцами, исполняющими старинную музыку, что позволит приблизиться к исторически информированному пению.
Статья посвящена проблеме научной трактовки пентатоники в музыкальной теории первой половины ХХ века. Показана специфика данного лада, терминологические версии, эволюция в его трактовке. Отражён относительно широкий спектр научных подходов в понимании пентатоники, обусловленный общетеоретическим и идеологическим контекстом времени конца ХIХ - первой половины ХХ века. Принципиально фокусируется внимание на проблеме тонально-многоголосной трактовки пентатоники, получившей разное теоретическое толкование.
В статье рассматривается роль короля Карла II Стюарта в формировании интернациональной скрипичной школы в Англии; освещаются его музыкальные вкусы, а также продиктованные ими действия, имевшие прямое или косвенное влияние на исполнительское искусство в стране.
Издательство
- Регион
- Россия, Казань
- Почтовый адрес
- Большая Красная ул., 38, Вахитовский район
- Юр. адрес
- Большая Красная ул., 38, Вахитовский район
- ФИО
- Дулат-Алеев Вадим Робертович (Руководитель)
- E-mail адрес
- priem@kazancons.ru
- Контактный телефон
- +7 (917) 2663011