Архив статей журнала

«Мягкие навыки» в зарубежных исследованиях: социологические, маркетинговые и образовательные подходы (2023)
Выпуск: Том 15, №3 (2023)
Авторы: Гетманская Елена Валентиновна, Чертов Виктор Федорович

В статье представлен широкий спектр зарубежных исследований о влиянии soft skills на успешность бизнес-среды в контексте динамики развития «мягких навыков». Предметом тематического анализа являются бизнес-исследования, данные о социологических измерениях, сведения от центров карьеры, взгляд со стороны менеджмента, академические исследования, образовательные технологии. Неоднородность областей анализа обусловлена двоякой целью авторов: представить понимание soft skills в академической среде и охарактеризовать модели их формирования на разных этапах обучения и трудовой деятельности. В связи с этим проанализированы профессиональные группы обучающихся и работников (программистов, строителей, студентов программы MBA), выявлены существенные различия в объемах и последовательностях приобретения ими soft skills. Исследованы научные работы, в которых предлагаются варианты таксономии «мягких навыков»; обращено внимание на объективные трудности формализации персонализированных компетенций. Сформулирован вывод о том, что сегодня усилия зарубежной исследовательской мысли относительно систематизации «мягких навыков» фиксируются на перечислительном (не иерархическом) принципе, о чем свидетельствуют многочисленные перечни «мягких навыков» в западных и азиатских междисциплинарных исследованиях, в то время как проблема формирования «мягких навыков» требует их четкого ранжирования. В целом статья может быть адресована как исследователям, изучающим «мягкие навыки» и их индикаторы внутри той или иной профессиональной группы, так и ученым, анализирующим общее понимание soft skills, закрепившееся в зарубежной научной литературе за два последних десятилетия.

Сохранить в закладках