Архив статей журнала
В настоящей статье рассматриваются два цикла инструментальных и вокальных миниатюр русских композиторов - фортепианный цикл «Детский альбом» П. И. Чайковского (1878 г.) и вокальный цикл «Детская» М. П. Мусоргского (1872 г.) с точки зрения их возможности применения в учебном процессе китайских общеобразовательных школ; формулируются методические рекомендации их изучения с точки зрения развития ключевых музыкально-эстетических навыков в курсе уроков музыки в китайской школе. Из всего числа сочинений данной категории, написанных русскими композиторами XIX века, были выбраны два наиболее важных в современной музыкальной педагогике сочинения - «Детская» М. П. Мусоргского и «Детский альбом» П. И. Чайковского, которые подразделяются на разные тематические и дидактические группы, отличающиеся между собой по способу содержательной реализации детской сферы и по заявленным дидактическим целям, которые были рассмотрены в контексте адаптации музыкального материала для использования на школьных уроках музыки в КНР. Оба сочинения ведут свою художественную преемственность от традиций, заложенных Робертом Шуманом, но фортепианный цикл М. П. Мусоргского «Детская» ранее в школьный курс музыки в КНР не включался. Предложена модель урока в средней школе, на котором изучаются эти произведения. В результате исследования делается вывод о том, что тема детства и юности в фортепианных циклах русских композиторов XIX века является эффективным средством музыкально-эстетического воспитания китайских школьников.
Статья посвящена исследованию русского романса XIX века, где внимание акцентируется на музыкальной и эстетической интеграции голоса и фортепиано. Рассматриваются вокальные миниатюры таких композиторов, как М. Глинка, А. Даргомыжский, П. Чайковский и Н. Римский-Корсаков, которые внесли значительный вклад в развитие жанра романса. Важным аспектом анализа является изучение взаимодействия между вокальной линией и фортепианной партией. Это взаимодействие рассматривается как ключевой элемент, определяющий уникальность и выразительность романса. Баланс между голосом и фортепиано, их диалог и взаимодополнение создают многогранность звучания и поддерживают внимание слушателя. В результате, такой анализ позволяет глубже понять эстетические и музыкальные особенности русского романса XIX века, а также оценить мастерство композиторов в создании этого жанра.