Архив статей журнала
Цель. Выявить смысложизненные ориентации и интересы молодых людей, обучающихся рабочим профессиям.
Процедура и методы. Участники – обучающиеся средних профессиональных учебных заведений технического профиля (15–17 лет). Всего – 593 человека. В 2014–2015 учебном году – 292 человека: 142 живут и учатся в мегаполисе, 150 – в малом городе. В 2021–2022 учебном году – 301 человек: 163 живут и учатся в мегаполисе, 138 – в малом городе. Использовались «Опросник смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева и «Карта интересов» А. Е. Голомштока.
Результаты. Смысложизненные ориентации подростков, получающих рабочие профессии в средних профессиональных учебных заведениях РФ, соответствуют нижним границам нормативов, существующих для российской выборки. Наблюдается снижение показателей осмысленности жизни обучающихся в период с 2014 по 2022 гг., что проявляется, в частности, в снижении интереса ко многим предметным областям. Выявлены межгрупповые различия: учащиеся средних профессиональных учебных заведений малого города имеют более высокие показатели осмысленности жизни по сравнению с учащимися мегаполиса. Их интересы к школьным предметам в большей степени соответствуют выбору учебного заведения. Эта тенденция не зависит от года исследования.
Теоретическая и/или практическая значимость заключается в выявлении тенденций изменений смысловых ориентиров у подростков, получающих рабочую профессию. Эти тенденции связаны с типом пространственного (малый город – мегаполис) и временного (2014 – 2022 гг.) окружения.