В статье рассматривается формирование системы трудового обучения детей в БССР в 50 - 80-е гг. ХХ в. Автор указывает причины, по которым трудовое обучение было одним из приоритетных направлений в политике и идеологии государства; формы, посредством которых реализовывали трудовое обучение. Отмечается, что на протяжении рассматриваемого периода политика государства в сфере трудового обучения менялась: от совмещения обучения с производительным трудом до сознательного выбора професcии.
Идентификаторы и классификаторы
Трудовое обучение в 50 – 80-е гг. ХХ в. было одним из важнейших направлений в системе школьного образования и советской идеологии. По мнению ряда исследователей, трудовая деятельность являлась ключевой составляющей детской повседневности [11; 12] рассматриваемого периода.
Список литературы
1. Бездель В. Е. Политехническое обучение в школах БССР в 50-е гг. ХХ в. // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е. Педагогические науки. 2021. № 7. С. 2 - 6. EDN: QQUVKW
2. Государственный архив Витебской области. Ф. 2797. Оп. 2. Д. 162.
3. Там же. Оп. 14. Д. 129.
4. Там же. Д. 149.
5. Там же. Д. 165.
6. Там же. Д. 173.
7. Там же. Д. 219.
8. Там же. Д. 301.
9. Там же. Д. 497.
10. Гребнев И. В., Сомова Д. В. Трудовое воспитание в советской школе: парадоксы становления и развития // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2015. № 3 (939). С. 215 - 223. EDN: UYZVZT
11. Ермолова А. И. Советская детская повседневность: факторы влияния и конструирования (на материалах г. Томска. 1961 - 1985 гг.): автореф. дис. … канд. ист. наук. Томск, 2021. 25 с. EDN: XEDPGJ
12. Иванова Г. М. Советская школа в 1950 - 1960-е годы. М.: Фонд “Московкое время”, 2018. 432 с.
13. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК (1898 - 1988) / КПСС; Ин-т Марксизма-Ленинизма при ЦК КПСС; под общ. ред. А. Г. Егорова, К. М. Боголюбова. 9-е изд., доп. и испр. М., 1983 - 1990. В 16 т. Т. 8: 1946 - 1955. М., 1985. 542 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматривается динамика изменений жанровой специфики текстов современного деструктивного дискурса. Отмечается доминирование в исследуемой дискурсивной практике малых жанровых форм, повсеместно распространенных в сетевой интернет-коммуникации (пост, комментарий, статус), а также креолизованных речевых материалов (демотиваторы, мемы, тексты), функционирующих в популярных социальных сетях и мессенджерах и не типологизированных в теории генристики.
Статья ставит вопрос о феноменологическом типе рациональности, который представляет разновидность наукообразной духовности, или одухотворённой рациональности, что предоставляет интересный материал о месте религии и духовной культуры в нашей жизни. Стандартное объяснение духовности связано с интерпретацией супра-субъективной силы, которая формирует интуитивное взаимодействие субъекта с миром. Такая духовность аффективна и затронута культурным наполнением посредством исторически обусловленных институций и традиций. Феноменология предлагает особую интроспекцию о духовности путем формулирования многослойности бытия, его интерсубъективности и интенциональности. При обсуждении феноменологической духовности мы стремимся учесть научность и субъективность. Доминирующие представления об исключительности логической ясности натурализма потеснили феноменологию с ее дескриптивностью, коммуникативностью и эмпатией.
В статье рассматривается понятие «справедливость», выражаемая в философии права Б. Н. Чичерина термином «правда». Семантический и содержательный анализ концептов данных понятий осуществлен на основе философско-правовых дискурсов второй половины XIX века. Это позволило сделать вывод о метафизической нагруженности чичеринского понятия «правда-справедливость», а также обосновать персоналистический характер политико-юридической теории русского правоведа.
Проблема интерпретации таких феноменов культуры, как «религия» «знания о религии» и «трансляция знаний о религии», сохраняет свою актуальность на протяжении долгового времени. Исторически такая трансляция формировалась, согласно данным археологии, в течение тысячелетий, начиная с традиции поддержания ряда символических форм сакральных практик, включавших солидарное почитание интуитивно понятной справедливости как согласия между «голосом сердца» и «голосом разума» в локальных сообществах, коммуницировавших «лицом-к-лицу». Возникновение городов и урбанистической культуры сопровождалось созданием наглядных образов «незримого» («богов» и «духов»), представленных в соответствующих теологических учениях, стремившихся обрести баланс между перспективами «модели Эхнатона» и «модели Кира». Описаны три (по Ф. Н. Козыреву) содержательно дистанцирующихся типа «передачи знания о религии»: «в религии» (конфессионального), «о религии» (религиоведческо-культурологического) и «у религии» (педагогического). В статье рассматриваются некоторые особенности форм передачи «знания о религии» в университетах двух регионов России (Архангельск и Владимир).
Сочетание как бы широко употребляется в современной русской разговорной речи. Данная статья посвящена изучению процесса происхождения и становления прототипического аппроксиматора как бы с XVIII века до сегодняшнего дня.
В статье рассматриваются некоторые особенности функционирования в русском языке выражений «человек в футляре» и «как бы чего не вышло». Показывается, что эти выражения, восходящие к известному рассказу А. П. Чехова «Человек в футляре», в процессе своего бытования в языке претерпевают определенные изменения, связанные с особенностями восприятия и трактовкой их носителями языка. Устанавливается, что особенности использования данной единицы в речи обусловлены возможностью разной интерпретации читателями образа главного героя и его окружения, а сама эта возможность заложена автором в тексте рассказа.
В статье проанализированы стихи «С иронией…», «Это наш был мотив…», «На вершине любви…», взятые из сборника «Зелёный остров» Виктора Крупника, московского поэта-эмигранта XX века, в которых отразилась человеческая душа, умеющая любить родину и народ. На основе авторской теории и практики интерпретации и анализа лирического произведения определена структура анализа, в которой важную роль играет сопряженность дотекстовой фоновой информации с сильными позициями, а лексических единиц, ритма и рифмы, средств выразительности - с их влиянием на определение темы и идеи произведения, динамику развития характера лирического героя, а значит, и на широкие философские обобщения читателя, формирующие его мировоззрение.
В статье рассмотрена структура и семантика ономастического пространства романа Зинаиды Дудюк «Сыны Рарога». Определена прагматическая значимость заглавия, отнесённого к идейно-характеристическому типу. Выявлена семантическая нагрузка прямоговорящих и косвенноговорящих антропоэтонимов. Охарактеризована поэтикоономастическая функция компонентов периферийного ономастикона (мифонимов, геортонимов, топонимов, космонимов и др.), позволяющих передать особенности видения мира представителями языческой и христианской культуры.
Статья посвящена вопросам организации и проведения городских выборов в условиях Гражданской войны на Юге России. На примере электоральной кампании в Полтаве осени 1919 года рассматриваются основные тенденции выборов, в том числе активное противостояние групп квартиронанимателей и домовладельцев. Одним из важнейших факторов выборов в Полтаве стал помещичий вопрос. В дискуссиях о выборах принимали активное участие помещики, большей частью оставшиеся анонимными и имевшие существенное значение среди полтавской общественности.
В статье с опорой на многочисленные исторические источники предпринимается попытка охарактеризовать политические взгляды одного из лидеров южнорусского Белого движения - начальника штаба Добровольческой армии и впоследствии Вооруженных Сил на Юге России (ВСЮР) генерал-лейтенанта Ивана Павловича Романовского. Среди современников генерала были распространены самые различные (в том числе откровенно ошибочные и несуразные) представления о его политических убеждениях и симпатиях. Романовского причисляли к «масонам», «социалистам», «республиканцам», считали, что он втайне симпатизирует эсерам и даже является членом этой политической партии. Подобные домыслы и слухи, фактически не имевшие под собой никаких убедительных доказательств и обоснований, стали тем не менее составной частью «черной легенды» о Романовском как о «злом гении» генерала А. И. Деникина и в целом всего южнорусского Белого движения, а впоследствии сыграли отнюдь не последнюю роль в трагической гибели Ивана Павловича весной 1920 г. в Константинополе от руки правого террориста, члена тайной монархической организации М. А. Харузина. Актуальность исследования обусловлена тем, что, несмотря на активный и устойчивый интерес современных исследователей к истории Белого движения в целом, генерал И. П. Романовский до сих пор остается едва ли не самой малоизученной фигурой среди крупных деятелей российской контрреволюции эпохи Гражданской войны 1917 - 1922 гг.
Статья посвящена изучению вопроса государственного централизованного кредитования сельского хозяйства в 1992 - 1995 гг. в стране и решений по данному вопросу в Якутии. Автор обратила внимание на представленный вопрос с точки зрения поиска архивных документов, отражающих степень давления задолженности по данному кредиту на традиционное арктическое хозяйство в первый постсоветский период. На данном этапе исследования результаты представляют гипотезу, раскрывающую систему подобного кредитования сельского хозяйства как крупную историческую проблему.
Издательство
- Издательство
- ВлГУ
- Регион
- Россия, Владимир
- Почтовый адрес
- 600000, Россия, Центральный Федеральный округ, Владимирская область, г. Владимир, ул. Горького, дом № 87
- Юр. адрес
- 600000, Россия, Центральный Федеральный округ, Владимирская область, г. Владимир, ул. Горького, дом № 87
- ФИО
- Саралидзе Анзор Михайлович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@vlsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (492) 2532575
- Сайт
- https://ui.vlsu.ru