Архив статей журнала
Актуальность. Рассмотрена эскалация палестино-израильского конфликта, которая приобрела особый интерес после начала войны между Израилем и движением ХАМАС в конце 2023 г. Целью исследования является выявление особенностей проведения вторжения в Дженин, как предпосылки развития конфликта в сторону крупномасштабной эскалации между Палестинской национальной администрацией и Израилем.
Методы исследования. Исследование основано на принципах объективности, историзма и системного подхода. Наряду с общенаучными методами, такими, как анализ и сравнение, используются историко-сравнительный, ретроспективный, синхронный методы, без которых было бы затрудненным изучение событий, происходивших одновременно в обеих частях палестинской арены (в Секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан).
Результаты исследования. Отмечено, что операция «Дом и сад», а также события вокруг нее наглядно продемонстрировали значительные возможности, которыми на сегодняшний день обладают радикалы Западного берега в рамках вооруженной борьбы против израильтян, в том числе такие, как способность в большом количестве изготавливать собственными силами средства вооруженной борьбы. Радикалы располагают ограниченными ресурсами для военных приготовлений, поэтому способность изготовлять средства вооруженной борьбы необходима для эффективного противостояния израильтянам. Кроме того, ракетное вооружение может являться лишь дополнением к другим, более необходимым, средствам вооруженной борьбы. Сейчас для действующих на Западном берегу реки Иордан радикалов приоритетом является развертывание подземной инфраструктуры, этому способствует то, что подземные объекты могут предоставить им дополнительную возможность маневрирования силами и средствами в ходе противостояния с силами безопасности Израиля.
Выводы. Отмечено, что операция «Дом и сад» имеет особое значение из-за задействованных для ее проведения сил и средств и своих результатов, её следует считать главным эпизодом кампании в районе Дженина. Действия сил безопасности Израиля ослабили позиции радикалов, что в дальнейшем упростило поддержание вооруженного противостояния на Западном берегу Иордана на приемлемом для Тель-Авива уровне в то время, когда значительные силы израильской стороны были задействованы в борьбе с радикалами Сектора Газа и «Хезболлой», а возможность маневрирования этими силами и средствами была ограничена из-за синхронности вооруженного противоборства на палестинском и ливанском направлениях.
Актуальность. Изучение истории экономико-демографического развития китайской провинции Ляонин позволяет проследить истоки современных проблем, связанных с миграцией китайского населения в восточные и юго-восточные провинции и сокращением рождаемости во всем Китае. Для экономико-демографического развития провинции Ляонин после основания КНР в 1949 г. до начала политики «реформ и открытости» в 1978 г. характерны процессы хозяйственного освоения и формирования индустриальной инфраструктуры.
Целью исследования является рассмотрение истории экономико-демографического развития провинции Ляонин в условиях формирования и функционирования северо-восточной промышленной базы Китая с 1954 по 1978 г.
Материалы и методы. Использованы материалы переписей населения КНР за 1953 г., 1964 г.; пятилетние планы (1953–1957, 1958–1962, 1966–1970, 1971–1975, 1976–1980); статистический сборник по промышленному развитию китайских провинций с 1949 по 1989 г., статистические сборники провинции Ляонин. Основными методами исследования при подготовке статьи являлись историко-генетический и статистический. Результаты исследования. В процессе рассмотрения истории экономико-демографического развития провинции Ляонин с 1954 по 1978 г. было выделено несколько этапов: 1) 1953–1957 гг. – экономико-демографическое развитие провинции Ляонин в годы реализации первого пятилетнего плана; 2) 1958–1966 гг. – развитие в сложных условиях промышленных преобразований; 3) 1966–1978 гг. – развитие в годы «Культурной революции» и перехода к политике «реформ и открытости».
Выводы. Время формирования Ляонина как важной промышленной базы Китая с 1953 по 1957 г. оказало влияние на усиление экономического потенциала провинции и рост численности ее населения за счет миграционного притока молодых квалифицированных кадров со всего Китая в Ляонин. Беспрецедентный рост сталелитейных предприятий, а также три года стихийных бедствий (1959, 1960, 1961 гг.) отразились на сокращении рождаемости и снижении естественного прироста населения провинции Ляонин в 1958–1966 гг. В период «Культурной революции» развитие Ляонина сопровождалось уменьшением доли металлургической промышленности и усилением машиностроения. Темпы технологического индустриального обновления снижались, а количество прибывающих квалифицированных работников в Ляонин сократилось. Эти процессы и введение политики планирования семьи в Китае отразились на снижении рождаемости и естественного прироста населения провинции.
Актуальность. Ключевой темой в истории России является аграрный вопрос, в центре которого в XX столетии находится коллективизация. В конце XX – первой четвери XXI века вопрос трансформации аграрной сферы стал центром общественного и научного дискурса после введения в научный оборот новых исторических источников.
Цель исследования – анализ и систематизация современных исследовательских подходов к изучению процесса коллективизации в Советском Союзе в конце 1920-х – 1930-х гг. в контексте процессов модернизации.
крестьянство, коллективизация, историография, деревня, модернизация, советская власть, аграрный вопросМатериалы и методы. Использован междисциплинарный методологический подход: проанализированы работы историков, социологов и культурологов по проблемам коллективизации и модернизации. В изучении историографии применялись методы – сравнительный и структурного анализа.
Результаты исследования. Изучены публикации историков с конца 1980-х до 2020-х гг. о «великом переломе» в жизни российской деревни. На основе комплексного подхода к проблеме коллективизации акцентировано внимание на многогранности и взаимосвязях различных научных взглядов; показано, что коллективизация – это не только локальный исторический феномен, но и часть более широкого, глобального процесса модернизации России.
Выводы. Аграрный вопрос в российской истории и историографии – многогранная тема, важная для понимания экономических, социальных и культурных процессов России. В постперестроечный период оценки «Великого перелома» изменились: сначала он осуждался, но позже стали признавать объективные причины создания колхозной системы. В новейшей историографии исследователи начали рассматривать коллективизацию в контексте модернизации России, подчеркивая преемственность дореволюционного и послереволюционного периодов.
Актуальность. Проведен анализ хозяйственных и социальных связей крестьян с «образцовыми коммунами» на примере коммуны «Ира», располагавшейся в Кирсановском уезде Тамбовской губернии.
Цель исследования – проанализировать особенности взаимоотношения крестьянства с коллективными хозяйствами, которые пользовались наибольшей поддержкой со стороны советской власти в деревне, включая передовые и наиболее экономически эффективные. Актуальность изучения поднятой проблематики опирается на важность использования уникального практического опыта деятельности «образцовых коммун» периода нэпа в современных реалиях.
Материалы и методы. Использовались как опубликованные, так и неопубликованные источники. Наиболее ценные исторические источники представлены материалами из фондов Государственного архива Тамбовской области и Государственного архива общественно-политической истории Тамбовской области. Для этого были применены как общенаучные методы, так и специальные методы исторического исследования. Результаты исследования. На конкретных примерах продемонстрировано влияние «образцовой» коммуны «Ира» на окружающее ее население. Выделены основные формы коммуникации: от экскурсий на показательные поля до бесед и кинопоказов в клубе. На ко нкретных примерах продемонстрировано культурное влияние коллективного хозяйства на крестьян.
Выводы. Выделено значение «образцовых коммун» периода новой экономической политики в поступательной социально-экономической трансформации традиционной деревни, при внесении новаций в устоявшиеся нормы и практики крестьянства. На примере коммуны «Ира» выявлено ее влияние на деревню в социокультурной среде, хозяйственной сфере.
Актуальность. Исследован демографический портрет крестьянства первой половины 1920-х гг. Актуальность исследования обусловлена необходимостью комплексного изучения российского крестьянства поколения «революционного перелома» (родившихся на рубеже XIX–XX веков). Цель – дать развернутую демографическую характеристику указанной возрастной когорты сельского социума в период масштабных социально-политических потрясений. Материалы и методы. В целях определения факторов, влиявших на модель демографического поведения крестьян, проанализированы статистические сборники по Воронежской, Орловской, Курской и Тамбовской губерниям. Для данных источников характерно наличие объективных данных по населению с минимальными идеологическими искажениями. Сделан акцент на основных демографических показателях: рождаемость, смертность, брачность, естественный прирост населения. Использован широкий пласт материалов, основанных на переписях, опросах, специальных исследованиях и наблюдениях. Также рассмотрены труды видных этнографов 1920-х гг. Результаты исследования. Проанализированы особенности демографического поведения поколения «революционного перелома» периода новой экономической политики. Изучено влияние войн и революций на семейное поведение крестьян. Рассмотрены особенности заключения браков и совершения разводов. Исследована специфика компенсаторной рождаемости после череды войн. Установлены основные причины смертности крестьян поколения «революционного перелома». Также определены факторы увеличения продолжительности жизни и снижения уровня смертности деревенского населения.
Актуальность. Современные условия развития общества инициируют внедрение в школы новых образовательных задач, предполагается, что обучение должно строиться не только на формировании знаний, но и на организации и развитии опыта творческой деятельности. Именно поэтому следует разнообразить учебный процесс внедрением различных инновационно-образовательных технологий. Это поможет учащимся мыслить по-новому и творчески подходить к решению поставленных задач.
Цель исследования – развитие творческих способностей учащихся путем внедрения в образовательный процесс инновационно-образовательных технологий.
Методы исследования. Выбор методов исследования обусловлен особенностями современного педагогического процесса. Данная специфика определила в качестве основополагающих следующие методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы, синтез, сравнение, включенное наблюдение, обобщение полученных данных.
Результаты исследования. Применение инновационных технологий дает массу возможностей как учителю, так и ученику. Учитель с их помощью может решить различные образовательные задачи. Ученик может сам, пробуя, ошибаясь и выходя на правильный путь, идти к решению той или иной проблемы, идти к поставленной цели, что, в свою очередь, является предпосылкой формирования творческих качеств личности. Использование предложенных методов благоприятно влияет на учащихся, так как у них развиваются творческие способности, уверенность в себе, самостоятельность, активность, логическое мышление, они избавляются от стереотипов и барьеров. Применение инновационных технологий насыщает процесс обучения необходимыми эмоциями, создает атмосферу для продуктивной работы.
Выводы. Применение инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе способствует: расширению общекультурного кругозора учащихся; развитию их интеллектуальных и творческих способностей, исследовательских и организационных умений, деловых и коммуникативных качеств; формированию ценностных ориентаций, гражданской позиции и навыков жизнедеятельности в обществе.
Актуальность. Новая образовательная парадигма направлена не только на совершенствование образовательных практик, но и на продвижение практик социокультурных, влияющих на смысложизненные ориентации обучающихся. Взаимосвязь социального института образования с ведущими современными трендами и аттитюдами очевидна, что в свою очередь инициировало представленное исследование.
Целью проведенного исследования является изучение рисков влияния ценностей и манифестов массовой культуры на формирование модусов поведения современной молодежи и определение направлений социально-педагогической деятельности, направленной на противодействие девиантогенного воздействия агентов массовой культуры.
Материалы и методы. В ходе проведенного исследования были использованы диалектический, историко-ретроспективный и аксиологический методы исследования, а также метод реконструкции социальной реальности.
Результаты исследования. Было выявлено, что совокупность новообразований смысложизненных ориентаций играет важную роль в формировании поведения личности и определяет ее развитие, что подтвердило значимость изучения личностных смыслов и ориентаций для понимания человеческого поведения и развития личности в целом.
Выводы. Сложная современная социальная ситуация создает неопределенность в вопросах формирования личности и определении вектора развития подрастающего поколения в условиях образовательной организации. Чтобы преодолеть данное обстоятельство, необходимо составить комплексное педагогическое представление о полисистемной организации человека (подростка), где основным ориентиром будет его движение к самому себе, к самоосуществлению и самоактуализации.
Актуальность. Изучение истории экономико-демографического развития китайской провинции Ляонин позволяет проследить истоки современных проблем, связанных с миграцией китайского населения в восточные и юго-восточные провинции и сокращением рождаемости во всем Китае. Для экономико-демографического развития провинции Ляонин после основания КНР в 1949 г. до начала политики «реформ и открытости» в 1978 г. характерны процессы хозяйственного освоения и формирования индустриальной инфраструктуры. Целью исследования является рассмотрение истории экономико-демографического развития провинции Ляонин в условиях формирования и функционирования северо-восточной промышленной базы Китая с 1954 по 1978 г. Материалы и методы. Использованы материалы переписей населения КНР за 1953 г., 1964 г.; пятилетние планы (1953–1957, 1958–1962, 1966–1970, 1971–1975, 1976–1980); статистический сборник по промышленному развитию китайских провинций с 1949 по 1989 г., статистические сборники провинции Ляонин. Основными методами исследования при подготовке статьи являлись историко-генетический и статистический. Результаты исследования. В процессе рассмотрения истории экономико-демографического развития провинции Ляонин с 1954 по 1978 г. было выделено несколько этапов: 1) 1953–1957 гг. – экономико-демографическое развитие провинции Ляонин в годы реализации первого пятилетнего плана; 2) 1958–1966 гг. – развитие в сложных условиях промышленных преобразований; 3) 1966–1978 гг. – развитие в годы «Культурной революции» и перехода к политике «реформ и открытости». Выводы. Время формирования Ляонина как важной промышленной базы Китая с 1953 по 1957 г. оказало влияние на усиление экономического потенциала провинции и рост численности ее населения за счет миграционного притока молодых квалифицированных кадров со всего Китая в Ляонин. Беспрецедентный рост сталелитейных предприятий, а также три года стихийных бедствий (1959, 1960, 1961 гг.) отразились на сокращении рождаемости и снижении естественного прироста населения провинции Ляонин в 1958–1966 гг. В период «Культурной революции» развитие Ляонина сопровождалось уменьшением доли металлургической промышленности и усилением машиностроения. Темпы технологического индустриального обновления снижались, а количество прибывающих квалифицированных работников в Ляонин сократилось. Эти процессы и введение политики планирования семьи в Китае отразились на снижении рождаемости и естественного прироста населения провинции.
Актуальность. Анализ современной историографии нэпа позволяет оценить состояние исследований по данной научной тематике, выявить сильные и слабые стороны историографического процесса, определить перспективные направления исследований. Полагаем, что проведенный анализ в целом поможет актуализировать авторский научный поиск. Материалы и методы. В основе методологического подхода к анализу литературы ввиду наличия обширнейшей по количеству публикаций, что делает практически невозможным детальный историографический анализ, положен селективный метод, когда анализируются наиболее авторитетные публикации, оценки и выводы которых определили ракурс последующих исследований. Второй метод – акцентирование внимания на специфические исследовательские направления, которые отчетливо проявляются в современном историографическом процессе. Результаты исследования. Современная историография нэпа обширна как по тематическому разнообразию, так и степени изученности исследовательских вопросов. Процесс изучения продолжается, нэповская тематика далеко не исчерпана и остается привлекательной для исследователей. Исследовательский процесс становится методологически многоплановым, по источникам более многомерным, по содержанию междисциплинарным. Результатом современного историографического процесса можно считать формирование более реальной позиции в оценке исторической модели нэпа со всеми ее элементами.
Выводы. Результаты изучения позволяют дать реалистическую картину состояния современного историографического процесса, выявить новые методологические подходы к изучению проблем нэпа, расширить тематическое многообразие и обратить внимание на имеющие проблемы в данном историографическом сегменте.
Актуальность. Проблема участия православного духовенства в выборах в Государственную думу Российской империи остается по-прежнему одной из самых сложных и малоизученных.
Целью исследования является изучение реакции светской периодической печати на участие православного духовенства в выборах во II Государственную думу.
Материалы и методы. Объектом исследования является представленное в светской периодической печати мнение представителей различных общественно-политических кругов об участии православных священников в выборах в Государственную думу. Исследование выполнено методами контент-анализа, сравнительного анализа и типологии на материалах ведущих периодических изданий Российской империи (как партийных, так и внепартийных). Результаты исследования. Выявлено, как представители различных общественных кругов относились к участию православного духовенства в выборах в Государственную думу. Выделены следующие ключевые моменты, по которым шла дискуссия в периодической печати: роль духовенства в политическом процессе, участие духовенства в деятельности партий, отношение к делу священника Г. С. Петрова, православное духовенство и итоги выборов в Государственную думу.
Выводы. Православное духовенство рассматривалось как важный актор в избирательной кампании. Для правых изданий священники выступали их союзниками, с помощью которых планировалось провести в Думу как можно больше монархистов. При этом отдельные представители правой печати были против участия священников в выборах. Для кадет, социалдемократов и близкой к ним периодической печати священники выступали проводниками политической воли бюрократии, стремившейся увеличить число консервативно настроенных депутатов в Думе.
Актуальность. Возможности Интернета в Африке позволяют добиваться всеобщей грамотности, доступа к образованию для девочек и детей-инвалидов и т. д. Целью исследования является анализ проникновения Интернета и цифровых технологий в школы Ганы, раскрывая проблемы в данном направлении, национальную специфику интеграции и амбициозные проекты Правительства.
Материалы и методы. На основе сравнительного, социологического, статистического и факторного анализа изучены образовательная документация Ганы и международных организаций, труды ганских ученых, социологические опросы, отчеты официальных ведомств, отзывы СМИ, учащихся и педагогов о цифровых технологиях в школах. Результаты исследования. Проанализирована национальная статистика о доступе к Интернету и использовании цифровых технологий гражданами, о доступе и цифровых навыках ганских учителей. Определены факторы внедрения Интернета в ганском обществе. Выявлены проблемы цифровой интеграции в школах Ганы. Определена правовая база цифровизации, проанализированы значимые проекты цифровизации общего образования.
Выводы. В Гане разработана политика информационно-коммуникационные технологии, направлениями которой стали создание инфраструктуры, образовательной среды, профессиональное развитие учителей, развитие цифровых навыков школьников. Они поддерживаются законодательно, финансово и методически; властями и обществом реализуются значимые проекты, связанные с доступом к Интернету. Однако большинство из них направлены только на отдельные узкие категории учащихся, не затрагивая многих школьников. К организационным трудностям, создающим подобное противоречие, относятся материально-финансовые дефициты образования и субъективное неприятие.
Актуальность. Масштабы реализации образовательных проектов в Российской Федерации растут. Разрабатываются различные федеральные проекты, дорожные карты развития образования, прорабатываются стратегии и политики проектирования будущего образования и т. д. Сопоставлены результаты собственных исследований по управлению рисками образовательных проектов с существенными признаками, характеризующими текущее состояние управления рисками образовательных проектов.
Цель исследования – обоснование выявленных и сформулированных в ходе настоящего исследования существенных признаков, отражающих смыслы и ценности процесса управления рисками образовательных проектов.
Материалы и методы. Использованы тексты научных статей, документы заявок на получение статуса республиканской инновационной площадки, документы, обобщающие опыт работы конкурсантов в области образовательных проектов в республиканском конкурсе «Педагог года УР», документы, регламентирующие образовательные проекты в рамках Национального проекта «Образование», документы, направленные на развитие педагогического образования и подготовки педагогических работников, тексты образовательных программ высшего образования – бакалавриат, магистратура и аспирантура, тексты проектных работ по совершенствованию педагогического образования в вузах, которые в целом отражают достаточно упорядоченную и реализовавшуюся в образовательной среде концепцию управления рисками образовательных проектов. Исследование проводилось методами контент-анализа, критического дискурса, рефлексивной проблематизации, сравнения и синтеза. Результаты исследования. Выделены смысловые единицы конструкта «управление рисками образовательных проектов» и дана их классификация, сопоставлены результаты собственного исследования по каждой смысловой единице с реальным состоянием процессов управления рисками. Показано, что управление рисками образовательных проектов меняется, экспертное сообщество все чаще включает управление рисками как неотъемлемый элемент в свою деятельность, при этом институционализация управления рисками образовательных проектов находится в стадии становления. Результаты исследования могут быть полезны при разработке и реализации процессов управления проектами на разных уровнях системы образования.
Выводы. Деятельность субъекта образовательного проекта уже включает управление рисками, при этом процесс выстраивается на осознанном использовании междисциплинарного подхода, требующего специальной подготовки, включающего осознание субъектом норм, правил, закономерностей управления рисками.