Проблема интерпретации таких феноменов культуры, как «религия» «знания о религии» и «трансляция знаний о религии», сохраняет свою актуальность на протяжении долгового времени. Исторически такая трансляция формировалась, согласно данным археологии, в течение тысячелетий, начиная с традиции поддержания ряда символических форм сакральных практик, включавших солидарное почитание интуитивно понятной справедливости как согласия между «голосом сердца» и «голосом разума» в локальных сообществах, коммуницировавших «лицом-к-лицу». Возникновение городов и урбанистической культуры сопровождалось созданием наглядных образов «незримого» («богов» и «духов»), представленных в соответствующих теологических учениях, стремившихся обрести баланс между перспективами «модели Эхнатона» и «модели Кира». Описаны три (по Ф. Н. Козыреву) содержательно дистанцирующихся типа «передачи знания о религии»: «в религии» (конфессионального), «о религии» (религиоведческо-культурологического) и «у религии» (педагогического). В статье рассматриваются некоторые особенности форм передачи «знания о религии» в университетах двух регионов России (Архангельск и Владимир).
Идентификаторы и классификаторы
Проблемы юридически и религиоведчески корректной трансляции знаний о религии составляют важную часть современной коммуникации, особенно в сфере государственного образования. Это зафиксировал Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», где отмечено, что «христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, являющиеся неотъемлемой частью российского исторического и духовного наследия, оказали значительное влияние на формирование традиционных ценностей, общих для верующих и неверующих граждан» [5].
Список литературы
1. Аринин Е. И., Маркова Н. М. Образы “религиозного образования” в России как имплицитный феномен (религиоведческий анализ) // Религиоведение. 2018. № 3. С. 71 - 82. EDN: YTGVSX
2. Башарин П. В. Зороастризм // Энциклопедия религий / под ред. А. П. Забияко, А. Н. Красников, Е. С. Элбакян. М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2008. С. 463. EDN: VMEFMP
3. Кильдяшова Т. А., Сибирцева Ю. А., Рычкова А. В. Религиозно-общественная жизнь в Архангельской области // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2017. № 24 (273). С. 179 - 184. EDN: YLLRSP
4. Такахаси С., Аринин Е. И., Погодина И. В. Межкультурная коммуникация в сфере конфессионально-правовых отношений (моменты общего и особенного в России и Японии) // Концепт: философия, религия, культура. 2021. Т. 5. № 4. С. 158 - 162. EDN: UAGGIF
5. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502.
6. Шохин В. К. Философия религии и её исторические формы (античность - конец XVIII в.). М.: Альфа-М: ИФ РАН, 2010. 784 с.
7. Штернберг Л. Я. Тайлор // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: Т. XXXIIА (64). Тай - Термиты. СПб.: Семеновская типолитография (И. А. Ефрона), 1901. С. 485 - 487.
8. Ярхо В. Н. Была ли у древних греков совесть? (К изображению человека в аттической трагедии) // Античность и современность. М.: Наука, 1972. С. 252 - 353.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматривается динамика изменений жанровой специфики текстов современного деструктивного дискурса. Отмечается доминирование в исследуемой дискурсивной практике малых жанровых форм, повсеместно распространенных в сетевой интернет-коммуникации (пост, комментарий, статус), а также креолизованных речевых материалов (демотиваторы, мемы, тексты), функционирующих в популярных социальных сетях и мессенджерах и не типологизированных в теории генристики.
Статья ставит вопрос о феноменологическом типе рациональности, который представляет разновидность наукообразной духовности, или одухотворённой рациональности, что предоставляет интересный материал о месте религии и духовной культуры в нашей жизни. Стандартное объяснение духовности связано с интерпретацией супра-субъективной силы, которая формирует интуитивное взаимодействие субъекта с миром. Такая духовность аффективна и затронута культурным наполнением посредством исторически обусловленных институций и традиций. Феноменология предлагает особую интроспекцию о духовности путем формулирования многослойности бытия, его интерсубъективности и интенциональности. При обсуждении феноменологической духовности мы стремимся учесть научность и субъективность. Доминирующие представления об исключительности логической ясности натурализма потеснили феноменологию с ее дескриптивностью, коммуникативностью и эмпатией.
В статье рассматривается понятие «справедливость», выражаемая в философии права Б. Н. Чичерина термином «правда». Семантический и содержательный анализ концептов данных понятий осуществлен на основе философско-правовых дискурсов второй половины XIX века. Это позволило сделать вывод о метафизической нагруженности чичеринского понятия «правда-справедливость», а также обосновать персоналистический характер политико-юридической теории русского правоведа.
Сочетание как бы широко употребляется в современной русской разговорной речи. Данная статья посвящена изучению процесса происхождения и становления прототипического аппроксиматора как бы с XVIII века до сегодняшнего дня.
В статье рассматриваются некоторые особенности функционирования в русском языке выражений «человек в футляре» и «как бы чего не вышло». Показывается, что эти выражения, восходящие к известному рассказу А. П. Чехова «Человек в футляре», в процессе своего бытования в языке претерпевают определенные изменения, связанные с особенностями восприятия и трактовкой их носителями языка. Устанавливается, что особенности использования данной единицы в речи обусловлены возможностью разной интерпретации читателями образа главного героя и его окружения, а сама эта возможность заложена автором в тексте рассказа.
В статье проанализированы стихи «С иронией…», «Это наш был мотив…», «На вершине любви…», взятые из сборника «Зелёный остров» Виктора Крупника, московского поэта-эмигранта XX века, в которых отразилась человеческая душа, умеющая любить родину и народ. На основе авторской теории и практики интерпретации и анализа лирического произведения определена структура анализа, в которой важную роль играет сопряженность дотекстовой фоновой информации с сильными позициями, а лексических единиц, ритма и рифмы, средств выразительности - с их влиянием на определение темы и идеи произведения, динамику развития характера лирического героя, а значит, и на широкие философские обобщения читателя, формирующие его мировоззрение.
В статье рассмотрена структура и семантика ономастического пространства романа Зинаиды Дудюк «Сыны Рарога». Определена прагматическая значимость заглавия, отнесённого к идейно-характеристическому типу. Выявлена семантическая нагрузка прямоговорящих и косвенноговорящих антропоэтонимов. Охарактеризована поэтикоономастическая функция компонентов периферийного ономастикона (мифонимов, геортонимов, топонимов, космонимов и др.), позволяющих передать особенности видения мира представителями языческой и христианской культуры.
Статья посвящена вопросам организации и проведения городских выборов в условиях Гражданской войны на Юге России. На примере электоральной кампании в Полтаве осени 1919 года рассматриваются основные тенденции выборов, в том числе активное противостояние групп квартиронанимателей и домовладельцев. Одним из важнейших факторов выборов в Полтаве стал помещичий вопрос. В дискуссиях о выборах принимали активное участие помещики, большей частью оставшиеся анонимными и имевшие существенное значение среди полтавской общественности.
В статье с опорой на многочисленные исторические источники предпринимается попытка охарактеризовать политические взгляды одного из лидеров южнорусского Белого движения - начальника штаба Добровольческой армии и впоследствии Вооруженных Сил на Юге России (ВСЮР) генерал-лейтенанта Ивана Павловича Романовского. Среди современников генерала были распространены самые различные (в том числе откровенно ошибочные и несуразные) представления о его политических убеждениях и симпатиях. Романовского причисляли к «масонам», «социалистам», «республиканцам», считали, что он втайне симпатизирует эсерам и даже является членом этой политической партии. Подобные домыслы и слухи, фактически не имевшие под собой никаких убедительных доказательств и обоснований, стали тем не менее составной частью «черной легенды» о Романовском как о «злом гении» генерала А. И. Деникина и в целом всего южнорусского Белого движения, а впоследствии сыграли отнюдь не последнюю роль в трагической гибели Ивана Павловича весной 1920 г. в Константинополе от руки правого террориста, члена тайной монархической организации М. А. Харузина. Актуальность исследования обусловлена тем, что, несмотря на активный и устойчивый интерес современных исследователей к истории Белого движения в целом, генерал И. П. Романовский до сих пор остается едва ли не самой малоизученной фигурой среди крупных деятелей российской контрреволюции эпохи Гражданской войны 1917 - 1922 гг.
Статья посвящена изучению вопроса государственного централизованного кредитования сельского хозяйства в 1992 - 1995 гг. в стране и решений по данному вопросу в Якутии. Автор обратила внимание на представленный вопрос с точки зрения поиска архивных документов, отражающих степень давления задолженности по данному кредиту на традиционное арктическое хозяйство в первый постсоветский период. На данном этапе исследования результаты представляют гипотезу, раскрывающую систему подобного кредитования сельского хозяйства как крупную историческую проблему.
В статье рассматривается формирование системы трудового обучения детей в БССР в 50 - 80-е гг. ХХ в. Автор указывает причины, по которым трудовое обучение было одним из приоритетных направлений в политике и идеологии государства; формы, посредством которых реализовывали трудовое обучение. Отмечается, что на протяжении рассматриваемого периода политика государства в сфере трудового обучения менялась: от совмещения обучения с производительным трудом до сознательного выбора професcии.
Издательство
- Издательство
- ВлГУ
- Регион
- Россия, Владимир
- Почтовый адрес
- 600000, Россия, Центральный Федеральный округ, Владимирская область, г. Владимир, ул. Горького, дом № 87
- Юр. адрес
- 600000, Россия, Центральный Федеральный округ, Владимирская область, г. Владимир, ул. Горького, дом № 87
- ФИО
- Саралидзе Анзор Михайлович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@vlsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (492) 2532575
- Сайт
- https://ui.vlsu.ru