Архив статей журнала
Опубликование открытых данных в России началось в 2012 г. Спустя почти десять лет качество и количество таких данных существенно возросли. Для облегчения работы с открытыми данными созданы как частные, так и государственные информационные системы. Основной государственной системой в настоящий момент является национальная система управления данными (НСУД). В статье приведен анализ процесса разработки НСУД, выявлены текущие проблемы регулирования управления открытыми данными как на федеральном, так и на региональном уровнях, сформулированы рекомендации по их разрешению.
В статье рассматриваются основные определения понятия «кластер», содержащиеся в нормативных правовых актах Российской Федерации. Подчеркивается, что кластер представляет собой именно совокупность субъектов, осуществляющих производство товаров (работ, услуг) в целях увеличения конкуренции, а не территориальное образование. Отмечается, что, несмотря на широкое употребление в нормативных правовых актах, в том числе субъектов РФ, термина «кластер», законодатели обоих уровней обходят стороной вопрос о закреплении его единого (универсального) легального определения. Автор приходит к выводу, что задачей кластера в первую очередь является достижение экономически полезного результата, в частности увеличение конкуренции и расширение рынков сбыта. Утверждается, что Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» следует рассматривать в качестве основного документа, в котором раскрываются признаки кластера, в целом не противоречащие экономическому и сравнительно-правовому анализу исследуемого коллективного образования. Автор отмечает, что нормативное определение понятия «кластер» поможет задать вектор развития соответствующей законодательной базы.
Исследуются положения законодательства, регламентирующие систему способов удовлетворения государственных и муниципальных нужд, а также релевантные положения юридической доктрины. Обобщена и проанализирована практика арбитражных судов по значимым вопросам разграничения таких инструментов, как публичные закупки и государственно-частное партнерство (в широком смысле). Рассмотрены следующие первостепенные критерии отграничения государственно-частного партнерства, в особенности такой его формы, как концессия, от публичных закупок: 1) предметно-временной, 2) критерий источника финансирования, 3) критерий структуры обязательств и распределения рисков. Сделаны выводы о том, что основным (универсальным) механизмом удовлетворения государственных и муниципальных нужд является осуществление публичных закупок путем проведения конкурентных и неконкурентных процедур, предусмотренных Федеральным законом от 5 апреля 2013 г № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Все иные способы, включая инструменты государственно-частного партнерства, должны применяться, если своевременно и эффективно удовлетворить потребности публично-правовых образований посредством закупочной деятельности невозможно.