Архив статей журнала

Развитие российской сферы некрупных субъектов хозяйствования и ее государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях в чрезвычайных условиях (2024)
Выпуск: Том 29, №4 (2024)
Авторы: Виленский Александр Викторович

Поддержка некрупного предпринимательства является существенным инструментом государственной политики противодействия кризисным явлениям, обеспечения социально экономического развития. В статье рассматриваются результаты воздействия в чрезвычайных условиях последних лет расширения системы государственной поддержки некрупных субъектов хозяйствования в России на динамику развития их составных групп: малое, среднее, индивидуальное предпринимательство, а также самозанятые. Последние официально, по закону, не являются предпринимателями. Но они обычно рассматриваются в официальных российских документах, включая материалы стати - стики, как общее целое с малым и средним предпринимательством. Объектом исследования являются как эти группы некрупных субъектов хозяйствования, так и сама система их поддержки в ее нынешнем виде. Сделан вывод, что наблюдающийся в нашей стране ускоренный рост занятых в группе малого и среднего предпринимательства, в группе самозанятых вызван значительным улучшением системы их государственной поддержки. Рывок в формировании и расширении этой системы поддержки обусловлен повышенным вниманием государства к сфере некрупных субъектов хозяйствования как к действенным средствам противодействия кризисным процессам, демпфирования экономических и социальных провалов. Это повышенное внимание обусловлено чрезвычайно сложной ситуацией в экономике страны и ее регионов. Обращает на себя внимание учет в системе государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, а также самозанятых специфики каждой из региональных экономик страны.

Сохранить в закладках
Митигационный потенциал и государственная поддержка лесоклиматических проектов в России (2024)
Выпуск: Том 29, №4 (2024)
Авторы: Мазиев Марат Дмитриевич, Хабриев Булат Рамилович, Бахтизина Нафиса Владиславовна

Россия, обладающая значительным потенциалом увеличения поглощаю - щей способности экосистем, способным обеспечить ей статус мирового климатического донора, в настоящее время недостаточно эффективно использует такой инструмент митигации, как лесоклиматические проекты. Причины этого – незрелость отечественной нормативноправовой базы и механизма государственной поддержки лесоклиматических проектов, а также низкая активность российских компаний на национальном и международном добровольных углеродных рынках. В статье рассмотрены оценки выбросов и поглощений парниковых газов в России и мире. В работе определена роль лесного хозяйства в выполнении ключевой долгосрочной цели национальной климатической политики – достижении не позднее 2060 г. баланса между антропогенными выбросами парниковых газов и их поглощением. Авторами раскрыто содержание лесоклиматических проектов, показана их значимость для социо-эколого-экономической системы регионов и обоснована необходимость предо - ставления государственной поддержки приоритетным проектам. В статье предложен подход к оценке и отбору лесоклиматических проектов для государственной поддержки в регионах.

Сохранить в закладках
Доходность сельского хозяйства в России и меры по ее регулированию (2024)
Выпуск: Том 29, №4 (2024)
Авторы: Петриков Александр Васильевич

После 2021 г. наметилась тревожная тенденция снижения доходности сельскохозяйственного производства, что отрицательно сказывается на инвестиционной привлекательности отрасли и создает риски для ее роста в среднесрочной перспективе. Кроме того, как показывает проведенный в статье анализ, наблюдается существенная дифференциация рентабельности сельского хозяйства по регионам страны, крупным и мелким хозяйствам, а также по отдельным подотраслям аграрного производства. Задача создания в сельском хозяйстве равных с другими отраслями условий получения доходов относится к одной из главных задач аграрной политики. Существенным фактором, определяющим снижение рентабельности сельскохозяйственных предприятий, является опережающий рост (диспаритет) цен на ресурсы и услуги для сельского хозяйства по сравнению с ценами на сельскохозяйственную продукцию. Автор статьи предлагает ряд мер по смягчению этого диспаритета.

Сохранить в закладках
Инструменты пространственного развития (2024)
Выпуск: Том 29, №4 (2024)
Авторы: Одинцова Александра Владимировна

В экспертном и научном сообществах идет активное обсуждение проекта новой (обновленной) Стратегии пространственного развития Российской Федерации. Для того чтобы это обсуждение было плодотворным, важно оценить возможности уже существующих и апробированных в российских условиях инструментов пространственного развития и механизмов инфраструктурной поддержки регионов. Важным представляется оценка результатов их функционирования с точки зрения целей, стоящих перед пространственным развитием в целом. В статье дается характеристика основных инструментов пространственного развития, обеспечивающих инфраструктурную поддержку социально-экономического развития регионов: государственных программ (прежде всего индивидуальных программ социально-экономического развития регионов), преференциальных режимов (особые экономические зоны, территории опережающего социально-экономического развития, Свободный порт Владивосток, специальный административный район, Арктическая зона Российской Федерации), а также совокупности механизмов, включенных в проект «Инфраструктурное меню» (инфраструктурные бюджетные кредиты, специальные казначейские кредиты, инфраструктурные облигации ДОМ. РФ). На примере реализации отдельных программ и проектов рассматриваются результаты применяемых механизмов и динамика их распространения на территории России.

Сохранить в закладках
Развитие опорных населенных пунктов в контексте пространственного развития Российской Федерации (2024)
Выпуск: Том 29, №4 (2024)
Авторы: Лукьянова Наталья Ильинична, Глигич-Золотарева Милена Валериевна

Развитие опорных населенных пунктов в настоящее время провозглашено одним из приоритетных направлений пространственного развития России. В настоящее время государством проводится ра - бота по правовому и методическому обеспечению создания опорных населенных пунктов, сформирован перечень из более чем 2 тыс. таких пунктов. В субъектах Российской Федерации идет подготовка долго - срочных планов социально-экономического развития опорных населенных пунктов. Утверждены долгосрочные планы комплексного социально-экономического развития 22 агломераций и городов, расположенных в Дальневосточном федеральном округе, а также перечень опорных на - селенных пунктов в Арктической зоне Российской Федерации. Положения о Едином перечне опорных населенных пунктов инкорпорированы в разрабатываемую Стратегию пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 г. с прогнозом до 2036 г. Эти процессы высветили ряд проблем в рассматриваемой сфере, в связи с чем концепция опорных населенных пунктов нуждается в дальнейшей проработке, теоретическом осмыслении, анализе информации о практической реализации данного инструмента и соответствующем нормативно-правовом закреплении необходимых новаций.

Сохранить в закладках
Научно-технологическое развитие сельского хозяйства России в современных условиях (2025)
Выпуск: Том 30, №1 (2025)
Авторы: Петриков Александр Васильевич

В последнее десятилетие государством предпринимаются меры по стимулированию инноваций в сельском хозяйстве. Однако уровень научно-технологического развития отрасли не отвечает общественным потребностям. Инновационная активность сельскохозяйственных товаропроизводителей ниже, чем в среднем по экономике. Импорт сельскохозяйственных технологий существенно уступает экспорту, что создает риски для продовольственной безопасности. В статье анализируются проблемы научно-технологического развития аграрного сектора и обосновываются пути их решения: преодоление ведомственной разобщенности в организации управления аграрной наукой; рост объемов и оптимизация структуры финансирования сельскохозяйственных исследований; реорганизация сети государственных аграрных НИИ и опытных хозяйств; стимулирование притока в аграрную науку молодых ученых.

Сохранить в закладках
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАСТЕР-ПЛАНОВ (2025)
Выпуск: Том 30, №1 (2025)
Авторы: Глигич-Золотарева Милена Валериевна, Науменко Никита Юрьевич

В 2021 г. стал применяться новый инструмент развития городов – мастер-планы. Изначально их планировалось использовать для 25 городов Дальнего Востока, но со временем речь шла уже не просто о строительных планах, а о задании вектора долгосрочного развития территорий. В то время как генеральные планы характеризуются не - достаточной гибкостью и превращаются в формальные документы, предполагается, что разработка мастер-планов позволит снять эти проблемы, обеспечив баланс между интересами жителей, бизнеса, властей и инвесторов. Вместе с тем неопределенность со статусом и содержанием мастер-планов провоцирует различные коллизии, в частности, с градостроительными нормами и планами землепользования и застройки, т. к. мастер-план в настоящее время не интегрирован в иерархию градостроительной документации. Его преимущество, с одной стороны, в том, что порядок принятия этого инструмента развития слабо урегулирован регламентами, благодаря чему он сохраняет гибкость и комплексность. Но с другой стороны, неурегулированность мастер-плана нормами законодательства может привести к повышенной коррупциогенности его реализации. В нормативном обеспечении мастер-планов на сегодняшний день остается множество пробелов, влияющих на эффективность их практической реализации. В статье делается вывод о необходимости тщательной проработки нормативной базы во избежание коллизий мастер-планов с другими градостроительными документами и документами территориального и стратегического планирования, а также зарегулированности этого нового инструмента развития территорий.

Сохранить в закладках