В статье рассматривается понятие «справедливость», выражаемая в философии права Б. Н. Чичерина термином «правда». Семантический и содержательный анализ концептов данных понятий осуществлен на основе философско-правовых дискурсов второй половины XIX века. Это позволило сделать вывод о метафизической нагруженности чичеринского понятия «правда-справедливость», а также обосновать персоналистический характер политико-юридической теории русского правоведа.
Идентификаторы и классификаторы
Б. Н. Чичерин является мыслителем, многогранное научное творчество которого неотделимо от общественного масштаба и сложности его личности. В истории общественнополитической мысли он выступает одним из видных основоположников консервативного крыла в русском либерализме, стремившемся «к примирению начала свободы с началом власти и закона». Охранительный, по выражению Чичерина, либерализм состоит в обеспечении гражданских прав и свобод со стороны сильной государственной власти как гаранта общественного блага, национального единства, законности и правопорядка.
Список литературы
1. Воловик К. А. К вопросу о равенстве перед законом и судом в политико-правовой мысли Б. Н. Чичерина // Актуальные вопросы современной юридической науки: теория, практика, методика: материалы междунар. заоч. науч.-практ. конф. (Могилев, 20 мая 2016 г.). Могилев: Могилев. ин-т МВД, 2016. С. 350 - 353. EDN: XYTOBF
2. Грязнова Т. Е. Проблемы свободы, равенства и справедливости в политико-правовом учении Б. Н. Чичерина // Научный вестник Омской академии МВД России. 2016. № 1 (60). С. 60 - 64. EDN: VRXBON
3. Захаров А. В. Взгляды Б. Н. Чичерина на права личности // Вестник Тамбовского университета. 2001. № 4. С. 26 - 29.
4. Зеньковский В. В. История русской философии. М.: Академический Проект: Раритет, 2001. 880 с.
5. Зорькин В. Д. Чичерин. М.: Юридическая литература, 1984. 109 с.
6. Кант И. Метафизика нравов // Сочинения. В 6 т. Т. 4. Ч. 2. М.: Мысль, 1965. С. 107 - 438.
7. Кацапова И. А. История и современность: о дискуссии между Б. Н. Чичериным и В. С. Соловьевым // Философские науки. 2012. № 3. С. 40 - 52. EDN: OWOYQT
8. Киреевский И. В. О характере просвещения Европы и его отношение к просвещению России // Киреевский И. В. Избранные статьи. М.: Современник, 1984. C. 199 - 238.
9. Кокорев А. С. Б. Н. Чичерин: поборник права и свободы личности // Вестник ТГТУ. 2003. Т. 9. № 4. С. 794 - 803. EDN: PWWVEF
10. Короткова О. А., Гусарова О. С. Проблемы равенства, свободы и справедливости в учении Б. Н. Чичерина // Вестник Калужского университета. 2020. № 4. С. 33 - 34. EDN: CTWWQE
11. Кропоткин П. А. Справедливость и нравственность // Кропоткин П. А. Этика. М.: Политиздат, 1991. С. 260 - 279.
12. Матюхин А. В. Концепция гражданского общества Б. Н. Чичерина // Журнал политических исследований. 2019. № 1. Т. 3. С. 93 - 102. EDN: ZAGGVF
13. Михайловский Н. К. Предисловие к 3-му изд. // Полн. собр. соч.: в 10 т. СПб., 1909 - 1914. Т. 1. С. V - VII.
14. Печерская Н. Справедливость: между правдой и истиной. (История формирования концепта в русской культуре) // “Правда”. Дискурсы справедливости в русской интеллектуальной истории / под ред. Н. С. Плотникова. М.: Ключ-С, 2011. С. 15 - 48.
15. “Правда”. Дискурсы справедливости в русской интеллектуальной истории / под ред. Н. С. Плотникова. М.: Ключ-С, 2011. 368 с.
16. Трубецкой Е. Учение Б. Н. Чичерина о сущности и смысле права // Вопросы философии и психологии. М., 1905. Год XVI. Кн. V (80). С. 353 - 381.
17. Чичерин Б. Н. Позитивная философия и единство науки. М., 1892. 423 с.
18. Чичерин Б. Н. Вопросы философии // Чичерин Б. Н. О началах этики. М., 1904. С. 223 - 340.
19. Чичерин Б. Н. Философия права // Чичерин Б. Н. Философия права. Избранные сочинения. М.: Юрайт, 2024. С. 9 - 219.
20. Чичерин Б. Н. Виды либерализма // Философия права. Избранные сочинения. М.: Юрайт, 2024. С. 309 - 318.
21. Шевелев А. С. Либеральные взгляды Б. Н. Чичерина по вопросу развития государства и права (вторая половина XIX - начала XX века // Гармонизация права в современном мире: проблемы и перспективы (к 75-летию создания ООН): сб. ст. XVI Всерос. науч.-практ. конф. 3 окт. 2020 г. Курск: Кур. гос. ун-т, 2000. С. 57 - 63.
22. Щекотова Р. Р. Философия права Чичерина // Известия Уральского государственного университета. Серия 3. Общественные науки. 2008. № 61. Вып. 6. С. 98 - 107. EDN: KHXNIN
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматривается динамика изменений жанровой специфики текстов современного деструктивного дискурса. Отмечается доминирование в исследуемой дискурсивной практике малых жанровых форм, повсеместно распространенных в сетевой интернет-коммуникации (пост, комментарий, статус), а также креолизованных речевых материалов (демотиваторы, мемы, тексты), функционирующих в популярных социальных сетях и мессенджерах и не типологизированных в теории генристики.
Статья ставит вопрос о феноменологическом типе рациональности, который представляет разновидность наукообразной духовности, или одухотворённой рациональности, что предоставляет интересный материал о месте религии и духовной культуры в нашей жизни. Стандартное объяснение духовности связано с интерпретацией супра-субъективной силы, которая формирует интуитивное взаимодействие субъекта с миром. Такая духовность аффективна и затронута культурным наполнением посредством исторически обусловленных институций и традиций. Феноменология предлагает особую интроспекцию о духовности путем формулирования многослойности бытия, его интерсубъективности и интенциональности. При обсуждении феноменологической духовности мы стремимся учесть научность и субъективность. Доминирующие представления об исключительности логической ясности натурализма потеснили феноменологию с ее дескриптивностью, коммуникативностью и эмпатией.
Проблема интерпретации таких феноменов культуры, как «религия» «знания о религии» и «трансляция знаний о религии», сохраняет свою актуальность на протяжении долгового времени. Исторически такая трансляция формировалась, согласно данным археологии, в течение тысячелетий, начиная с традиции поддержания ряда символических форм сакральных практик, включавших солидарное почитание интуитивно понятной справедливости как согласия между «голосом сердца» и «голосом разума» в локальных сообществах, коммуницировавших «лицом-к-лицу». Возникновение городов и урбанистической культуры сопровождалось созданием наглядных образов «незримого» («богов» и «духов»), представленных в соответствующих теологических учениях, стремившихся обрести баланс между перспективами «модели Эхнатона» и «модели Кира». Описаны три (по Ф. Н. Козыреву) содержательно дистанцирующихся типа «передачи знания о религии»: «в религии» (конфессионального), «о религии» (религиоведческо-культурологического) и «у религии» (педагогического). В статье рассматриваются некоторые особенности форм передачи «знания о религии» в университетах двух регионов России (Архангельск и Владимир).
Сочетание как бы широко употребляется в современной русской разговорной речи. Данная статья посвящена изучению процесса происхождения и становления прототипического аппроксиматора как бы с XVIII века до сегодняшнего дня.
В статье рассматриваются некоторые особенности функционирования в русском языке выражений «человек в футляре» и «как бы чего не вышло». Показывается, что эти выражения, восходящие к известному рассказу А. П. Чехова «Человек в футляре», в процессе своего бытования в языке претерпевают определенные изменения, связанные с особенностями восприятия и трактовкой их носителями языка. Устанавливается, что особенности использования данной единицы в речи обусловлены возможностью разной интерпретации читателями образа главного героя и его окружения, а сама эта возможность заложена автором в тексте рассказа.
В статье проанализированы стихи «С иронией…», «Это наш был мотив…», «На вершине любви…», взятые из сборника «Зелёный остров» Виктора Крупника, московского поэта-эмигранта XX века, в которых отразилась человеческая душа, умеющая любить родину и народ. На основе авторской теории и практики интерпретации и анализа лирического произведения определена структура анализа, в которой важную роль играет сопряженность дотекстовой фоновой информации с сильными позициями, а лексических единиц, ритма и рифмы, средств выразительности - с их влиянием на определение темы и идеи произведения, динамику развития характера лирического героя, а значит, и на широкие философские обобщения читателя, формирующие его мировоззрение.
В статье рассмотрена структура и семантика ономастического пространства романа Зинаиды Дудюк «Сыны Рарога». Определена прагматическая значимость заглавия, отнесённого к идейно-характеристическому типу. Выявлена семантическая нагрузка прямоговорящих и косвенноговорящих антропоэтонимов. Охарактеризована поэтикоономастическая функция компонентов периферийного ономастикона (мифонимов, геортонимов, топонимов, космонимов и др.), позволяющих передать особенности видения мира представителями языческой и христианской культуры.
Статья посвящена вопросам организации и проведения городских выборов в условиях Гражданской войны на Юге России. На примере электоральной кампании в Полтаве осени 1919 года рассматриваются основные тенденции выборов, в том числе активное противостояние групп квартиронанимателей и домовладельцев. Одним из важнейших факторов выборов в Полтаве стал помещичий вопрос. В дискуссиях о выборах принимали активное участие помещики, большей частью оставшиеся анонимными и имевшие существенное значение среди полтавской общественности.
В статье с опорой на многочисленные исторические источники предпринимается попытка охарактеризовать политические взгляды одного из лидеров южнорусского Белого движения - начальника штаба Добровольческой армии и впоследствии Вооруженных Сил на Юге России (ВСЮР) генерал-лейтенанта Ивана Павловича Романовского. Среди современников генерала были распространены самые различные (в том числе откровенно ошибочные и несуразные) представления о его политических убеждениях и симпатиях. Романовского причисляли к «масонам», «социалистам», «республиканцам», считали, что он втайне симпатизирует эсерам и даже является членом этой политической партии. Подобные домыслы и слухи, фактически не имевшие под собой никаких убедительных доказательств и обоснований, стали тем не менее составной частью «черной легенды» о Романовском как о «злом гении» генерала А. И. Деникина и в целом всего южнорусского Белого движения, а впоследствии сыграли отнюдь не последнюю роль в трагической гибели Ивана Павловича весной 1920 г. в Константинополе от руки правого террориста, члена тайной монархической организации М. А. Харузина. Актуальность исследования обусловлена тем, что, несмотря на активный и устойчивый интерес современных исследователей к истории Белого движения в целом, генерал И. П. Романовский до сих пор остается едва ли не самой малоизученной фигурой среди крупных деятелей российской контрреволюции эпохи Гражданской войны 1917 - 1922 гг.
Статья посвящена изучению вопроса государственного централизованного кредитования сельского хозяйства в 1992 - 1995 гг. в стране и решений по данному вопросу в Якутии. Автор обратила внимание на представленный вопрос с точки зрения поиска архивных документов, отражающих степень давления задолженности по данному кредиту на традиционное арктическое хозяйство в первый постсоветский период. На данном этапе исследования результаты представляют гипотезу, раскрывающую систему подобного кредитования сельского хозяйства как крупную историческую проблему.
В статье рассматривается формирование системы трудового обучения детей в БССР в 50 - 80-е гг. ХХ в. Автор указывает причины, по которым трудовое обучение было одним из приоритетных направлений в политике и идеологии государства; формы, посредством которых реализовывали трудовое обучение. Отмечается, что на протяжении рассматриваемого периода политика государства в сфере трудового обучения менялась: от совмещения обучения с производительным трудом до сознательного выбора професcии.
Издательство
- Издательство
- ВлГУ
- Регион
- Россия, Владимир
- Почтовый адрес
- 600000, Россия, Центральный Федеральный округ, Владимирская область, г. Владимир, ул. Горького, дом № 87
- Юр. адрес
- 600000, Россия, Центральный Федеральный округ, Владимирская область, г. Владимир, ул. Горького, дом № 87
- ФИО
- Саралидзе Анзор Михайлович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@vlsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (492) 2532575
- Сайт
- https://ui.vlsu.ru