Архив статей журнала
В статье рассматривается Струнный квартет № 1 Александра Гречанинова в аспекте ретроспективистских тенденций времени. Цель работы - выявить и соотнести смысловые пласты художественного содержания раннего камерно-инструментального опуса композитора со стилевыми явлениями русской художественной культуры конца XIX века. Использование культурологического подхода и методов историко-стилевого анализа позволило определить место камерного опуса А. Гречанинова в художественном пространстве русской музыки, дать объективную оценку его идейно-образного содержания. В результате исследования были определены признаки музыкального ретроспективизма: национальная характерность «alla russа», мечтательный ретроспективизм дворянской усадьбы, онтология русского пейзажа. Их стилистическим выражением в музыкальном языке Квартета стали фольклорные корни тематизма, господство мелодизма, изысканная пластика танца, жизнеутверждающий тонус жанровых сцен, музыкальные аллюзии.