Архив статей журнала
На основе анализа положений Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении», Уголовного кодекса Российской Федерации, Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов выявляется ряд недостатков регулирования условно-досрочного освобождения, замены неотбытой части наказания более мягким и освобождения от наказания в связи с болезнью осужденного, принимаемых судом в экстремальных условиях, то есть при наступлении стихийных бедствий либо введении чрезвычайного или военного положения. В статье акцентируется внимание на ряде вопросов: приостановление права осужденного на подачу ходатайства о досрочном освобождении с оставлением возможности такого обращения у администрации учреждения или органа, исполняющего наказание; отнесение участия осужденного в аварийно-спасательных и других неотложных работах к критериям условно-досрочного освобождения или замены неотбытой части наказания более мягким; вменение освобождаемому лицу постпенитенциарных обязанностей, связанных с устранением последствий экстремальных условий.
На основе анализа положений нормативных правовых актов (Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и других законов) выявляется ряд коллизий законодательства, регламентирующего применение режима особых условий в различных учреждениях уголовно-исполнительной системы (преимущественно в исправительных учреждениях и следственных изоляторах). Акцентируется внимание на основаниях введения режима особых условий в рассматриваемых учреждениях, организации их деятельности, объеме ограничений, налагаемых на содержащихся лиц, процедуре введения режима особых условий. Отдельно отмечается отсутствие законодательного регулирования введения режима особых условий в исправительных центрах.