Целью данной статьи является попытка реконструкции ранней техники пения пассажей и украшений, которой пользовались музыканты в эпоху барокко. Автор статьи выдвигает гипотезу о важности изучения данной техники современными певцами, исполняющими старинную музыку, что позволит приблизиться к исторически информированному пению.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.48201/22263330_2024_47_31
- eLIBRARY ID
- 75169408
Невзирая на то, что и сегодня пассажная техника имеет важное значение в подготовке певцов, всё же вокализирование виртуозных фигураций в ариях композиторов эпохи барокко представляет для современных исполнителей особую техническую сложность, подчас являясь настоящим вызовом. И дело не только в вопросе верной трактовки пассажей и мелизмов, но прежде всего в поисках эффективной техники, обеспечивающей предельно точную вокализацию. Важным в этом случае становится понимание солистами специфики исполнения украшений в старинной музыке, существенно отличающейся от манеры, используемой в последующие столетия.
Список литературы
1. Бёрни Ч. Музыкальные путешествия: дневник путешествия 1772 г. по Бельгии, Австрии, Чехии, Германии и Голландии. М.; Л.: Музыка, 1967. 289 с.
Bjorni Ch. Muzykal’nye puteshestviya: dnevnik puteshestviya 1772 g. po Bel’gii, Avstrii, Chekhii, Germanii i Gollandii [Musical Travels: A Diary of a 1772 Journey Through Belgium, Austria, the Czech Republic, Germany and Holland]. Moscow, Leningrad, Muzyka, 1967, 289 p. (In Russ.).
2. Гарсиа М. (сын). Полный трактат об искусстве пения: Учебное пособие / Пер. с ит. М. К. Никитина. 2-е изд., стер. СПб.: Планета музыки, 2023. 416 с.
Garsia M. (syn). Polnyy traktat ob iskusstve peniya: Uchebnoe posobie [Complete treatise on the art of singing: a textbook]. Trans. M. K. Nikitina 2d ed. Saint Petersburg, Planeta muzyki, 2023, 416 p. (In Russ.).
3. Заитов Г. С. Резонансные стратегии в оперном вокальном исполнительстве: теория и практика: Дис. … канд. искусствоведения. Екатеринбург: УГК им. М. П. Мусоргского, 2021. 193 с. EDN: LHHJIQ
Zaitov G. S. Rezonansnye strategii v opernom vokal’nom ispolnitel’stve: teoriya i praktika. [Resonant strategies in opera vocal performance: theory and practice]. PhD thesis. Ekaterinburg, Ural’skaja konservatorija, 2021, 193 p. (In Russ.). EDN: LHHJIQ
4. Симонова Э. Р. Певческий голос в западной культуре: от раннего литургического пения к bel canto. Дис.. д-ра искусствоведения. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2009. 371 с.
Simonova E. R. Pevcheskiy golos v zapadnoy kul’ture: ot rannego liturgicheskogo peniya k bel canto [The singing voice in western culture: from early liturgical singing to bel canto]. Doctor’s degree dissertation. Moscow, Moskovskaya konservatorija, 2009, 371 p. (In Russ.).
5. Bacilly B. de. Remarques curieuses sur l’art de bien chanter. Paris: Guillaume de Luyne, 1671. 442 p.
Bacilly B. de. Remarques curieuses sur l’art de bien chanter. Paris, Guillaume de Luyne, 1671, 442 p. (In French).
6. Banchieri A. Cartella overo regola utilissime. Venice: Giacomo Vincenti, 1601. 79 p.
Banchieri A. Cartella overo regola utilissime. Venice, Giacomo Vincenti, 1601, 79 p. (In Italian).
7. Bontempi G. A. Historia Musica. Perugia: Costantini, 1695. 292 p.
Bontempi G. A. Historia Musica. Perugia, Costantini, 1695, 292 p. (In Italian).
8. Caccini G. Le nuove musiche. Firenze: Giorgio Marescotti, 1602. 54 p.
Caccini G. Le nuove musiche. Firenze, Giorgio Marescotti, 1602, 54 p. (In Italian).
9. Cerone P. El melopeo y maestro: Treatise on the Theory and Practice of Music. Naples: Juan Bautista Gargano and Lucrecio Nucci, 1613. 1158 p.
Cerone P. El melopeo y maestro: Treatise on the Theory and Practice of Music. Naples, Juan Bautista Gargano and Lucrecio Nucci, 1613, 1158 p. (In Spanish).
10. Colbus J., Hébert B. Les outils de la connaissance: enseignement et formation intellectuelle en Europe entre 1453 et 1715. Saint-Etienne: l’Université de Saint-Etienne, 2006. 390 p.
Colbus J., Hébert B. Les outils de la connaissance: enseignement et formation intellectuelle en Europe entre 1453 et 1715. Saint-Etienne, l’Université de Saint-Etienne, 2006, 390 p. (In French).
11. Companion to Baroque Music / Ed. J. A. Sadie. Berkeley, Los Angeles: University of California Press, 1998. 549 p.
Companion to Baroque Music. Ed. J. A. Sadie. Berkeley, Los Angeles, University of California Press, 1998. 549 p. (In Engl.).
12. Corri D. The Singer’s Preceptor. Vol. 1. London: Chappell & Co, 1810. 98 p.
Corri D. The Singer’s Preceptor. Vol. 1. London, Chappell & Co, 1810, 98 p. (In Engl.).
13. Greenly R. Dispositione di voce: Passage to Florid Singing // Early Music. 1987. № 15. P. 47-55.
Greenly R. Dispositione di voce: Passage to Florid Singing. Early Music. 1987, no. 15, pp. 47-55. (In Engl.).
14. Maffei G. C. Delle lettere… Libri due. Naples, 1562. 244 p.
Maffei G. C. Delle lettere… Libri due. Naples, 1562, 244 p. (In Italian).
15. Mancini G. B. Practical Reflections on the Figurative Art of Singing / Trans. P. Buzzi. Boston: The Gorham Press, 1912. 194 p.
Mancini G. B. Practical Reflections on the Figurative Art of Singing. Trans. P. Buzzi. Boston, The Gorham Press, 1912, 194 p. (In Engl.).
16. Parr S. M. Vocal Virtuosity: The Origins of the Coloratura Soprano in Nineteenth-century Opera. Oxford: Oxford University Press, 2021. 301 p.
Parr S. M. Vocal Virtuosity: The Origins of the Coloratura Soprano in Nineteenth-century Opera. Oxford, Oxford University Press, 2021, 301 p. (In Engl.).
17. Praetorius M. Syntagma musicum III / Ed. J. T. Kite-Powell. Oxford: Oxford University Press, 2004. 265 p.
Praetorius M. Syntagma musicum III. Ed. J. T. Kite-Powell. Oxford, Oxford University Press, 2004, 265 p. (In Engl.).
18. Printz W. C. Musica modulatoria vocalis: oder manierliche und zierliche Singkunst in welcher alles, was von einem guten Sänger erfordert wird, gründlich … gelehret wird. Schweidnitz: C. Okel, 1678. 79 S.
Printz W. C. Musica modulatoria vocalis: oder manierliche und zierliche Singkunst in welcher alles, was von einem guten Sänger erfordert wird, gründlich … gelehret wird. Schweidnitz, C. Okel, 1678, 79 p. (In German).
19. Sanford S. National Singing Styles // A Performer’s Guide to Seventeenth-Century Music. 2d ed. Bloomington: Indiana University Press, 2012. P. 3-30.
Sanford S. National Singing Styles. A Performer’s Guide to Seventeenth-Century Music. 2d ed. Bloomington, Indiana University Press, 2012, pp. 3-30. (In Engl.).
20. Sherman J., Brown L. R. Singing Passaggi: Modern Application of a Centuries-Old Technique // Choral Journal. 1995. Vol. 36. № 1. P. 27-36.
Sherman J., Brown L. R. Singing Passaggi: Modern Application of a Centuries-Old Technique. Choral Journal. 1995, Vol. 36, no. 1, pp. 27-36. (In Engl.).
21. Stockhausen J. Ch. Gesangs-Methode. Leipzig: C. F. Peters, n.d. [1884]. 156 S.
Stockhausen J. Ch. Gesangs-Methode. Leipzig, C. F. Peters, n.d. [1884], 156 p. (In German).
22. Tosi P. F. Opinioni de’cantori antichi e moderni, o sieno osservazioni, sopra il canto figurato. Bologna: Forni, 1723. 118 p.
Tosi P. F. Opinioni de’cantori antichi e moderni, o sieno osservazioni, sopra il canto figurato. Bologna, Forni, 1723, 118 p. (In Italian).
23. Vicentino N. L’ antica musica ridotta alla moderna prattica. Roma: (?), 1555. 158 p.
Vicentino N. L’ antica musica ridotta alla moderna prattica. Roma, (?), 1555, 158 p. (In Italian).
24. Wistreich R. “Nach der jetzig Newen Italienischen Manier zur guten Art im singen sich gewehnen”: the trillo and the migration of Italian noble singing // Analecta Musicologica. 2013. № 49. P. 138-150.
Wistreich R. “Nach der jetzig Newen Italienischen Manier zur guten Art im singen sich gewehnen”: the trillo and the migration of Italian noble singing. Analecta Musicologica, 2013, no. 49, pp. 138-150. (In Engl.).
25. Wistreich R. Reconstructing pre-Romantic singing technique // The Cambridge Companion to Singing. Cambridge Companions to Music. Cambridge: Cambridge University Press, 2000. P. 178-191.
Wistreich R. Reconstructing pre-Romantic singing technique. The Cambridge Companion to Singing. Cambridge Companions to Music. Cambridge, Cambridge University Press, 2000, pp. 178-191. (In Engl.).
26. Zacconi L. Prattica di musica. Venetia: Appresso Girolamo Polo, 1592. 219 p.
Zacconi L. Prattica di musica. Venetia, Appresso Girolamo Polo, 1592, 219 p. (In Italian).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Освоение европейских форм и методов организации музыкальной ткани китайскими композиторами - актуальная проблема современного музыкознания. На примере сборника «40 китайских народных песен в полифонической обработке для фортепиано» Чэнь Хундуо анализируются приёмы, характерные для полифонического двухголосия на основе китайских народных песен.
Данная статья посвящена рассмотрению записей татарских музыкантов-гармонистов - соло на гармонике, осуществлённых в начале XX века граммофонными компаниями и фирмами, работавшими в России. Автор расширяет границы изучения татарской музыкальной культуры за счёт введения в научный оборот граммофонных записей (аудиодокументов) соло на гармонике. Автор анализирует архивные документы, сохранившиеся граммофонные пластинки из архивов и частных коллекций с записями соло на гармонике музыкантов-гармонистов И. Кудашева-Ашказарского, Х. Юсипова, М. Бабажанова, В. Нурлгатинова.
Статья посвящена дискуссионным вопросам истории шлемовидных (псалтиревидных) гуслей России. Анализируя гипотезу А. С. Фаминцына, автор предлагает рассматривать как альтернативную версию происхождения псалтиревидных гуслей, складывающуюся в работах Р. Б. Галайской, Ф. П. Павлова, М. Н. Нигмедзянова.
В статье рассматривается темброво-артикуляционная специфика трёх баянных сонат К. Волкова. Выделяются элементы фактуры, связанные с фонетикой и дикцией речи. Опосредованно затронуты и другие музыкальные средства данных композиций в темброво- артикуляционном контексте.
Статья посвящена проблеме научной трактовки пентатоники в музыкальной теории первой половины ХХ века. Показана специфика данного лада, терминологические версии, эволюция в его трактовке. Отражён относительно широкий спектр научных подходов в понимании пентатоники, обусловленный общетеоретическим и идеологическим контекстом времени конца ХIХ - первой половины ХХ века. Принципиально фокусируется внимание на проблеме тонально-многоголосной трактовки пентатоники, получившей разное теоретическое толкование.
В статье рассматривается роль короля Карла II Стюарта в формировании интернациональной скрипичной школы в Англии; освещаются его музыкальные вкусы, а также продиктованные ими действия, имевшие прямое или косвенное влияние на исполнительское искусство в стране.
Издательство
- Регион
- Россия, Казань
- Почтовый адрес
- Большая Красная ул., 38, Вахитовский район
- Юр. адрес
- Большая Красная ул., 38, Вахитовский район
- ФИО
- Дулат-Алеев Вадим Робертович (Руководитель)
- E-mail адрес
- priem@kazancons.ru
- Контактный телефон
- +7 (917) 2663011