Архив статей журнала
В статье анализируются место и роль понятия справедливости в философско-правовой теории Канта. Показано, что категория справедливости дедуцируется Кантом из идеи практического разума и составляет основу договорных отношений между индивидами как свободными и разумными существами. Совпадая по содержанию с понятием права, справедливость выступает важным регулятивным принципом, позволяющим оценивать правовой характер юридических установлений в сфере личного и публичного права.
Педагогические идеи, высказанные И. Кантом более двухсот лет назад, представляют в настоящее время весьма значительный интерес. Между ними и общим трансценденталистским учением немецкого философа прослеживается генеалогическая связь. Кант предлагает оригинальную структуру педагогики, дает разнообразные практические рекомендации по воспитанию и образованию. В то же время не всё из предложенного Кантом выдерживает испытание временем. В ходе репрезентации и критического осмысления педагогической концепции И. Канта выявляются как устаревшие, так и до сих пор не потерявшие свою актуальность мысли и рассуждения. Делается вывод о высоком социогуманитарном потенциале философско-педагогического наследия великого философа.