Статья: ЦИКЛЫ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ XIX ВЕКА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ МУЗЫКИ КНР (2025)

Читать онлайн

В настоящей статье рассматриваются два цикла инструментальных и вокальных миниатюр русских композиторов - фортепианный цикл «Детский альбом» П. И. Чайковского (1878 г.) и вокальный цикл «Детская» М. П. Мусоргского (1872 г.) с точки зрения их возможности применения в учебном процессе китайских общеобразовательных школ; формулируются методические рекомендации их изучения с точки зрения развития ключевых музыкально-эстетических навыков в курсе уроков музыки в китайской школе. Из всего числа сочинений данной категории, написанных русскими композиторами XIX века, были выбраны два наиболее важных в современной музыкальной педагогике сочинения - «Детская» М. П. Мусоргского и «Детский альбом» П. И. Чайковского, которые подразделяются на разные тематические и дидактические группы, отличающиеся между собой по способу содержательной реализации детской сферы и по заявленным дидактическим целям, которые были рассмотрены в контексте адаптации музыкального материала для использования на школьных уроках музыки в КНР. Оба сочинения ведут свою художественную преемственность от традиций, заложенных Робертом Шуманом, но фортепианный цикл М. П. Мусоргского «Детская» ранее в школьный курс музыки в КНР не включался. Предложена модель урока в средней школе, на котором изучаются эти произведения. В результате исследования делается вывод о том, что тема детства и юности в фортепианных циклах русских композиторов XIX века является эффективным средством музыкально-эстетического воспитания китайских школьников.

This article examines two cycles of instrumental and vocal miniatures by Russian composers - the piano cycle «Children’s Album» by P. I. Tchaikovsky (1878) and the vocal cycle «Children’s» by M. P. Mussorgsky (1872) from the point of view of their possible application in the educational process of Chinese secondary schools; methodological recommendations for their study are formulated from the point of view of development of key musical and aesthetic skills in the course of music lessons at a Chinese school. This article examines in detail the features of a specific musical genre - piano and vocal cycles, whose musical content is devoted to the theme of childhood and adolescence, as well as the perception of the world through the eyes of a child. From the total number of works in this category written by Russian composers of the XIX century, two of the most important works in modern musical pedagogy were selected - “Children’s” by M. P. Mussorgsky and “Children’s Album” by P. I. Tchaikovsky, which are divided into different thematic and didactic groups, differing from each other in the way of meaningful realization of the children’s sphere and according to the stated for didactic purposes, which were considered in the context of adapting musical material for use in school music lessons in the PRC. Both compositions trace their artistic continuity from the traditions laid down by Robert Schumann, but M. P. Mussorgsky’s piano cycle “Children’s” was not previously included in the school music course in China. A model of a secondary school lesson in which these works are studied is proposed. The research concludes that the theme of childhood and youth in the piano cycles of Russian composers of the XIX century is an effective means of musical and aesthetic education of Chinese schoolchildren.

Ключевые фразы: уроки музыки в китайских общеобразовательных школах, русская музыка, фортепианные циклы, вокальные циклы, детская музыка, музыка о детях, пи чайковский, мп мусоргский
Автор (ы): Чжан Бойя
Журнал: BULLETIN OF THE INTERNATIONAL CENTRE OF ART AND EDUCATION

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

УДК
7.03. История искусства. Художественные стили, направления, школы, влияния История отдельных искусств относится к соответствующим разделам 71/79
Для цитирования:
ЧЖАН Б. ЦИКЛЫ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ XIX ВЕКА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ МУЗЫКИ КНР // BULLETIN OF THE INTERNATIONAL CENTRE OF ART AND EDUCATION. 2025. № 2
Текстовый фрагмент статьи